Специальный выпуск. ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

 
Обращение посла Швейцарии в Российской Федерации Пьера Хельга

Пьер Хельг

Номер журнала, который вы держите в руках – не совсем обычный. Он посвящен художникам, в чьей жизни, творчестве или посмертной славе каким-то образом обнаруживается точка пересечения культур двух стран, не сопоставимых, на первый взгляд, ни по размерам территории, ни по численности населения, ни по образу мыслей. Даже в художественных предпочтениях как в прошлом, так и в наше время у русских и швейцарцев, как мне кажется, больше различий, нежели сходства. Тем более поразительным кажется тот факт, что на протяжении веков мы наблюдаем неизменную потребность в диалоге друг с другом, в том числе и в творческой сфере.

Посол Швейцарии
в Российской Федерации
Пьер Хельг

Вступление к специальному выпуску ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Александр Рожин, Натэлла Войскунская

Российско-швейцарский номер журнала посвящен взаимосвязям культур наших народов. Альпийские пейзажи, древние города и старинные замки, живописные луга, Женевское озеро и его окрестности издавна привлекали своей романтической одухотворенностью поэтов, художников, музыкантов. Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» впервые широко и доступно познакомил своих читателей с незабываемыми впечатлениями, которые произвела на него Швейцария. Позволим себе процитировать великого историка и писателя: «Для чего я не живописец! Для чего не мог я в ту же минуту изобразить на бумаге плодоносную, зеленую долину Гасли, которая в виде прекраснейшего цветущего сада представилась глазам моим между диких, каменных, небеса подпирающих гор!»

Главный редактор Александр Рожин
Ответственный секретарь Натэлла Войскунская

Искры сюрреализма: наследие Мерет Оппенгеим

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Кэтлин Бюлер

ВЕЛИКАЯ ШВЕЙЦАРСКАЯ ХУДОЖНИЦА, ПОЭТ И МЫСЛИТЕЛЬ МЕРЕТ ОППЕНГЕЙМ ОТМЕТИЛА БЫ 6 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА СВОЙ СОТЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. УЖЕ ОДНОГО ЭТОГО ФАКТА БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЕЩЕ РАЗ ИЗВЛЕЧЬ ИЗ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ ЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВНИМАТЕЛЬНО ВЗГЛЯНУТЬ НА НИХ, КАК ЭТО БЫЛО СДЕЛАНО ПРИ ПОДГОТОВКЕ БОЛЬШОЙ РЕТРОСПЕКТИВНОЙ ВЫСТАВКИ ХУДОЖНИЦЫ В 2006 ГОДУ. ПРИ ЭТОМ НЕИЗБЕЖНО ВСТАЕТ ВОПРОС: КАКОВ СТАТУС ЕЕ ИСКУССТВА НА ФОНЕ СЕГОДНЯШНЕЙ ШВЕЙЦАРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ?

Фердинанд Ходлер. Видение символиста

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

С апреля по август 2008 года в здании Музея изобразительных искусств в Берне проходила беспрецедентная ретроспективная выставка работ Фердинанда Ходлера, организованная при участии будапештского Музея изобразительных искусств. Более 150 произведений, в числе которых как большие фигуративные композиции, так и лучшие пейзажи мастера, экспонируется в специально оформленных залах. Безусловно, помимо тщательно отобранных автопортретов, особый интерес представляет ряд работ, на которых Ходлер запечатлел все этапы болезни и смерти своей возлюбленной Валентин Годэ-Дарел.

Альберто Джакометти. Скульптура, живопись, графика

ВЫСТАВКИ

Ирина Никифорова

Авторитет Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина во многом складывался благодаря его лидерству в проведении крупных международных проектов. Выставочная деятельность музея не ограничивается воплощением идей, связанных с многолетним изучением собственной коллекции. Интерес и значительные усилия его сотрудников всегда были направлены на реализацию проектов, иллюстрирующих страницы истории изобразительного искусства и дополняющих пробелы музейной экспозиции. Уже не одно десятилетие поддерживается традиция выставок произведений художников-модернистов и классиков авангардного искусства XX века. ГМИИ имени А.С.Пушкина первым знакомил зрителя с творчеством Пикассо, Модильяни, Дюфи, Миро, Дали, Магритта, Мондриана, Уорхола. Сорок лет назад такие показы были настоящим культурным шоком, смелой демонстрацией иного художественного языка на фоне «эстетизированной мифологии» тоталитарной страны.

«Искусство и есть Арп»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Астрид фон Астен

«Для Арпа искусство и есть Арп», - провозгласил в 1949 году Марсель Дюшан, обыгрывая созвучие фамилии художника и слова «арт». Эта сентенция интригует: как же понимал искусство сам Арп? Ответ дает выставка, открывшаяся в апреле 2009 года в Музее Арпа в Роландзеке.

