Приложение к #2 2021 (71) «Часовня Святой Анастасии в Пскове. Творческий союз А.В. Щусева и Н.К. Рериха»

Часовня Святой Анастасии в Пскове. ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ А.В. ЩУСЕВА И Н.К. РЕРИХА

Сергей Колузаков

Псковская часовня Святой Анастасии - небольшая, но уникальная постройка Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), один из немногих храмов зодчего, сохранившихся на территории современной России. Ее росписи - редкий образец дошедшего до наших дней монументального искусства Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Памятник мало изучен в биографиях обоих мастеров, но является важной вехой их творческого союза. Несмотря на это, в советское время часовня пережила тяжелые утраты и искажения подлинного облика. Лишь теперь, опираясь на не опубликованные ранее архивные материалы, дореволюционную фотосъемку и проектную графику, стало возможным достоверно восстановить историю ее создания, сопоставить архитектуру и художественное оформление, лучше понять авторский замысел.

ПСКОВСКИЕ «АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭТЮДЫ» Н.К. РЕРИХА

Псковский край близок нам по многим причинам. Бабушка Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова была исконной псковичкой. Эти фамилии с древних времен связаны с Псковом. Одни из первых моих археологических изысканий тоже относятся к Псковской области. А область эта очень красива и богата древними поселениями.

ПСКОВСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ЩУСЕВА

Сергей Колузаков

Псковское губернское земство в 1910 году по рекомендации Игоря Эммануиловича Грабаря обратилось к Алексею Викторовичу Щусеву как к единственному, кому «под силу нелегкая задача создания проекта часовни (Святой Анастасии. - С. К.) в Псковском духе». Действительно, к этому времени Щусев был известен как знаток новгородско-псковского зодчества, автор ряда построек, вдохновленных яркими образами и особенностями этой школы. Архитектор, проживавший и работавший тогда в Петербурге, совершал периодические поездки в Великий Новгород и Псков, причем поездки носили научно-исследовательский характер. Их результатом стали многочисленные фотографии и зарисовки с памятников изобразительного искусства и архитектуры, обмеры. О глубине погружения в тему свидетельствуют написанные Щусевым совместно с В.А. Покровским главы «Святая София Новгородская и начало самобытности», «Расцвет новгородского зодчества», «Крепостное и гражданское зодчество Новгорода и Пскова» для 1-го тома «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря[1], а также предоставление в это издание ряда своих фотографий. Тем не менее в монографиях и научных публикациях, посвященных творчеству Щусева, его дореволюционные поездки в Великий Новгород и Псков почти не описаны.