Специальный выпуск. ИСААК ЛЕВИТАН

 
О левитановском пейзаже и юбилейной левитановской выставке

ВЫСТАВКИ

Лидия Иовлева

В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ, РАВНО КАК И В СОЗНАНИИ МНОГИХ ЛЮДЕЙ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСКУССТВОМ, СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОЕ ПОНЯТИЕ - «ЛЕВИТАНОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ». ОН НЕ ПОХОЖ НА «ШИШКИНСКИЙ» И ДАЖЕ НА «САВРАСОВСКИЙ» ИЛИ «ПОЛЕНОВСКИЙ», ХОТЯ И БЛИЗОК К ПОСЛЕДНИМ.

Исаак Левитан. 150-летию со дня рождения

ВЫСТАВКИ

Государственная Третьяковская галерея благодарит за участие в проекте...

Судьбы скрещенье... Чехов и Левитан

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Галина Чурак

Героиня опубликованной в 1895 году повести А.П.Чехова «Три года», посетив на Святой неделе вместе с мужем художественную выставку и переходя из зала в зал, «остановилась перед небольшим пейзажем... На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря. Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».

Левитан в кругу своих современников

НАСЛЕДИЕ

Ольга Атрощенко

Творческая судьба Левитана во многом напоминает биографии других воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В большинстве своем выходцы из крестьянского сословия или разорившегося купечества и крайне редко дворяне, они приезжали в Москву из провинциальной глубинки практически без необходимых финансовых средств, а зачастую, лишившись родителей.

«Непейзажный» Левитан

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Нина Маркова

«Весь интерес и главное значение всякого истинного, крупного художника - в неотразимости его художественной личности, в том, как последняя проявляется в его работах», -писал, вспоминая о И.И.Левитане, Л.ОЛастернак. Своеобразие художественной личности Левитана состояло в том, что он был прирожденным, абсолютно самодостаточным живописцем-пейзажистом, полностью реализовавшим свой дар в пейзажной картине. Пейзажное творчество затмило все его опыты в других жанрах и видах творческой деятельности. Кто сейчас помнит, что живописец занимался журнальной графикой и книжной иллюстрацией, писал театральные декорации, создавал портреты и натюрморты?

Мастер пастели

ВЫСТАВКИ

Лидия Торстенсен

Пастельные мелки очень рано появляются в художественной практике Левитана. Их воздушные прикосновения можно отметить уже в портретах девочек Нади Яковлевой (1880, ГРМ) и Лены Ненароковой (1880, ГТГ). Однако о подлинном расцвете творчества Левитана-пастелиста следует говорить только применительно к 1890-м годам. Самая ранняя из известных на сегодняшний день датированных самим художником пастелей - «Шторм» (1890, частное собрание, Москва). С этого времени возникает череда удивительных произведений, которые позволяют назвать их создателя блистательным мастером пастели конца XIX века.

Хроника жизни и творчества Исаака Левитана

НАСЛЕДИЕ

Маргарита Чижмак

18(30) августа родился в посаде Кибарты близ Вержболово(ныне поселок Кибартай, Литва)в семье железнодорожного служащего Ильи Абрамовича Левитана.

Из истории Дома-музея И.И.Левитана в Плёсе

МУЗЕИ РОССИИ

Ольга Наседкина

В июле 2010 года Плёс отметил 600 лет со дня своего основания, а 50 лет назад празднова¬ние было назначено на 30 августа - день столетнего юбилея знаменитого пейзажиста, прославившего своей кистью этот небольшой волжский городок. Тогда, в 1960 году, по инициативе художника Бориса Ивановича Пророкова, которую поддержали общественность и власти, здесь решено было открыть картинную галерею имени И.И. Левитана. Многие художники из Москвы и Иванова откликнулись на призыв Пророкова подарить Плёсу свои работы. Новая картинная галерея открылась на общественных началах в 1961 году в здании бывших присутственных мест на Соборной горе, где тогда размещался Плёсский сельскохозяйственный техникум. В 1962-м галерея переехала в Воскресенскую церковь на Торговой площади, что совсем рядом с теплоходной пристанью.

Дом пейзажа имени И.И.Левитана на Владимирской земле

МУЗЕИ РОССИИ

23 августа 2008 года в деревне Елисейково Петушинского района Владимирской области произошло знаковое событие - открытие Дома пейзажа имени И.И.Левитана. Впервые художник прибыл в эти края в мае 1891 года по приглашению историка В.О.Ключевского, дача которого находилась на берегу реки Пекши. Следующим летом в окрестностях деревни Городок мастер написал ставшее знаменитым полотно «Владимирка». Вновь Левитан приехал сюда осенью 1892 года, но уже не по своей воле: он был вынужден покинуть Москву в связи с указом о выселении евреев (вернуться домой живописец смог только в декабре). За несколько месяцев, проведенных в этих местах, Левитан написал 17 картин, этюдов и эскизов, на которых запечатлены окрестности Городка, Елисейкова, Костерева.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play