Элеонора Пастон

Э.В. Пастон
Юбилейная выставка Александра Головина и проблемы изучения творчества художника

Тезисы докладов Международной научной конференции «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (14.10.2014 - 15.10.2014, Государственная Третьяковская Галерея)

 

 

 

 

ВЫСТАВКИ

Элеонора Пастон
«Декоративно все и только декоративно». О юбилейной выставке Александра Головина в Третьяковской галерее

№3 2014 (44)

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «АЛЕКСАНДР ГОЛОВИН. ФАНТАЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА», ПОСВЯЩЕННАЯ 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА (1863-1930), ЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО, ОТМЕЧЕННОЕ ИЗЫСКАННОЙ ДЕКОРАТИВНОСТЬЮ, НЕИССЯКАЕМОЙ ФАНТАЗИЕЙ И ОГРОМНЫМ ЖИВОПИСНЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ, ФОКУСИРУЕТ ОСНОВНЫЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХИ СИМВОЛИЗМА И СТИЛЯ МОДЕРН В РОССИИ.

ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА

Элеонора Пастон
Москва, как много в этом звуке...

№3 2013 (40)

В июне 1877 года Василий Дмитриевич Поленов приехал в Москву для написания картины из русской истории – «Пострижение негодной царевны» – и с желанием остаться в Первопрестольной. Среди его друзей и знакомых эта идея вызвала разноречивые отклики.

 

Элеонора Пастон, доктор искусствоведения
Дорогие друзья!

Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

Перед вами специальный выпуск ж урнала «Третьяковская галерея», посвященный жизни и творчеству выдающегося художника Ивана Павловича Похитонова (1850–1923). Большую часть жизни он прожил во Франции и Бельгии, не теряя при этом связи с Россией, считая себя «русским х удожником». В его творчестве органично сочетались поэтичность, свойственная русскому пейзажу настроения, с французской изысканностью и строгой требовательностью к живописному качеству произведений.

 

Элеонора Пастон

Парижская керамическая мастерская русских художников

Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

ЗА ДВА ГОДА ДО ПРИЕЗДА И.П. ПОХИТОНОВА В ПАРИЖ, В 1875 ГОДУ, ПО ИНИЦИАТИВЕ А.П. БОГОЛЮБОВА НА ОДНОЙ ИЗ ПАРИЖСКИХ УЛИЦ В АРЕНДОВАННОМ ПОМЕЩЕНИИ В ДОМЕ ФАБРИКАНТА ЖИЛО БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА «ПАРИЖКАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ», РАБОТАВШАЯ ДО НАЧАЛА 1880-х ГОДОВ. В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРСКОЙ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ МНОГИЕ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ, ПРОЖИВАВШИЕ В ТО ВРЕМЯ В ПАРИЖЕ. ЭТА РАБОТА БЫЛА ОДНИМ ИЗ ИСТОЧНИКОВ ИХ ЗАРАБОТКА ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПОСКОЛЬКУ СРЕДСТВ, ОТПУСКАЕМЫХ АКАДЕМИЕЙ ХУДОЖЕСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ХВАТАЛО. В ОДИН ПРИЕМ ХУДОЖНИКИ РАСПИСЫВАЛИ ГОТОВЫЕ БЛЮДА И ТАРЕЛКИ, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ ПОДВЕРГАЛИСЬ ОБЖИГУ И ПОСТУПАЛИ В ПРОДАЖУ. РАБОТА В МАСТЕРСКОЙ ЗАХВАТИЛА ЖИВОПИСЦЕВ НОВЫМИ ТВОРЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Элеонора Пастон

Письма И.П. Похитонова П.М. Третьякову и И.С. Остроухову

Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

СРЕДИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ - СВЕДЕНИЙ БИОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПИСЕМ, ОТКЛИКОВ И РЕЦЕНЗИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ И.П. ПОХИТОНОВА И ХРАНЯЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА (МОСКВА), ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), В АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. Ф.А. КОВАЛЕНКО И В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (КРАСНОДАР), - ПИСЬМА ПОХИТОНОВА К П.М. ТРЕТЬЯКОВУ И И.С. ОСТРОУХОВУ ИЗ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДОКУМЕНТОВ. ОНИ ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА И МНОГИЕ АСПЕКТЫ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

Элеонора Пастон

И.П. Похитонов у Льва Толстого

Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

С 14 ИЮНЯ ПО 5 ИЮЛЯ 1905 ГОДА И.П. ПОХИТОНОВ ГОСТИЛ В ИМЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО ЯСНАЯ ПОЛЯНА. СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ О ПОЕЗДКЕ, ВСТРЕЧАХ С ТОЛСТЫМ И ЕГО ЖЕНОЙ СОФЬЕЙ АНДРЕЕВНОЙ, О РАБОТЕ ВО ВРЕМЯ ЭТОГО ВИЗИТА ОН ДЕЛИЛСЯ СО СВОЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЖЕНОЙ ЕВГЕНИЕЙ ВУЛЬФЕРТ В АДРЕСОВАННЫХ ЕЙ ПИСЬМАХ.

 

 

 

 

Элеонора Пастон

Переписка Матильды Похитоновой

Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

В ПИСЬМАХ И.П. ПОХИТОНОВА ЧАСТО ПРОСКАЛЬЗЫВАЮТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О «СЕМЕЙНЫХ НЕВЗГОДАХ», КОТОРЫЕ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЗАМЫСЕЛ, НАДОЛГО ОТЛУЧИЛИ ОТ РОДИНЫ. ПРОЯСНИТЬ ЭТУ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ПОЗВОЛЯЮТ ВПЕРВЫЕ ПУБЛИКУЕМЫЕ ПИСЬМА МАТИЛЬДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ ПОХИТОНОВОЙ, ПЕРВОЙ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА.

