Приложение к #2 2017 (55) "Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"
Казанский вокзал - памятник двух ушедших эпох. Один из самых амбициозных проектов Российской империи, осуществленный архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым (1873-1949) фактически в ином государстве, Советском Союзе, несмотря на все препятствия, поставленные временем и со многими отступлениями от первоначального замысла. Но сколь бы удачным ни казалось воплощение, на него словно из зазеркалья смотрит призрачный двойник в костюме, скроенном художниками «Мира искусства».
Многое в истории проектирования Казанского вокзала зависело от заказчика. Им выступило Правление Общества Московско-Казанской железной дороги во главе с Николаем Карловичем фон Мекком. При этом энергичном руководителе протяженность дороги возросла в несколько раз, соединив крупные города Поволжья, в том числе и Казань. Старый Рязанский вокзал оказался одним из самых загруженных в Москве. Вместе с Николаевским (Ленинградским) и Ярославским вокзалами это здание завершало ансамбль Каланчевской (ныне Комсомольской) площади. В 1911 году акционеры Общества приняли решение о постройке на месте Рязанского нового, Казанского, вокзала в русском стиле. Объявлен конкурс под девизом «Ворота на Восток», так как вокзал должен был символизировать связь европейской части России с Азией.
В 1912 году, после победы в конкурсе, Щусев начал серьезную доработку проекта, который еще предстояло согласовать с инженерным советом Министерства путей сообщения. При сохранении зодчим основной композиции постепенно менялись назначения некоторых помещений, стилистические особенности здания, появлялись элементы московской архитектуры и так называемого «нарышкинского барокко». Впоследствии Щусев вспоминал: «Трудны были мои первые шаги в русской гражданской архитектуре, в которой еще приходилось искать пути, часто смешивая детали разных эпох и используя древнюю и русскую и отчасти восточную архитектуру, чтобы создать... произведение подобно опере Мусоргского “Хованщина”».
Следующий вариант проекта Казанского вокзала 1914 года, пожалуй, можно назвать самым «роскошным» его решением. В нем зодчий окончательно остановился на нарышкинском барокко, считая, что эта эпоха «наиболее гибкая по мотивам архитектуры, не имеющая к тому же церковного характера, столь сложившегося вообще с представлением о русском стиле».
Через полтора месяца после закладки вокзала, 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года, Российская империя вступила в Первую мировую войну. В.В. фон Мекк уехал на фронт в качестве уполномоченного госпитальных складов. Всеобщая мобилизация замедлила строительство, но оно не прекратилось. Изменилась экономическая ситуация, и заказчик попросил Щусева немного сократить стоимость отделки сооружения. Работая над правкой декора (как говорил сам Щусев, «урисовкой»), архитектор стремился сохранить его качество и выразительность.
К 1916 году были осуществлены в общих чертах все основные объемы вокзала по Каланчевской площади и Рязанскому проезду до Башни прибытия. Еще в конце предыдущего строительного сезона в прессе сообщалось: «Гигантское кружево стропил, опутывающее воздвигаемое громадное здание, одновременно и поражает своей грандиозностью и будит любопытство нетерпеливым желанием разгадать его окончательный облик. Вчерне, в том виде, в каком оно находится сейчас, оно напоминает муравейник, выросший до необычайных размеров; масштаб так велик, что кажутся ожившими самые пылкие фантазии Пиранези».