#2 2019 (63)

Павел Никонов. Движение к свободе

ЛИЧНОСТЬ В ИСКУССТВЕ

Анна Дьяконицына

Павел Федорович Никонов (род. 1930) - фигура легендарная для отечественного искусства. Активный участник культурных событий «оттепели», один из тех мастеров, с именами которых в 1960-е годы было связано обновление живописного языка, положившее начало «суровому стилю», он не остановился на достигнутом. Давно и плодотворно он двигается дальше, представая ныне глубоко оригинальным художником-экспрессионистом, работающим в рамках фигуративной традиции.

Посвящение Анатолию Слепышеву

ВЫСТАВКИ

Виктор Калинин

Под небесами, в небесах, на дорогах, на еле заметных тропах, под одинокими деревьями, в осенних рощах, в летних садах, на зачарованных островах и никогда - в замкнутых пространствах интерьеров пребывают персонажи Анатолия Слепышева на двухмерной бесконечности его холстов. В отголосках реальных событий, в отзвуках настоящего времени, в миражах реальных пространств, то демонстрируя тягу вырваться за пределы существования, то замирая в созерцании закатов и восходов, то укрываясь от грозы, то сражаясь с врагами, то сливаясь в бесконечном поцелуе. То вторя Заратустре: «Теперь я легок, теперь я летаю, теперь я вижу себя под собою, теперь Бог танцует во мне». А потом - тяжело замирая на призрачных мостах, перекинутых через все, что разъединяет навеки. Грубая фактура холстов, следы мастихина, отпечатки пальцев, то четко рассчитанные, то небрежные касания кисти, бестелесные вибрации цвета. Фиксация исчезающих следов Бытия, ухватывание, удержание этих следов. Пред-знание того, что это когда-то существовало. И поверх всего, и изнутри всего каким-то непостижимым образом - обреченность на гармонию, на способность переносить тяготы исторической реальности, замкнутой в железный круг существования.

Константин Кузнецов: ОТКРЫТИЕ ИМЕНИ

НАСЛЕДИЕ

Екатерина Усова

Когда Константин Кузнецов (1863-1936) на двадцать третий год своего участия в Осеннем салоне показал работы из цикла «Мосты Парижа», он был назван французским критиком Франсуа Тьебо-Сиссоном «русским, который вот уже четверть века один из нас». В каталоге ретроспективной выставки Кузнецова на Осеннем салоне, прошедшей в 1937 году, через год после его смерти, Мишель Флорисоон, хранитель Музея Лувра, написала о художнике: «Он сделал свое искусство истинно французским», «внес в импрессионизм свою, глубоко личную поэтику». Эти два высказывания определяют особость положения Константина Кузнецова. Он сумел уловить суть французского импрессионизма, воспринять его артистизм, свободную поэтику мазка и цвета. Он смог стать европейским мастером, оставаясь при этом истинно русским художником, что обогащало его видение французской традиции.

Вспоминая Евгению Александровну Ланг...

НАСЛЕДИЕ

Светлана Володина

Художница Евгения Александровна Ланг была знакомой моей тети - Людмилы Владимировны Маяковской, сестры поэта Владимира Владимировича Маяковского. Тетя много занималась моим воспитанием, надеялась вырастить из меня продолжательницу миссии по сохранению памяти о великом поэте и по изучению его наследия.

Иудаика: СДЕЛАНО В МУРАНО

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юлия Лисенкова

В конце 2018 года фондом «ГРАНИ» был осуществлен масштабный проект - издание альбома «Муранское стекло. Иудаика. Италия. Частная коллекция», представляющего около трехсот предметов еврейского обрядового стекла, выполненных венецианскими мастерами-стеклодувами на рубеже XIX-XX веков. Уникальность данной коллекции, формировавшейся в течение длительного времени, заключается в том, что все представленные в данном издании предметы, предназначенные для синагогального действа и домашних обрядов, выполнены из стекла - материала, не пользовавшегося в иудаике в отличие от металла (меди, латуни, бронзы и серебра) широким спросом. Ввиду хрупкости материала и уничтожения еврейских ритуальных предметов во время Второй мировой войны подобные вещи немногочисленны и встречаются в собраниях крайне редко. Данное издание представляет собой первую публикацию подобных предметов в таком объеме, сопровождается описанием и качественными иллюстрациями.

Русский балет в зеркале «кружевного» фарфора заводов Тюрингии

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Жанна Полански

Европейская фарфоровая скульптура, будучи довольно демократичной в выборе сюжетов, на протяжении всего периода своего существования воплощала в себе наиболее модные и передовые тенденции в искусстве. Одним из излюбленных ее сюжетов был театр, поскольку динамичность, яркость красок, замысловатость поз и жестов сценического действа как нельзя лучше передаются именно в фарфоре.

Неопубликованные работы Наталии Гончаровой. История открытия

ПОИСКИ И НАХОДКИ

Марина Джорджини

Найдены два новых оригинальных произведения Наталии Гончаровой - и это стало настоящим событием. Как это часто бывает, свою роль сыграл случай. Занимаясь диссертацией, посвященной чешской художнице Ружене Затковой, я пыталась проследить судьбу ее работ, которые считались потерянными. Проверяя их предполагаемое местонахождение, вместе с профессором Л. Помайзловой, экспертом по творчеству Затковой, систематически изучавшей переписку художницы с Гончаровой, я оказалась в частном доме, где находились не только произведения Затковой, но и две неизвестные, никогда не публиковавшиеся гуаши Наталии Гончаровой.