Парижская керамическая мастерская русских художников

Элеонора Пастон

Номер журнала: 
Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

ЗА ДВА ГОДА ДО ПРИЕЗДА И.П. ПОХИТОНОВА В ПАРИЖ, В 1875 ГОДУ, ПО ИНИЦИАТИВЕ А.П. БОГОЛЮБОВА НА ОДНОЙ ИЗ ПАРИЖСКИХ УЛИЦ В АРЕНДОВАННОМ ПОМЕЩЕНИИ В ДОМЕ ФАБРИКАНТА ЖИЛО БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА «ПАРИЖКАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»1, РАБОТАВШАЯ ДО НАЧАЛА 1880-х ГОДОВ. В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРСКОЙ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ МНОГИЕ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ, ПРОЖИВАВШИЕ В ТО ВРЕМЯ В ПАРИЖЕ2. ЭТА РАБОТА БЫЛА ОДНИМ ИЗ ИСТОЧНИКОВ ИХ ЗАРАБОТКА ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПОСКОЛЬКУ СРЕДСТВ, ОТПУСКАЕМЫХ АКАДЕМИЕЙ ХУДОЖЕСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ХВАТАЛО. В ОДИН ПРИЕМ ХУДОЖНИКИ РАСПИСЫВАЛИ ГОТОВЫЕ БЛЮДА И ТАРЕЛКИ, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ ПОДВЕРГАЛИСЬ ОБЖИГУ И ПОСТУПАЛИ В ПРОДАЖУ. РАБОТА В МАСТЕРСКОЙ ЗАХВАТИЛА ЖИВОПИСЦЕВ НОВЫМИ ТВОРЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Художник И.Е. Репин писал критику B.B. Стасову о мастерской: «Мы теперь все керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах; занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжога в огне; вот чудесно применить бы к наружной живописи и к живописи в местах, где она скоро портится и где ее заменяют тяжеловесной, аляповатой мозаикой. А ведь на лаве может написать хороший художник живо, легко и грациозно. Прелестнейший способ! Помните ли Вы тарелки, блюда в магазине Deck, против Grand Opera работы Анжело? Что это за прелесть! Вообразите себе целый фриз, расписанный подобным образом!

Здесь два года уже работает один русский художник Егоров3 (сын знаменитого) и технику этого дела знает; жена его тоже работает. Боголюбов очень увлекся этим делом, написал уже много блюд, из которых несколько вещей чудесных вышло. Теперь он бьется изо всех сил и хочет добиться, чтобы керамикой вытеснить совсем мозаику. Керамический способ скор и легок, как фреска, и потому он не будет так дорого стоить; да притом же это будут оригиналы, а не копии, как всегда в тяжелой мозаике. Зацепил <...> Полякова4 за бока, тот пожертвовал 1000 fr. на первое обзаведение, наняли общую мастерскую и образовали общество пишущих на лаве (как водится, чтобы не остаться на бобах, навербовали почетных членов-жертвователей, чтобы обеспечить расходы по мастерской. Членам этим обещаны премии - работы).

Егоров все хлопочет о том, чтобы добыть двух-трех молодых мужичков и обучить их сему искусству здесь; тогда, приехав в свои деревни, где они занимаются подобным производством, они поучили бы своих собратий, да и привезли бы образцов хорошего вкуса5». Конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исееву, которому пенсионеры обычно посылали свои отчеты, Репин писал о своей работе в керамической мастерской: «Я сделал несколько русских исторических типов (на блюдах) и народных, раскупаются нарасхват, недавно чуть не подрались из-за одного чухонца, которого я изобразил на тарелке (Маковский оттягал). А теперь Егоров (хозяин мастерской) вот уже третий день ходит, как помешанный от одной тарелочки, на которой мне пришло в голову сделать дурачка Иванушку, какими изобилуют наши деревни и города. Количество и качество работ растет с неимоверной силою, от первого у нас ломятся полки; а последнему и французы начали отдавать уважение».

Особой тонкостью и тщательностью росписи отличались, по мнению Репина, тарелки и керамические пласты с пейзажами А.П. Боголюбова. «У Боголюбова вышло несколько вещей замечательной ценности. Надо отдать ему справедливость, что его вещи украшают мастерскую и поднимают высокую керамику». На встрече нового, 1876 года художники преподнесли Боголюбову большое блюдо, расписанное Репиным, Поленовым, Дмитриевым-Оренбургским, Беггровым и К.Е. Маковским. По борту блюда была сделана надпись: «Нашему хорошему Алексею Петровичу Боголюбову от юных друзей его преподносится сей первый блин»6.

По примеру Репина росписью по керамике увлекся и В.Д. Поленов. Друг семьи Поленовых, Ф.В. Чижов, в своем дневнике сделал запись от 11 сентября 1876 года: «Какие хорошие вещи привез с собой Вася своей работы7, - все больше этюды... Очень хорошие, теперь входящие в моду, тарелки и блюда фаянсовые, на которых пишутся целые картинки каким-то новым способом и после обжигаются. У него таких несколько, и все очень хороши»8.

Впоследствии Боголюбов писал в своих воспоминаниях о деятельности мастерской: «Лучшими художниками оказались И.Е. Репин, В.Д. Поленов, а потом Виллие9 и Похитонов10». Мастерская пользовалась в Париже большой популярностью. Вещи раскупались нарасхват прямо из печи. Вероятно, из-за этой популярности в настоящее время в российских музеях и частных собраниях представлено всего лишь несколько таких изделий. Тем более отрадно, что на юбилейной выставке Похитонова в Третьяковской галерее в 2010 году впервые экспонировались шесть тарелок с рисунками и автографами художника (собрание О. Л. Маргания, Москва). Непритязательные, с простыми ясными сюжетами - «На лесной дороге», «Двое в лодке на реке», «Лесная речка», «Корабль в море», «Рыбаки на берегу моря» - они дают представление о характере работ художника в парижской керамической мастерской и о раннем пейзажном творчестве Похитонова.

 

  1. Руководил мастерской художник Е.А. Егоров, живописец по фарфору и фаянсу.
  2. И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савидкий, В.Е. Маковский, А.К. Беггров, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. С 1877 года в мастерской начинает работать и И.П. Похитонов.
  3. Егоров Егор Алексеевич (1832-1891), сын известного исторического живописца Алексея Егоровича Егорова (1776-1851). Его жена - Мария Кирилловна Егорова, гравер.
  4. Поляков Самуил Соломонович (1837-1888), предприниматель, известный концессионер и строитель железных дорог в России, банкир, меценат, филантроп. В 1876 году работавшие в керамической мастерской художники коллективно расписали блюдо рисунками, объединенными темой строительства железных дорог в России, и преподнесли его Полякову.
  5. Репин И. Избранные письма.1867-1930: В2т.Т. 1.М.,1969. С. 171.
  6. Хранится в Саратовском Государственном художественном музее им. А.Н. Радищева.
  7. Речь идет о возвращении Поленова из Парижа после завершения пенсионерской поездки.
  8. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964. С. 209.
  9. М.Я. Виллие (1838-1910). Живописец-акварелист. С 1865 по 1885 г. жил преимущественно за границей.
  10. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Волга, 1996. № 2-3. С. 139.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play