Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Обращение посла Королевства Норвегии в России Кнута Хауге

Кнут Хауге

Для меня большая честь представить специальный выпуск журнала «Третьяковская галерея» «Норвегия - Россия: на перекрестках культур», посвященный 150-летнему юбилею самого известного норвежского художника Эдварда Мунка.

Вступление к специальному выпуску. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Александр Рожин, Натэлла Войскунская

МНОГОГРАННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОРВЕГИИ, ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА НАШИХ СТРАН ВПЕРВЫЕ С ТАКОЙ ШИРОТОЙ И ПОЛНОТОЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СТРАНИЦАХ НОРВЕЖСКО-РОССИЙСКОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ». ДОСТОЙНЫМ ПОВОДОМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПОСЛУЖИЛ ЮБИЛЕЙ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОГО НОРВЕЖСКОГО ХУДОЖНИКА ЭДВАРДА МУНКА.

ЭДВАРД МУНК

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

ФРАНК ХЁЙФЁДТ

«КРИК» ЭДВАРДА МУНКА - ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. ЭТА КАРТИНА - ЖИВОПИСНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХРУПКОСТИ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

ВСЛЕД ЗА СОЛНЦЕМ. НОВАТОРСТВО В ОФОРМЛЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Петра Петтерсен

В 1911 году Королевский университет Фредерика в Кристиании отмечал свое 100-летие. В этой связи для организации наиболее торжественных юбилейных мероприятий был спроектирован и построен актовый зал (Аула). Новой Ауле придавалось символическое значение: лишь незадолго до того, в 1905 году, Норвегия стала независимым государством, выйдя из унии со Швецией, и стране требовалось упрочить свой национальный статус. Одиннадцать стен и простенков Аулы планировалось украсить в сентябре 1911 года к юбилею университета. Весной 1909 года был объявлен конкурс на оформление университетского зала, а в марте 1910 года были отобраны эскизы принявших участие в конкурсе художников Эдварда Мунка и Эммануэля Вигеланна.

Парк скульптур и его автор Густав Вигеланн

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Ярле Стрёмодден

Густав Вигеланн (Вигеланд) (1869-1943) - вероятно, самый известный среди норвежских скульпторов. Это в основном объясняется наличием в Осло обширного парка Вигеланна. В этом пространстве в 340 акров, спланированном и обустроенном самим Вигеланном, размещено более двухсот его скульптур. С момента своего создания в 50-х годах ХХ века парк стал весьма популярным как среди жителей Осло, так и среди туристов. Несмотря на это, нельзя сказать, чтобы Вигеланн оказал особое влияние на скульптуру Норвегии.

ЭММАНУЭЛЬ ВИГЕЛАНН

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Сын Хэ Ю

Эммануэль Вигеланн (1875-1948) - известный норвежский художник, прославившийся своими витражами и фресками. Многогранность его таланта проявлялась, помимо всего прочего, в разнообразии материалов, послуживших основой для создания внушительного списка произведений. Однако Эммануэля часто заслоняют его более знаменитый брат Густав Вигеланн или еще один великий художник того же времени, Эдвард Мунк.

СЛЕЗЫ ОЧИЩЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Стиг Сэтербаккен

QUICQUID DEUS CREAVIT PURUM EST - такова надпись над входом в склеп «Томба Эммануэле»: «Все сотворенное Господом чисто». Эти слова кажутся полной антитезой тому, что предстает взору секунды спустя, когда мы входим, казалось бы, в темный ад секса и смерти. Но так только кажется. Ибо что, если не чистота, есть сама суть фрески с названием VITA - «Жизнь» - с ее бесконечным циклом рождения, взросления и смерти, чистота видения и чистота форм, жизненная сила человека, и его тревоги, и невыразимые страхи, застывшие в почти орнаментальном сплетении обнаженных тел? Это сцены и продуктивной, и контрпродуктивной человеческой деятельности, мужчины и женщины в любовных объятиях, подобных Кама сутре, рядом с черепами, костями и телами, обращающимися в прах, с окончательным соединением жизни и смерти в самой, пожалуй, до предела утрированной картине, где в любовном объятии предстают два скелета, выступающие пьедесталом для монолита-монумента из возносящихся ввысь младенцев

