ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.П. ПОХИТОНОВА

Составитель Элеонора Пастон

Номер журнала: 
Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

1850
Родился 27 января (8 февраля) в имении Матреновка (Похитоново) Бобринецкого (впоследствии Елиcаветградского) уезда Херсонской губернии в дворянской семье. Отец - Павел Данилович Похитонов, отставной военный. Мать - Варвара Алексеевна (в девичестве Белич) из семьи сербских переселенцев, обосновавшихся в этих краях в XVIII веке.

1861-1867
Живет и учится в частном пансионе Гумберта в Елисаветграде. Увлекается рисованием. Копирует гравюры, изучает технику старых мастеров, в том числе иконописцев. В связи с закрытием пансиона переводится в частную мужскую гимназию в городе Николаеве.

1868
По окончании гимназии поступает в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию в Москве.

1869
Исключен из академии за участие в кружке С.Г. Нечаева. Выслан в Матреновку под надзор полиции. Создает первые самостоятельные работы: «В степи весной. Матреновка», «Портрет Кили» (частное собрание, Франция), «Портрет П.Д. Похитонова» (частное собрание, Швейцария).

1870
Поступает на естественное отделение Новороссийского университета в Одессе. Увлекается зоологией, слушает лекции профессора И.И. Мечникова.

1871-1872
Оставляет университет. Вместе с матерью и больной сестрой выезжает за границу в Швейцарию. Занимается живописью. Впервые выставляет несколько своих произведений в галерее женевского торговца картинами. Работы тут же покупают любители живописи.

1872-1876
По возвращении на родину некоторое время служит контролером касс в Одесском Государственном банке. Оставляет службу в связи с болезнью отца и необходимостью помогать ему в управлении имением. Посещает в Елисаветграде 5-ю Передвижную выставку, проводимую Товариществом передвижных художественных выставок (далее - ТПХВ). Выставка производит на него большое впечатление и пробуждает желание заниматься живописью профессионально. Знакомится с художником А.П. Размарицыным. В конце года уезжает в Италию, останавливается в Милане и Риме.

1877
В январе приезжает во Францию. Обосновавшись в Париже, участвует в организации Общества взаимного вспомоществования русских художников. Интенсивно занимается живописью под руководством А.П. Боголюбова. Принимает участие в деятельности Парижской керамической мастерской русских художников. Расписывает и обжигает тарелки с различными пейзажными мотивами. Выезжает на этюды в Барбизон, деревушку близ леса Фонтенебло под Парижем, ставшую в XIX веке своеобразным центром притяжения художников-барбизонцев.

1878
Впервые экспонирует свои пейзажи в Салоне на Елисейских полях. Получает положительные отклики в прессе. Приезжает в Россию, навещает родителей в Матреновке. Пишет картины «Птицеловы» (Серпуховской историко-художественный музей), «Париж. Вид на авеню Фош с Триумфальной аркой вдали» (частное собрание, Франция).

1879
Участвует в выставке Салона на Елисейских полях. Ненадолго приезжает в Россию. Пишет картины «Смотр французской кавалерии» (ГРМ), «Пруд в Матреновке» (частное собрание, Франция).

1880
Участвует в выставке Салона на Елисейских полях. Приезжает в Россию. Пишет картины: «Свадьба в Матреновке» (Собрание О.Л. Маргания), «Барбизон» (Музей изобразительных искусств Туркменистана), «Фазаны» (Саратовский художественный музей), «В парке замка», «Летний пейзаж с хатками и прудом» (обе - собрание О.Л. Маргания).

1881
Участвует в выставке Салона на Елисейских полях. Получает заказ от императора Александра III на исполнение девяти живописных панно с изображением мест сражений русской армии в Болгарии в 18771878 годах. Вместе с Матильдой Вульферт, будущей женой, отправляется на Балканы. Зимой живет в Москве. Пишет картину «Зимний вечер. Закат» (частное собрание, Россия), выполняет пейзажи «Московский Кремль зимой», «Москва. Китайгородская стена» (обе - частное собрание, Франция). Принимает участие во 2-й выставке Московского общества любителей художеств (далее - МОЛХ).

1882
В начале года живет в Москве. Художники И.Е. Репин и Н.Д. Кузнецов пишут его портреты (оба - ГТГ). Возвращается в Париж. Заключает долгосрочный договор с продавцом картин, меценатом и организатором выставок Жоржем Пти. Представляет Россию на Международной выставке в Париже, организованной Пти. Женится на Матильде Константиновне Вульферт. Бракосочетание состоялось 18/30 октября 1882 года в городе Черновцы. Ненадолго едет с Матильдой в Финляндию к родителям жены. Возвращается в Париж. Пишет картины «Пожарище. Париж» (Киевский музей русского искусства; далее - КМРИ), «Вид на Буживаль» (собрание О.Л. Маргания). Приступает к работе над портретом И.С. Тургенева.

