Фальк в моей жизни

Марина Прозорова

Рубрика: 
РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)
Номер журнала: 
#4 2020 (69)

Краткое воспоминание педагога Марины Георгиевны Прозоровой о Фальке непосредственно связано с ее родителями, входившими в ближний круг художника, – переводчиком и музыковедом Ежи Кухарским[1] и архитектором Натальей Прозоровой[2].

Родившийся в Москве, сын польского коммуниста, инженера Ришарда Шаде[3], Ежи Кухарский рано потерял отца и мать, погибших в застенках НКВД. «“Мне во многом не повезло, – говорил он. – Но зато всегда везло на людей”. Действительно, среди его друзей были такие знаменитости, как Рихтер, Фальк, Фонвизин, Ведерников, Нейгауз»[4].

Р.Р. ФАЛЬК. Портрет Ежи Кухарского. 1950-е
Р.Р. ФАЛЬК. Портрет Ежи Кухарского. 1950-е
Бумага, графитный карандаш. 62,5 × 44,5. Местонахождение неизвестно. Публикуется впервые

Ежи Кухарского по праву можно считать фото-летописцем последнего десятилетия жизни Фалька. Известно более трех десятков фотосюжетов, выполненных Кухарским, на которых художник запечатлен в неформальных ситуациях повседневной жизни: на даче в Подмосковье рядом с женой А.В. Щекин-Кротовой; за работой над картинами 1954 года «Пейзаж с березой», «На даче. Портрет в окошке» и «Хотьковский монастырь»; в квартире Святослава Рихтера на персональной выставке своих картин в 1957 году и других.

Несмотря на порой несовершенное качество съемки (Ежи Кухарский не был профессиональным фотографом), многие его снимки помимо докумен- тальной ценности обладают редким достоинством: Фальк в объективе Кухарского – непринужденный, эмоциональный, открытый к общению в дружеском кругу. Некоторые фотографии уже были ранее опубликованы в разных изданиях (к сожалению, порой без указания имени их автора). Мы публикуем – в ряде случаев впервые – снимки из архива семьи фотографа во многих статьях настоящего выпуска журнала, чтобы максимально дополнить раскрываемый мемуаристами образ художника визуальным свидетельством о нем.

Стоит добавить, что уже после смерти Фалька к помощи Кухарского-фотографа обратилась вдова художника А.В. Щекин-Кротова с просьбой о фото-фиксации всех картин мужа, оставшихся в его мастерской в доме Перцова. Работа заняла не один месяц. В результате на основе около 600 любительских черно-белых снимков с картин (отпечатки были выполнены в 2–3 экземплярах) Щекин-Кротова создала рабочую фототеку произведений Фалька, позволившую ей с большой точностью и полнотой систематизировать обширное наследие мастера.

Юлия Диденко

  1. Георгий (Ежи) Степанович 3. Кухарский (1926–2000) – переводчик, биограф Ф. Шопена, автор перевода писем композитора и обширных комментариев к ним.
  2. Наталья Тихоновна Прозорова (1925–2019).
  3. «В Советском Союзе ему дали паспорт на имя Степана Вильгельмовича Кухарского» (цит. по: Герасимова А. Ежи Кухарский – русский переводчик // Независимая газета. 2000. No68. 14 апреля (Кулиса НГ. No6 (48). С. 16).
  4. Там же.

 

Фальк был в моей жизни всегда. На кухне висела небольшая картина с зеленым яблоком на столе. Отец рассказывал, что как-то раз приехал к Роберту Рафаиловичу на дачу и увидел, что на какую-то картину ставят сковородки. Отец спросил, что за работа. Фальк ответил, что работа не удалась. В ответ на это отец заметил, что один из кусков хорош. Фальк согласился и, взяв нож, вырезал этот кусок и отдал отцу. В восьмидесятые годы, когда родители восхищались партией «Яблоко», они отнесли в штаб «Яблока» этот фрагмент картины и подарили его. Интересно, сохранилась ли эта работа? Она была без автографа Роберта Рафаиловича.

В шестидесятые годы вдова Фалька, Ангелина Васильевна, устраивала показы его работ. Помню мольберт, на котором в течение долгого времени менялись работы Фалька, помню квартиру-мастерскую в доме на набережной Москвы-реки (доме Перцова). С тех пор, мне так кажется, я узнáю работы Роберта Рафаиловича всегда (хотя моя мама говорила, что с бóльшим удовольствием я смотрела на кораблики, проплывающие по реке).

Помню, как отец рассказывал мне, что Фальк учил его понимать импрессионистов. Задание было одно – идти и смотреть. Отец приходил и говорил, что ничего не понял, не чувствует. «Смотрите еще!» И так много раз. Потом так же отец учил и меня. 

Подготовка текста и публикация Юлии Диденко

Иллюстрации

Ежи Кухарский. 1950-е
Ежи Кухарский. 1950-е
Фотография. Архив семьи Г.С. Кухарского, Москва. Публикуется впервые
«Неожиданная встреча» (Р.Р. Фальк) Ново-Быково. 1954
«Неожиданная встреча» (Р.Р. Фальк) Ново-Быково. 1954
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского, Москва
«Компот» (Роберт Фальк на даче). 1954 Ново-Быково
«Компот» (Роберт Фальк на даче). 1954 Ново-Быково
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского, Москва
Ангелина Щекин-Кротова с кошкой на даче. 1954. Ново-Быково
Ангелина Щекин-Кротова с кошкой на даче. 1954. Ново-Быково
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского, Москва. Публикуется впервые
«Слегка повздорили». Роберт Фальк и Моисей Хазанов. Ново-Быково. 1954
«Слегка повздорили». Роберт Фальк и Моисей Хазанов. Ново-Быково. 1954
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского, Москва. Публикуется впервые
Встреча. Р.Р. Фальк и неустановленное лицо. Ново-Быково. 1954
Встреча. Р.Р. Фальк и неустановленное лицо. Ново-Быково. 1954
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского, Москва. Публикуется впервые
Фальк идет на работу. Слева – Наталья Прозорова. 57-й км Северной железной дороги. 1954
Фальк идет на работу. Слева – Наталья Прозорова. 57-й км Северной железной дороги. 1954
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского, Москва. Публикуется впервые
После работы. Роберт Фальк и Наталья Прозорова с картиной «Хотьковский монастырь». 1954
После работы. Роберт Фальк и Наталья Прозорова с картиной «Хотьковский монастырь». 1954
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского, Москва

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play