КОРЕ ЭСПОЛИН ЙОНСОН.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Самое большое собрание работ видного норвежского художника Коре Эсполина Йонсона (1907-1994) хранится в галерее его имени. Художник хорошо известен как бытописатель жителей побережья северной Норвегии. Галерея Эсполина Йонсона была открыта в 1992 году в деревне Кабельвог на Лофотенском архипелаге, с населением 9000 человек, однако в летний сезон острова посещают около 300 000 туристов. Галереей управляет акционерное общество, все акции которого - дар самого художника - принадлежат муниципалитету коммуны Воган. Собрание насчитывает 250 произведений и является крупнейшим в Норвегии.

КУНСТХАЛЛ В БЕРГЕНЕ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

БЕРГЕНСКИЙ КУНСТХАЛЛ - ЭТО ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СО ВСЕГО МИРА. НАЧАЛО ЭТОЙ ИНСТИТУЦИИ БЫЛО ПОЛОЖЕНО БЕРГЕНСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ, ОСНОВАННЫМ В 1838 ГОДУ. И ПО СЕЙ ДЕНЬ, ВОТ УЖЕ СВЫШЕ 170 ЛЕТ БЕРГЕНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАНИМАЕТСЯ ПОКАЗОМ И ПРОПАГАНДОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.

НОВЫЙ МУЗЕЙ АСТРУП – ФЕРНЛИ В ОСЛО

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Суне Нордгрен

Прошедший 2012 год оказался знаменательным для культуры и искусства в Осло, да и всей Норвегии. Новый музей в Тьювхол-мен (остров Воров) с легко прогнозируемым «эффектом Аструп-Фернли», несомненно, изменит художественную сцену в столице Норвегии. Некоторые из лучших городских галерей уже перебрались поближе, как бы под его крыло, и другие вполне могут за ними последовать. Такие перспективы, а также привлекательность района для различных творческих организаций, не говоря уже о развитии сети кафе, ресторанов и торговых предприятий, позволяют говорить о том, что в ближайшие годы в этой части города может сложиться первый «галерейный квартал». Подобное уже происходило ранее в различных частях Европы, где такой механизм действительно срабатывал: «побочный» эффект от создания крупных художественных институций становился стимулом для развития. Так случилось, к примеру, когда галерея «Тейт Модерн» обосновалась на казавшемся недостаточно привлекательном берегу Темзы, после чего пустынные окрестности старой электростанции поистине обрели новую жизнь. Сегодня лондонский район Бэнксайд именуют едва ли не «лучшей набережной» в городе.

КОЛЛЕКЦИЯ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЕВЫ НОРВЕГИИ СОНИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Карин Хелланншё

Интерес королевы Сони к норвежскому искусству и культуре имеет давнюю историю. На протяжении многих лет королева принимает активное участие в художественной и культурной жизни Норвегии не только как ее высокий покровитель, но и как одна из ключевых фигур: усилия королевы по пропаганде и продвижению норвежского искусства завоевали уважение и в самой Норвегии, и далеко за пределами страны.

НИДАРОССКИЙ СОБОР. СВЯТОЙ ОЛАВ И РОССИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Ойстен Экролл

В 1030 году, когда весенняя оттепель наконец ослабила цепкую хватку русской зимы, из Новгорода на запад отправилось немногочисленное войско. Его возглавлял Олав Харальдссон, король без королевства, вынужденный бежать из Норвегии двумя годами ранее. Норвежской знати в союзе с Кнутом Могучим, королем Дании и Англии, пожелавшим водрузить на голову третью по счету корону, удалось изгнать Олава из страны.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ: ПУТЬ НА СЕВЕР

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Ольга Атрощенко

Столетиями северные окраины Российской империи оставались мало изученными и недоступными для освоения. Несмотря на то, что с XV века эти места постепенно обживались стараниями учеников преподобного Сергия Радонежского, возводивших монастыри и просвещавших местное население, лишь с середины Х!Х века пробудился подлинный интерес к этому региону, отчасти вызванный открытием здесь уникальных памятников народной культуры, особенно в области фольклористики. Для сбора и записей сказок, былин и пословиц в Заонежье, на берега Печоры и Белого моря совершались регулярные научные экспедиции.