1883
Продолжает работать над портретом Тургенева (ГТГ). Весной и летом живет в По, городке у подножия Пиренеев. Работает над пейзажами. Рождение старшей дочери Веры (1883-1967). Пишет картины «Двор замка» (ГРМ), «Парижское предместье» (частное собрание, Франция).

1884
Работает над этюдами в Ментоне, где знакомится с И.Н. Крамским. Крамской пишет портрет Матильды Похитоновой (частное собрание, Франция).

1885
Ненадолго приезжает в Россию. Работает над пейзажами в По и в местечке Одуа на юго-западе Франции. Рождение дочери Нины (1885-1959). Пишет картины: «Женский портрет» (собрание О.Л. Маргания) «Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы» (ГТГ) , «Охотник», «Охотник и собака в пейзаже» (обе - собрание О.Л. Маргания).

1886
Пишет картины: «Осенний пейзаж со стадом» (частное собрание, Франция) «Горный пейзаж с путником» (собрание О.Л. Маргания), «Внешний бульвар Парижа» (Пензенская картинная галерея).

1887
Работает над этюдами в Биаррице. Пишет картины: «На охоте», «Берег моря в Биаррице. Отлив», «Весна» (все - собрание О.Л. Маргания).

1888
Рождение младшей дочери Зои (1888-1972). Пишет картины «Сбор колосьев» (частное собрание, Франция), «Охотники в пейзаже» (собрание О.Л. Маргания). Пишет портрет Евгении Вульферт (частное собрание, Франция).

1889
Пишет картины: «Пасека» (Нижегородский художественный музей), «Пейзаж с всадником на дороге» (частное собрание, Франция), «После захода солнца. Барбизон» (ГТГ). В июне-июле приехавший в Париж на Всемирную выставку И.Е. Репин пишет портрет Похитонова (частное собрание, Франция).

1880-е
Написаны картины: «Сумерки. Охотник», «В окрестностях Парижа», «Утро на Сене» (все - частное собрание, Франция), «Вёль. Лето» (собрание О.Л. Маргания), «Поселок», «Морской берег. Франция» (обе - ГРМ), «Кувшин. Бокал и книги» (ГТГ), «Берег Гавы. Вечером после грозы», «После грозы», «Вечерний пейзаж. По. Берег Гавы», «Прогулка», «На охоте», «Летний пейзаж с художником» (все - собрание О.Л. Маргания).

1890
Приезжает в Россию. Впервые участвует в 18-й Передвижной выставке ТПХВ с картиной «В окрестностях По». Участвует в 1-й Периодической выставке Товарищества южнорусских художников (далее - ТЮРХ; 8.04-3.05). Работает над пейзажами в По. Пишет картины: «Охотник зимой», «После заката солнца. По. Берег Гавы», «Снег в По» (все - ГТГ), «Река Гава. По» (частное собрание, Франция), «Пейзаж. Вёль» (собрание О.Л. Маргания).

1891
Живет и работает в Биаррице. Пишет картины: «Биарриц. Перед грозой. Озеро в Ландах и горелый сосновый лес» (ГТГ), «Биарриц» (собрание О.Л. Маргания). Приезжает в Россию. Вступает в ТЮРХ. Происходит окончательный разрыв отношений с женой.

1892
Живет на Украине. Участвует в 3-й Периодической выставке ТЮРХа в Одессе (15.03 - 15.04). Пишет картины «Вечер на Украине» (собрание О.Л. Маргания), «Украинский мотив» (частное собрание, Франция). В конце мая получает в Черновцах документ, подтверждающий его право на «жительство вместе с женой и детьми повсеместно в России бессрочное»1. Уезжает с младшей сестрой жены Евгенией Константиновной Вульферт в Италию. Живет восемь месяцев в городке Торре-дель-Греко у подножия Везувия близ Неаполя2. Пишет картины: «Везувий» (ГТГ), «Малый порт. Торре-дель-Греко» (частное собрание, Франция), «Торре-дель-Греко. Неаполь» (Вятский художественный музей), «Склон Везувия», «Резчики кораллов. Торре-дель-Греко. Неаполь», «Окрестности Неаполя» (все - собрание О.Л. Маргания), «Продавец креветок. Торре- дель-Греко» (частное собрание, Франция), «Лес близ Торре-дель-Греко. Неаполь» (Севастопольский художественный музей), «В окрестностях Неаполя (Игра детей в камешки)» (Нижегородский художественный музей), «Улочка. Торре-дель-Греко. Неаполь» (частное собрание, Франция).