Центр Пауля Клее в Берне

МУЗЕИ МИРА

Софья Петрикова

Открытие в июне 2005 года в Берне Центра Пауля Клее стало одним из важных событий в музейной жизни ХХI века. Создатели Центра представили на суд мировой общественности концепцию современного музея как культурного форума.

Ковер памяти

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Михаэль Баумгартнер, Кароль Хенслер

Грандиозным завершением «путешествия по странам Востока», организованного Центром Пауля Клее (Берн, Швейцария), стала выставка «Ковер памяти». В экспозиции были представлены произведения Пауля Клее, созданные после поездок в Тунис (1914) и в Египет (1928), а также более поздние работы мастера, в которых использованы восточные мотивы. Внимание зрителей привлекли и ранние фотографии, позволяющие проследить развитие культурных традиций Востока через запечатленные документальные образы.

Пауль Клее - Пабло Пикассо: пересекающиеся вселенные

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Кристин Хопфенгарт

Центр Пауля Клее в Берне отмечает свое пятилетие выставкой «Клее и Пикассо» в знак уважения к двум гигантам истории искусства. Этот проект представляет выдающихся мастеров в рамках единой темы - исследование творчества Пабло Пикассо Паулем Клее - и открывает неизвестные ранее точки соприкосновения между ними. На выставке демонстрируется свыше 180 произведений из фондов Центра Пауля Клее, Музея современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке, Музея Пикассо в Барселоне, Музея Берггрюена, Новой национальной галереи в Берлине и парижского Центра Помпиду. Проект получил поддержку наследников обоих художников.

Марианна Веревкина. Женщина и художник

ВЫСТАВКИ

Наталия Толстая

Выставка произведений Марианны Веревкиной (1860-1938) проводится в Третьяковской галерее в рамках Года швейцарского кантона Тичино в России и приурочена к 150-летию со дня рождения художницы, до сих пор, к сожалению, неизвестной широкой публике в нашей стране. Ее личность крайне любопытна в разных аспектах. Кому-то будет ближе творческая эволюция художницы - от передвижнического реализма, минуя символизм и другие многочисленные увлечения, через которые прошли практически все живописцы той эпохи, к своеобразному, собственному экспрессионизму. Кто-то наверняка заинтересуется ее неординарной для женщины XIX века судьбой, полной драматических событий и решительных поступков.

«Забытый» из династии Бенуа

НАСЛЕДИЕ

Юрий Мудров, Ольга Савицкая

Сразу пять музеев Санкт-Петербурга - Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской aкадемии художеств, Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Елагино-островский дворец-музей и Российский этнографический музей предоставили свои залы для показа творческого наследия Александра Бенуа ди Стетто (1896-1979). Его произведения, никогда прежде не экспонировавшиеся в России, подтвердили репутацию знаменитой династии как самой многочисленной, творчески плодовитой и многогранной.

Рольф Изели. Пласты времени

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Симон Оберхольцер

С 18 декабря 2009 по 21 марта 2010 года в Музее изобразительных искусств в Берне проходила выставка Рольфа Изели (род. 1934), на которой экспонировались живописные и графические работы, артобъекты и скульптуры, создававшиеся на протяжении 50 лет активной творческой жизни известного швейцарского мастера. В его произведениях нашли отражение такие тенденции развития искусства XX века, как абстрактный экспрессионизм, экшн пейнтинг («живопись действия»), поп-арт, новый реализм и Арте повера («бедное искусство»).

Лето в Швейцарии

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Екатерина Селезнева

Шедевры из Метрополитен-музея в Мартини
Предоставив 50 шедевров западноевропейской живописи для показа в Фонде Пьера Джанадда, пользующийся мировой славой нью-йоркский Метрополитен-музей ясно дал понять, что считает репутацию известного швейцарского фонда безупречной. Многим еще памятна детективная история со счастливым концом об аресте после экспонирования в Мартини выставки французского искусства из собрания московского ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тогда в России некоторые журналисты и музейные работники высказались весьма категорично относительно того, что швейцарский партнер не соответствует рангу Пушкинского музея.

Гольбейн в Базеле
С 1 апреля по 2 июля текущего года в Кунстмузеуме проходила выставка Ганса Гольбейна Младшего. Для ее организации у базельцев есть немало поводов. Дело в том, что родившийся в 1497 (или 1498) году в немецком городе Аугсбурге, Ганс Гольбейн вместе со своим братом Амброзиусом, тоже художником, в 1514 году переехал в швейцарский город Базель. Здесь жил Эразм Роттердамский, был университет, печатались превосходные книги.