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ В НОРВЕГИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Наталия Автономова

Значительным событием в культурной жизни Норвегии начала ХХ века стали выставки произведений Василия Кандинского, крупнейшего художника и теоретика, одного из лидеров авангардного движения. Его работы были дважды представлены в этой стране: в 1914 году на выставке объединения «Синего всадника» (февраль-март, Христиания (Осло); апрель-май, Тронхейм) и в 1916 году на совместной выставке с немецкой художницей Габриэлой Мюнтер (апрель-июнь, Христиания (Осло)).

ПУТИ В РОССИЮ. КАРТИНЫ НОРВЕЖСКИХ ХУДОЖНИКОВ В РОССИЙСКИХ СОБРАНИЯХ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Анна Познанская

Интерес к норвежской живописи возник в России в конце XIX столетия. В искусстве обеих стран в этот период обнаруживается ряд параллелей как в творчестве отдельных мастеров, так и целых художественных объединений. Эти специфические черты рождались и существовали в рамках общих процессов, происходивших в европейском искусстве. Русские коллекционеры и меценаты не только интересовались произведениями скандинавских художников, но и были увлечены процессами, происходившими в искусстве Северной Европы. Они осознавали, что резкий скачок, произошедший в культуре этих стран, может стать примером для России, открыв ей новый путь взаимоотношений с западной, прежде всего французской культурой. Под влиянием этих идей и формировались собрания рубежа веков, в которых предпочтение отдавалось художникам, сделавшим себе имя в Европе.

ЭДВАРД ГРИГ. НА СОВЕРШЕННЫХ ВЫСОТАХ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Светлана Петухова

Выход в 1997 году полнометражного 12-серийного отечественного мультфильма «Незнайка на Луне» открыл мир искусства Эдварда Грига, и без того популярного, ещё для одной части российской аудитории. Теперь даже совсем маленькие дети иногда задают вопрос: кто автор музыки песен из «Незнайки»? Прекрасных, легко запоминающихся мелодий, которые являются неотъемлемой частью доброй, остроумной и поучительной сказки о фантастических приключениях, о взрослении и мечте, наконец, о ностальгии и долгожданном возвращении домой.

УРОК ИБСЕНА

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Инна Соловьева

ДАТЫ ЖИЗНИ ГЕНРИКА ИБСЕНА (1828-1906) ИСТОРИКУ, ПИШУЩЕМУ ПО-РУССКИ, ЕСТЕСТВЕННО СОПОСТАВИТЬ С ДАТАМИ ЛЬВА ТОЛСТОГО, КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ В ТОМ ЖЕ 1828 И ТАК ЖЕ ВКЛЮЧИЛ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ НАЧАЛЬНЫЕ ГОДЫ НОВОГО ВЕКА. В РУССКОМ КУЛЬТУРНОМ ОБИХОДЕ МОЩНЫЕ ФИГУРЫ С ОРГАНИКОЙ ИХ ПРИТЯЗАНИЙ НА ИДЕЙНУЮ ВЛАСТЬ ВЫГЛЯДЕЛИ ПРОТИВНИКАМИ. СЮЖЕТ «СТРОИТЕЛЯ СОЛЬНЕСА» ТОЛСТОЙ ШАРЖИРОВАЛ, НЕ ПРИВЕДЯ В СВОЕЙ СТАТЬЕ «О ШЕКСПИРЕ И ДРАМЕ» (1904 ГОДА) НИ НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ, НИ ИМЕНИ АВТОРА - ПОЛУЧИЛСЯ ДОВОЛЬНО УБЕДИТЕЛЬНЫЙ НАУЧНО ОСНАЩЕННЫЙ ТРАКТАТ С ТЕНЬЮ ОЗОРСТВА, ЧУТЬ ЛИ НЕ ПАРОДИЯ НА ВСЕХ ПРОФЕССОРОВ.