Специальный выпуск. ИСКУССТВО БУДДИЗМА

108 Мастеров линии преемственности Дзогчен

Проект «108 тханок»

thangka_01.jpg

В последние несколько лет Фонд «ГРАНИ» активно осуществляет проект «На перекрестках культур». В рамках проекта журнал «Третьяковская галерея» подготовил и издал специальные тематические выпуски: «США - Россия» (2 выпуска), «Италия - Россия», «Норвегия - Россия», «Швейцария - Россия». Эти спецвыпуски посвящены культурно-художественным контактам между музеями и деятелями искусства, заслужившими международное признание, между странами и народами. Осенью 2014 года у нас наметилась еще одна перспективная точка пересечения культур, на этот раз восточная - речь идет о буддийской культуре, не локализованной в какой-то одной географической точке.

thangka_02.jpg

В России издавна проявлялся интерес к различным сторонам буддийской культуры - религиозно-обрядовой, фольклорной, литературной, философской, медицинской, художественной... Среди заинтересованных в буддийских идеях было немало представителей высокой культуры - мыслителей, литераторов, художников, теологов. Достаточно, наверное, назвать Льва Толстого и Николая Рериха.

thangka_03.jpg

Оргьен Тобгьял Ринпоче вынашивал этот проект более 30 лет. Цель - поддержать и сохранить для будущих поколений высочайшее учение буддийской религиозной традиции, а именно линию преемственности Дзогчен. Для этого планируется создание 108 тханок с изображениями основателей этой линии. На каждой тханке будут изображены ведущий мастер линии преемственности, один или два связанных с ними божественных йидама, а также два или три главных учителя и пять или шесть основных учеников. На заднем плане будут тщательно воссозданы события их жизни согласно описанию, а также изображен один из защитников Дхармы. Серия тханок станет изложением истории линии преемственности и ее развития, начиная с Дхармакая-будды Самантабхадры, далее последуют жизнеописание Ваджрасаттвы, Гараб Дордже (Прахеваджры), Вималамитры, Падмасамбхавы, царя Трисонга Децена, Еше Цогьял, изложение истории Лонгченпы, Джигме Лингпы, трех Джамгонов и других мастеров, включая современных, в числе которых Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро Ринпоче, Дилго Кхьенце Ринпоче, Дуджом Ринпоче, Тулку Ургьен Ринпоче, Ньошул Кхен Ринпоче, Друбванг Пенор Ринпоче, Додрупчен Ринпоче и другие.

thangka_04.jpg

Что касается учений, передач и практик Дзогчен, невозможно точно установить период времени их возникновения, а также свести их просто к некоторым концептуальным представлениям. Предполагается, что учение это было передано Гарабу Дордже в Древней Индии, затем благодаря Шри Сингхе достигло Китая, а в VIII веке н.э. было принесено в Тибет Гуру Падмасамбхавой, Вималамитрой и Вайрочаной в то время, когда там происходило интенсивное распространение учений Будды.

thangka_05.jpg

«Линия преемственности» - это в буквальном смысле означает «линия». Но линия чего? В традиции тибетского буддизма это нечто само собой разумеющееся. Если же попытаться объяснить это более широкой аудитории, то следует сказать, что непрерывная линия преемственности - это то, что обусловливает подлинность, аутентичность передаваемых учений.

thangka_06.jpg

Данный раздел представляет собой фрагмент учения Оргьен Тобгьял Ринпоче. Монастырь Лераб Линг, Франция, осень 2014 года.

thangka_07.jpg

ИНИЦИАТОР ПРОЕКТА - ОРГЬЕН ТОБГЬЯЛ РИНПОЧЕ - ПО ПРИЕЗДЕ В МОСКВУ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ ОТВЕТСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» НАТЭЛЛЕ ИЛЬИНИЧНЕ ВОЙСКУНСКОЙ.

thangka_08.jpg

В центре композиции находятся Изначальный Будда Самантабхадра, основатель учения Дзогчен, вместе с Самантабхадри. Небесно-голубой Самантабхадра сидит в позе ваджры, его руки сложены в жесте самадхи-мудра. Слева и справа от них разместились синий Самантабхадра и белая Самантабхадри, которые, согласно «Гухьягарбха Тантре», находятся соответственно на востоке и на западе.