1893
Первые месяцы года продолжает жить в Италии. Пишет пейзаж «Аллея» на крышке шкатулки (датирован 17 марта 1893, собрание О.Л. Маргания). В июле вместе с Евгенией Вульферт переезжает в Бельгию, в Жюпиль под Льежем, где обосновалась его сестра Анастасия, приехавшая с мужем И. И. Лазаревичем из Франции, и где жила его мать. Пишет портрет Варвары Алексеевны Похитоновой (частное собрание, Франция). 30 июля/12 августа в гражданском браке с Евгенией Вульферт родился сын Борис (1893-1963), получивший фамилию Вульферт.

1894
Переезжает в Брессу, пригород Льежа, вблизи от Жюпиля. Живет здесь на улице Тру-Луэт. Пишет картины: «Прачки», «Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом», «Тру-Луэт зимой» (все - ГТГ). Участвует в выставке Салона на Марсовом поле в Париже, где показывает серию этюдов и картин, написанных в Торре-дель-Греко. Участвует в 5-й Периодической выставке ТЮРХа в Одессе.

1895
Посылает в Москву П.М. Третьякову картину «Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы» (1885). Пишет картины: «Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника», «Тру-Луэт. Осенний вечер», «Тру-Луэт. Ранняя весна» (все - ГТГ), «Летний пейзаж», «На пляже» (обе - собрание О.Л. Маргания). Участвует в 6-й Периодической выставке ТЮРХа в Одессе, Харькове и в Москве. Начало переписки с П.М.Третьяковым о приобретении в галерею его произведений («Портрет И.С. Тургенева» был приобретен собирателем до 1892 года). Встречается в Париже с В.Д. Поленовым и Н.Д. Кузнецовым. Работает над пейзажами в Ла-Панне, курортном городе в Бельгии, на побережье Северного моря. Пишет картины «Ла-Панн. Заход солнца в дюнах», «Ла-Панн. Пляж» (обе - ГТГ), «Ла-Панн. На окраине пляжа», «После прилива. Ла- Панн», «Прилив. Большой пляж. Ла-Панн», «В дюнах за Кюреалом. Заход солнца» (все - собрание О.Л. Маргания).

1896
П.М. Третьяков приобретает у Похитонова 20 картин для своей галереи. Участвует во Всемирной выставке в Берлине. Встречается с П.М. Третьяковым в Льеже.

1897
Участвует в 17-й выставке МОЛХа в Москве.

1898
Участвует в Акварельной выставке Общества русских акварелистов в Москве.

1890-е
Написаны картины: «Нормандия. Вид на Суверен-Вандер от императорской фермы», «Зимний пейзаж» (обе - Саратовский художественный музей), «Биарриц» (собрание О.Л. Маргания), «Баскезки с границы Франции и Испании» (ГТГ), «Мать и дитя» (частное собрание, Франция), «Летний пейзаж с речкой», «На юге России. Овцы на тырле» (обе - ГТГ), «Берег Гавы. По» (частное собрание, Франция), «Сад художника в Брессу, пригороде Льежа», «Силок для воробьев. (Эффект снега)», «Равнина Брессу под снегом», «Весна. Пейзаж с двумя фигурами», «Пригород Льежа», «Ла-Панн. К вечеру», «Под парусом» (все - собрание О.Л. Маргания), «Ла-Панн. Пейзаж с повозкой, запряженной лошадьми» (частное собрание, Франция), «Зимние сумерки на Украине» (КМРИ), «Зима. Остановка в пути» (ГРМ), «После шторма», «Берег моря», «Работающий в поле» (все - собрание О.Л. Маргания), «Ла-Панн. Берег моря» (частное собрание, Франция), «Маленький бродяга. Ла-Панн» (частное собрание, Швейцария), «Взморье» (Костромской художественный музей), «Дама у зеркала» (Омский музей изобразительных искусств), «Тру-Луэт. Огородницы в саду» (частное собрание, Франция), «В саду. Тру-Луэт» (частное собрание, Швейцария), «Монастырь» (Северо-Осетинский художественный музей), «Огород. Гряды капусты» (частное собрание, Франция), «Сенокос» (Харьковский художественный музей), «Читательница романов», «Бурное море» (обе - ГРМ), «Горный пейзаж», «Южный пейзаж», «Улочка на юге Франции», «Болото», «После проводов», «Лесной пейзаж» (все - собрание О.Л. Маргания), «Петр Лаврович Лавров за чтением» (частное собрание, Франция), «Охотники у лесной опушки на дюнах», «Зима в Нормандии» (обе - ГРМ), «Мой сын (портрет Бориса Вульферта-Похитонова)», «Весенний пейзаж», «После проводов», «Молодая женщина, любующаяся собой в зеркале», «Работница в саду», «Сбор винограда», «Летний пейзаж», «Наш садик» (все - собрание О.Л. Маргания).