 

 

 

Составитель Элеонора Пастон

ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.П. ПОХИТОНОВА

Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

 

 

 

 

 

 

НАСЛЕДИЕ

Элеонора Пастон
Василий Поленов:
«Я несказанно люблю евангельское повествование...»

№4 2011 (33)

В октябре этого года в Третьяковской галерее произошло знаменательное событие. В зале, посвященном творчеству Василия Дмитриевича Поленова, экспонировались два полотна художника из серии картин «Из жизни Христа» (1890—1900-е) — «Кто из вас без греха» (1908) и «Повинен смерти» (1906). Обнаруженные в одном из североамериканских учебных заведений, они были представлены аукционным домом Bonhams на предварительном показе лотов.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Лидия Гладкова, Элеонора Пастон
Тайны живописи Похитонова

№4 2010 (29)

В Третьяковской галерее завершилась выставка, посвященная 160-летию со дня рождения Ивана Павловича Похитонова (1850–1923), где были представлены произведения из собрания ГТГ и коллекции О.Л.Маргания (Москва). Выставка, открывшаяся 2 марта, работала до середины ноября 2010 года. Она дважды продлевалась в связи с огромным интересом зрителей к творчеству художника и их многочисленными просьбами. В отзывах посетителей, помимо благодарности за «ощущение радости и гармонии жизни», которые они испытали, осматривая картины Похитонова, восхищения его виртуозным мастерством, много говорилось о «завораживающей» технике живописи. Как бы в продолжение высказывания И.Е.Репина «Это какой-то чародей-художник», давшего название выставке, зрители писали о том, что приходят в музей по нескольку раз, чтобы вновь встретиться с этим чудом.

ВЫСТАВКИ

Элеонора Пастон
«У него… самобытность не потеряна»

№1 2010 (26)

Персональная выставка произведений Ивана Павловича Похитонова «Чародей-художник»,посвященная 160-летию со дня его рождения, открылась в Третьяковской галерее в Год Франции в России и России во Франции. Это, конечно, совпадение, но оно кажется неслучайным. Трудно назвать другого художника второй половины XIX – начала XX века, в творчестве которого настолько органично воплотились бы русско-французские связи.

ЭКСПЕРТИЗА

Лидия Гладкова, Элеонора Пастон
«Аленушка» и «Гусляры» Виктора Васнецова

№2 2008 (19)

История бытования эскиза Виктора Васнецова к знаменитой третьяковской «Аленушке», находящегося в Музее-заповеднике «Абрамцево», оказалась достаточно сложной, несмотря на хорошие «выходные данные». В музей картина поступила в 1967 году из коллекции Л.А.Руслановой. До этого она уже значилась в перечне произведений В.М.Васнецова, составленном Н.С.Моргуновым и Н.Д.Моргуновой-Рудницкой, с таким описанием: «Аленушка. Х., м. 68x48. Слева внизу: В.Васнецовъ. Эскиз весьма близкий к картине, находящейся в Третьяковской галерее. Был на выставке произведений Васнецова из частных собраний в МОСХе в июне 1947 г. Собрание Л.А.Руслановой. Москва». Казалось бы, сведения исчерпывающие, и в проведении дополнительной атрибуции необходимости нет, но что-то в эскизе настораживало, не давало возможности отнести его к «последней подготовительной работе» художника. Не хватало некоего связующего звена между двумя «Аленушками», позволяющего понять логику работы Васнецова над картиной на «сказочный сюжет».

ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА

Элеонора Пастон
«Поэтическая правда» Москвы

№1 2007 (14)

В июне 1877 года Василий Дмитриевич Поленов приехал в Москву для написания картины из русской истории – «Пострижение негодной царевны» – и с желанием остаться в Первопрестольной. Среди его друзей и знакомых эта идея вызвала разноречивые отклики.

ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА

Элеонора Пастон
«Обязательство перед родным народом»

№3 2006 (12)

В июне 1898 года в жизни Третьяковской галереи, уже переданной П.М.Третьяковым в дар городу Москве, произошло большое событие. Павел Михайлович приобрел для галереи картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (1898) и «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Тогда же Третьяковым была предпринята большая перевеска картин. Залы закрыли до начала ноября, и Васнецов получил возможность еще кое-что поправить в своих последних работах. «В «Богатырях» все исправлено, что казалось нужным, – писал художник Третьякову 5 октября 1898 года, – думаю, что не в ущерб»1. Поразительно, что это сказано после тридцати лет работы над картиной!

НАСЛЕДИЕ

Э. Пастон
Абрамцевские «беседы» с природой

№1 2005 (06)

Абрамцевский художественный кружок, объединявший в 1870–1890-е годы вокруг семьи крупного промышленника и страстного любителя искусства Саввы Ивановича Мамонтова художников И.Е.Репина, В.Д.Поленова, В.М. и А.М.Васнецовых, М.М.Антокольского, В.А.Серова, К.А.Коровина, М.А.Врубеля, Е.Д.Поленову, М.В.Нестерова, И.С.Остроухова и других, получил широкую известность, благодаря редкостной плодотворности в различных областях творчества – в живописи и графике, театре и архитектуре, декоративно-прикладном и монументальном искусстве.

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play