#4 2020 (69)

Благодарности

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Специальный выпуск журнала «Третьяковская галерея» посвящен выдающемуся художнику, значительной фигуре в истории русского искусства ХХ века Роберту Рафаиловичу Фальку (1886-1958). Журнал составлен преимущественно из воспоминаний о художнике современников, непосредственно общавшихся с мастером: его вдовы А.В. Щекин-Кротовой, переводчицы и педагога В.И. Прохоровой, художников Е.Н. Зельдович-Гальпериной, Т.М. Верховской и И.М. Зейтмана, искусствоведа О.С. Северцевой, дочери художницы Е.П. Левиной-Розенгольц - Е.Б. Левиной. Многие из этих материалов впервые публикуются и вводятся в научный оборот, некоторые представляют собой републикации с новыми комментариями, предисловием и иллюстрациями.

«Апостол живописи» Роберт Фальк

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

«Фальк! Это был маленький праздник, это было большое прозрение и откровение. Оно было в том, что совсем рядом со мной (я на Остоженке, он - в Соймоновском) живет и работает в необычной московско-парижской мастерской (я не судья, и судей тут нет) апостол искусства, живописи (я не живописец, но не слепой), человек с умнейшим лицом и уставшими глазами».

О ВОСПОМИНАНИЯХ ВДОВЫ ХУДОЖНИКА

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Юлия Диденко

Мемуарный раздел выпуска журнала «Третьяковская галерея», посвященного Р.Р. Фальку, открывают публикации трех материалов, принадлежащих перу вдовы художника - Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой (1910-1992), чье имя неразрывно связано в истории русской культуры с именем художника. Она происходила из старинного дворянского рода, по профессии была переводчиком с немецкого языка, педагогом. Встреча с Фальком произошла вскоре после его возвращения из Парижа, в 1939 году, и сразу же они соединили свои судьбы. На протяжении почти двадцати лет Ангелина Васильевна была для Фалька самым близким человеком, другом, единомышленницей, помощницей. После смерти Роберта Рафаиловича она осталась беззаветно верна его памяти. «Вспоминаются все трудные разговоры последнего времени, последних лет, и только теперь я понимаю, что Фальк внушал мне, что я должна нести его посмертную судьбу, он мне ее вверял, даже требовал взять на свои плечи весь груз его жизни, сохранить ее след», - писала она на склоне лет.

Роберт Фальк «Вот вам мои люди»

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Ангелина Щекин-Кротова

Фальк не любил называть жанр, в котором он работал с наибольшим увлечением, портретом. В этом слове чудилось ему что-то слишком официальное, репрезентативное. «Я люблю писать людей», - говорил он и, показывая друзьям свои картины в мастерской, прибавлял: «Вот вам мои люди». Разные это были люди, но среди них не было ни одного человека, которого бы он писал по заказу, а не по зову сердца. Иные привлекали его своим внешним обликом, характерностью. Он любил писать старых людей - долгая и трудная жизнь обработала их своим беспощадным резцом. Но он очень любил также писать нежные, как цветы, лица молодых женщин. В женских портретах Фалька есть всегда какая-то манящая тайна. <...> В мужских моделях его чаще всего привлекал интеллект, яркий характер. Надо сказать, что Фалька реже интересовала внешность человека, его внутренний мир был для него куда интересней. Обычно желание рисовать и писать возникало на почве общих интересов, обмена мыслями и задушевных бесед.

Автопортреты Роберта Фалька

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Ангелина Щекин-Кротова

Мне известны 27 автопортретов Фалька, но их было, очевидно, больше. Большинство этих портретов находится в музеях, некоторые - в частных собраниях.

Поздние натюрморты Фалька

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Ангелина Щекин-Кротова

Фальк очень внимательно относился к постановке натюрморта. Иногда он подбирал предметы, чтобы составить из них некий преследующий его цветовой аккорд, иной раз загорался от случайно увиденного сочетания предметов, но большей частью это было осуществлением давно лелеемого образа, замысла, и тогда подсказка натуры лишь помогала создать необходимую ему постановку.

Штрихи к жизнедеятельности Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Александра Шатских

С Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой мне посчастливилось познакомиться на почве делового сотрудничества. Немного предыстории.

«Лицо Фалька как человека». ВОСПОМИНАНИЯ О ХУДОЖНИКЕ

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Вера Прохорова

Впервые публикуются устные воспоминания о Фальке филолога и педагога Веры Ивановны Прохоровой (1918-2013), записанные внуком и последователем В.Д. Дувакина - Дмитрием Борисовичем Споровым

«...На меня как будто лавина искусства обрушилась». ВОСПОМИНАНИЯ О РОБЕРТЕ ФАЛЬКЕ

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Елизавета Зельдович-Гальперина

Впервые публикуются воспоминания о Р.Р. Фальке художницы Елизаветы Наумовны Зельдович (1902-1985, в замужестве Гальпериной). Материал относится к особому жанру «устной истории». Беседа с Зельдович-Гальпериной, фрагмент которой представлен читателю, была записана на магнитофон 5 марта 1981 года филологом Виктором Дмитриевичем Дувакиным, создавшим уникальное собрание устных мемуаров по истории русской культуры первой половины ХХ века, которое стало основой отдела устной истории Научной библиотеки МГУ. Известно, что Дувакин обратился к художнице по совету ее гимназической подруги, первой жены художника Осмеркина, Елены Константиновны Осмеркиной (в девичестве Гальпериной), с которой беседовал в 1980 году.