1900
Участвует во Всемирной выставке в Париже. В Русском отделе экспонирует картины: «На пляже», «Эффект снега», «Весна», «Осень», «Вид в окрестностях Остенде», «Plage de la Panne (Остенде)», «Вид в окрестностях Люттиха (Льежа)», «Вид в окрестностях Люттиха (Льежа)». Удостоен серебряной медали. Участвует в 11-й Периодической выставке ТЮРХа в Одессе (5.10-27.10). Пишет картины: «Садовник. Бельгия» (Одесский художественный музей), «Ольха зацвела», «В Бельгии» (обе - Краснодарский краевой художественный музей), «Птичник в Жюпиле» (частное собрание, Франция), «Жюпиль. Мельница на Маасе» (частное собрание, С-Петербург), «Сена вечером перед Лувром» (собрание О.Л. Маргания), «Заготовка льда».

1901
Возвращается в Россию. Навещает родных в Матреновке, гостит у художника Н.Д. Кузнецова в Одессе. Участвует в Акварельной выставке Общества русских акварелистов в Москве. Участвует в 12-й Периодической выставке ТЮРХа в Одессе (29.09-28.10).

1902
Приобретает усадьбу Жабовщизна в Минском уезде Минской губернии. Живет здесь постоянно, время от времени выезжая в Москву, Петербург, на Украину. Участвует в 13-й Периодической выставке ТЮРХа в Одессе (26.09-28.10).

1903
Принимает участие в выставке «Mignon», организованной Товариществом художников в Петербурге. Участвует в 1-й Общедоступной выставке картин Южнорусского музыкально-драматического общества в Одессе. Пишет картины: «Белорусский пейзаж. Зимний день. Жабовщизна» (Национальный художественный музей Республики Беларусь; далее - НХМ РБ), «Задворный прудок. Жабовщизна» (Собрание О.Л. Маргания)

1904
Удостоен звания академика, избран действительным членом Императорской академии художеств. Пишет картины: «Околица в Жабовщизне» (ГТГ), «На краю села. Ранняя осень», «Снег», «В огороде (Разбрасыватель навоза)» (все - собрание О.Л. Маргания).

1905
Участвует в 23-й Передвижной выставке ТПХВ. Избран членом ТПХВ. 14 июня-5 июля гостит у Л.Н. Толстого в имении Ясная Поляна. Пишет картины: «Дубы в Чепыже. Ясная Поляна», «Место, где зарыта зеленая палочка» (обе - Музей-заповедник Ясная Поляна), «Лев Толстой на балконе дома в Ясной Поляне», «Въезд в Ясную Поляну» (обе - частное собрание, С-Петербург), «Въезд в Ясную Поляну» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), «Лев Толстой перед деревом бедных в Ясной Поляне» (частное собрание, Швейцария), «Лев Николаевич Толстой на террасе дома в Ясной Поляне» (ГРМ), «Лев Толстой у места, где зарыта зеленая палочка» (собрание О.Л. Маргания). Делает много портретных зарисовок Л.Н. Толстого.

1906
В январе возвращается в Бельгию, живет в Жюпиле, время от времени выезжая в Россию и Францию. Организует персональную выставку в Льеже.

1907
Персональная выставка в Льеже.

1908
Пишет картину «После грозы» (собрание О.Л. Маргания) и портретный этюд «Вера Николаевна Фигнер» (частное собрание, Франция).

1909
Организует персональную выставку в Антверпене. Вступает в Товарищество петербургских художников.

1910
Персональная выставка в Льеже. Принимает участие в Художественно-промышленной выставке ТЮРХа в Одессе.

