#4 2022 (77)

Читать выпуск #4 2022 (77)
О выставке «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное. Часть 1»

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Зельфира Трегулова

Третьяковская галерея продолжает создавать уникальные форматы выставочных проектов и предлагает посетителям обрести новый опыт общения с искусством. Именно таким необычным проектом стала выставка «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное. Часть 1». В экспозиции впервые объединены офлайн- и онлайн-площадки музея. Мы приглашаем посетителей совершить путешествие из реального мира произведений русского изобразительного искусства в виртуальный мир проекта «Моя Третьяковка», чтобы открыть для себя новые работы художников, хранящиеся в музейных запасниках.

Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Татьяна Карпова

Идея выставочного проекта «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное» была предложена сотрудником отдела выставок Анной Чуркиной и автором экспозиционных решений большинства экспозиций Третьяковской галереи Ниной Дивовой. Структура и концепция выставки тесно связаны с нашим молодым виртуальным проектом «Моя Третьяковка», являются его продолжением в офлайне.

Духовное единство

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Протоиерей Николай Соколов

С самых детских лет слова «Третьяковская галерея» для меня были родными. Когда мне исполнилось лет семь-восемь, я впервые переступил порог этого дивного настоящего русского музея с его коллекциями икон, картин. И, конечно, никогда не думал, что спустя 40 лет я буду настоятелем храма Святителя Николая в Толмачах, домовой церкви при Третьяковской галерее. Моя родная бабушка Зоя Вениаминовна Пестова была большой любительницей искусства, живописи, прекрасно разбиралась в палитре художников России начиная от древнерусской живописи. Она часто меня водила в Галерею, на лекции, на концерты и просто погулять. И впервые тогда - это запомнилось на всю жизнь - я увидел в Галерее чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, которая в то время просто висела на стене без всяких киотов, без рамы, без стекла, как и другие иконы в Галерее, в экспозиции. И только одно меня удивило: перед этой иконой стояло несколько цветочков (цветов-то не было в то время таких, как сегодня) - две-три гвоздики, одна розочка. Но почему-то только перед этой иконой. Я тогда не понимал, что это икона чудотворная! Что это Владимирская! Однако запомнилось, что приходят некоторые люди, даже видел в монашеских одеждах, и перед ней поклон кладут. Икону не целовали. Такого не было. Но кланяться кланялись и долго стояли перед ней, молились перед этой иконой.

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Пожалуй, нет в нашем многонациональном Отечестве такого человека, который не знал бы о Третьяковской галерее. Не всем посчастливилось побывать в ее залах и воочию соприкоснуться с шедеврами российской художественной культуры. Но наверняка всегда есть что сказать о том, какое место в личной судьбе, жизни и памяти занимают произведения, близкие сердцу каждого.

«С уроков я сбегала в Третьяковку...»

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Натэлла Войскунская

Из состоявшейся в 2004 году беседы с Галиной Борисовной Волчек (1933-2019), народной артисткой СССР, художественным руководителем театра «Современник» (1989-2019), членом редколлегии журнала «Третьяковская галерея». Участие в работе журнала не было для Галины Борисовны формальной обязанностью известного деятеля искусств украшать собою редакционные советы. В нашей беседе ей не пришлось «подстраиваться» под тематику журнала «Третьяковская галерея». Сняв мой предварительно подготовленный вопрос, она сразу заговорила о том, что составляет суть ее режиссерского видения: все «видеть в цвете и через цвет».

Искусство и жизнь — это одно и то же

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Сергей Андрияка

Так случилось, что непосредственно рядом с Третьяковкой находилась Московская средняя художественная школа, где преподавал мой отец, Николай Иванович Андрияка. И если меня, маленького, приводили в школу, мы, конечно, шли в Третьяковскую галерею. А когда я начал рисовать, отец брал меня на летнюю практику, и я поступил в эту школу. Третьяковка как раз напротив... Какая уникальная возможность учиться, не отрываясь от Галереи.

...Невозможно жить дальше, не увидев «Боярыню Морозову»

МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА

Анатолий Любавин

Когда я учился в школе, в учебнике «Родная речь» были цветные вклейки с репродукциями картин русских художников. В начальных классах мы писали сочинения на тему этих картин: «Золотая рожь» Шишкина, «Аленушка» Васнецова, «Грачи прилетели» Саврасова. И учительница рассказала нам, что хранятся эти волшебные картины в Третьяковской галерее!

От «Мира искусства» к «Аполлону». Журналы «личной свободы»

ВЫСТАВКИ

Ольга Залиева

В выставочных залах Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» с 6 сентября по 4 декабря 2022 года проходила выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”», посвященная крупнейшим художественно-литературным журналам Серебряного века - «Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон», вписавшим яркие страницы в историю культуры и искусства рубежа XIX-XX веков. Их появление тесно связано со становлением стиля модерн, поиском новых эстетических и философских ориентиров.

Скульптор Шадр. Выставка скульптуры и графики мастера из собрания Государственной Третьяковской галереи

ВЫСТАВКИ

Лариса Бедретдинова, Елизавета Ефремова

Выставка произведений большого художника неизменно становится ярким событием культурной жизни Москвы. Не стала исключением и экспозиция произведений классика советской скульптуры Ивана Дмитриевича Шадра в Третьяковской галерее, посвященная 135-летию со дня его рождения. Небольшая, но тщательно отобранная группа скульптур и рисунков охватывает все периоды творчества мастера, раскрывая многомерность его таланта и фантастический творческий потенциал. Старшее поколение знатоков и любителей изобразительного искусства, возможно, помнит две крупные выставки произведений скульптора, прошедшие в Третьяковской галерее и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1947 и 1962 годах[1]. Многим и сегодня известно имя Шадра по установленным в Москве памятникам «Сезонник» (1929) на Лермонтовской площади, «Булыжник - оружие пролетариата» (1929) на Красной Пресне, А.М. Горькому (1951)[2] на площади Белорусского вокзала, возведенному по его проекту уже после смерти скульптора.