«...Незабвенный мой друг и товарищ по кисти». ПАРИЖСКИЕ ВСТРЕЧИ С РОБЕРТОМ ФАЛЬКОМ

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Татьяна Верховская

Воспоминания художницы Татьяны Михайловны Верховской (1895-1980, в замужестве Гиршфельд) о Р.Р. Фальке впервые публикуются на страницах журнала. Она, как и Фальк, окончила Московское Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) по классу К.А. Коровина. В 1939-м вступила в Союз художников СССР и впоследствии стала известна главным образом как театральная художница. Она работала в качестве декоратора и художника по костюмам в московских театрах: Частном театре Ф. Корша, Театре Сатиры, Театре оперетты, Большом театре.

«Люблю в пристанище я это заходить...»

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Елена Левина

Свои воспоминания «Люблю в пристанище я это заходить...» Елена Борисовна Левина назвала строчкой из стихотворения Ксении Некрасовой, так как никто столь точно и поэтично не отразил ту особую атмосферу, которая присутствовала в мастерской, где жили Фальк и его жена Ангелина Васильевна. Некрасова дружила с ними, часто приходила к ним в дом, где находила приют и стала моделью одного из лучших портретов художника.

«...В верхушках деревьев отражается небо». ВОСПОМИНАНИЯ О РОБЕРТЕ РАФАИЛОВИЧЕ ФАЛЬКЕ

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Исай Зейтман

Живописец Исай Михайлович Зейтман[1] (1899-1996) прожил долгую жизнь, охватившую практически весь ХХ век. Удивительно его творческое долголетие: первая работа - картина «Дуб» - датируется 1917 годом, а последняя - акварель «Прощальный кисти взмах» - создана спустя 79 лет, в год смерти. Зейтман был знаком и сохранил добрые, дружеские отношения с мастерами, начавшими свой путь в обществе «Бубновый валет» (Р.Р. Фальком, A.А. Осмеркиным, А.В. Куприным и другими). Они, в свою очередь, ценили его работы.

Роберт Рафаилович Фальк. ГЛАВА ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ «ВОКРУГ ГАБРИЧЕВСКИХ»

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Ольга Северцева

Воспоминания искусствоведа Ольги Сергеевны Северцевой[1] посвящены работе Роберта Рафаиловича Фалька над ее живописным портретом в 1950-1951 годах. Это было памятное событие ее молодости. Фальк был дружен с родственниками Ольги Сергеевны - ее тетей Натальей Алексеевной Северцовой[2], актрисой и художницей, и Александром Георгиевичем Габричевским[3], мужем Натальи Алексеевны, выдающимся мыслителем, искусствоведом и художником.

О Зое Калатозовой, модели Фалька

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Лилия Калатозова, Юлия Калатозова

Портретное творчество Фалька начала 1950-х годов, последнего десятилетия его жизни, отмечено увлечением художника молодыми женскими лицами, девичьей грацией юных моделей. В то время им были созданы многочисленные образы девушек и молодых женщин: «Портрет Ленины Рабинович» (1950, Орловская картинная галерея); «Портрет Ольги Северцевой» (1950/1951, собрание О.С. Северцевой, Москва); «Портрет Ирины Глинки» (1951/1952, Национальная галерея Армении, Ереван) и другие. Жена художника, А.В. Щекин-Кротова, шутливо называла этот период его творчества в подражание Марселю Прусту «Под сенью девушек в цвету». В эту портретную линию можно включить и полотно «Армянка» (1952), для которого позировала очаровательная двадцатишестилетняя Зоя Николаевна Калатозова (1926-1998). Несомненно, свою роль сыграл и особый интерес Фалька-художника к моделям с выраженной национальной, порой экзотической красотой и присущей им особой пластикой: мулатка, индус, цейлонец, якутка, осетинка, гречанка.

Фальк в моей жизни

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Марина Прозорова

Краткое воспоминание педагога Марины Георгиевны Прозоровой о Фальке непосредственно связано с ее родителями, входившими в ближний круг художника, – переводчиком и музыковедом Ежи Кухарским и архитектором Натальей Прозоровой.

Роберт Фальк. Персональные выставки (1924-1969). ОБЗОР ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Юлия Диденко

Масштабная выставка произведений Роберта Рафаиловича Фалька в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу - долгожданное и радостное событие для всех ценителей творчества мастера. Она приурочена к 135-летию со дня рождения художника и стала самой представительной за без малого три предшествующих десятилетия. В известной степени по охвату материала ее можно сравнивать с другим значительным музейным показом работ Фалька, состоявшимся в феврале - марте 1993 года в залах Корпуса Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Из московских же ретроспектив художника экспозиции в ГТГ предшествует устроенная в 1966 году грандиозная по тем временам и памятная многим выставка в зале Московской организации Союза художников (МОСХ) на Беговой улице (рассказ о ней ждет читателя впереди).

Поэтические посвящения Бориса Слуцкого и Татьяны Сельвинской

РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)

Стихотворения Бориса Слуцкого «Старое синее» и Татьяны Сельвинской «Роберт Фальк».