1900-е
Написаны картины: «На охоте», «Охотник», «Летний пейзаж с коровами», «Весенний мотив. У водопоя. Жабовщизна», «Половодье. Жабовщизна. Коровник», «Пойнтер Кроткий», «Охотник», «Заснеженный пейзаж», «Огородник. Жабовщизна» (все - собрание О.Л. Маргания), «Охота. Жабовщизна. Белоруссия» (НХМ РБ), «Зимой», «Зимка», «Петр Иванович Щукин на прогулке» (все - ГТГ), «Яблони зацвели. Жабовщизна», «На тяге» (обе - частное собрание, С-Петербург), «После дождя. Жабовщизна» (частное собрание, Швейцария), «Заросшее болото весной. Жабовщизна», «Туманное утро. Жюпиль» (обе - частное собрание, Швейцария), «Прачки у пруда. Жабовщизна», «Старый дом в Жабовщизне», «Панорама в Жабовщизне», «По бекасу», «Пейзаж. Бельгия» (все - частное собрание Франция), «Огородница» (Музей В.А. Тропинина), «Пересадка цветов» (частное собрание, Россия), «Усадьба. Жабовщизна», «Зима. Деревня. Жабовщизна» (обе - ГРМ), «Уборка картофеля. Жабовщизна» (Пермская картинная галерея), «Зимние сумерки на Украине» (Национальный художественный музей Украины), «Охота» (НХМ РБ), «Пейзаж. Бельгия» (Башкирский художественный музей), «Пейзаж. Бельгия» (КМРИ), «Зима» (Северо-Осетинский художественный музей), «Пейзаж» (Днепропетровский художественный музей), «Зимний пейзаж» (Саратовский художественный музей), «Старая груша. Окрестности Льежа» (Воронежский художественный музей), «Пейзаж во Фландрии (Коровы на затопленном лугу)», «Пшеничное поле», «Вид из Ла-Панна», «Небольшая дюна вечером» (все - собрание О.Л. Маргания).

1911
Приезжает в Москву для организации персональной выставки в галерее Лемерсье. Экспонирует около шестидесяти произведений. Работы с выставки приобретены Русским музеем, музеем Академии художеств, частными коллекционерами. Пишет картины: «Автопортрет за работой», «Уличный фонарь. Ла-Панн», «Переулок в Жюпиле. Лунная ночь» (все - частное собрание, Франция), «Летний день», «Прогалина под снегом. Минск» (собрание О.Л. Маргания).

1913
Персональная выставка в Льеже. Пишет картину «Яблоневые деревья в саду в Жюпиле» (собрание О.Л. Маргания). Перед началом Первой мировой войны возвращается на родину. Живет в Петербурге.

1914-1915
Участвует в 43-й Передвижной выставке ТПХВ (26.12.1914-25.01.1915) в Москве и Петрограде (открылась 14.02.1915). Летом 1915 года гостит в имении Никольское у своего приятеля Л.Н. Угриновича в Елисаветградском уезде Херсонской губернии. Пишет картины: «Привал охотников среди степного бурьяна» (собрание О.Л. Маргания), «Старый дом в Никольском» (КМРИ), «Поселок. Крестьянка с ведрами. Никольское» (собрание О.Л. Маргания), «Степной поселок. Никольское» (частное собрание, Франция), «В степной полосе» (Иркутский художественный музей).

1916-1917
Участвует в 3-й Выставке этюдов, эскизов, рисунков в Петрограде (открылась в декабре 1916). Участвует в 45-й Передвижной выставке ТПХВ в Москве (20.12.1916-19.03.1917) и Петрограде (12.02-19.03. 1917). Принимает участие в 14-й выставке картин Петроградского товарищества художников (открылась 15 апреля 1917). Выезжает из Петербурга на Украину, оттуда - на Кубань.

1918-1919
Живет на Кубани в Екатеринодаре, а также в станице Горячий Ключ. Принимает участие в общественной жизни города, в деятельности художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее, основателем и попечителем которой был его друг Ф.А. Коваленко (1866-1919). Готовит персональную выставку (не состоялась). Пишет картины: «Двор под снегом. Горячий Ключ» (частное собрание, Франция), «Горячий Ключ», «Порожняком» (обе - Краснодарский художественный музей), «Красноармеец Иван» (собрание О.Л. Маргания). Возвращается в Бельгию. Живет в окрестностях Льежа.

1910-е
Написаны этюды и картины: «Нини в кресле стиля ампир», «Нини с обнаженными руками» (собрание О.Л. Маргания), «Хутор среди полей», «На лесной опушке», «Бурное море. Ла-Панн» (все - ГРМ), «Угольная шахта в Жюпиле», «Игра в шары», «Переулок в Жюпиле. Лунная ночь» (все - собрание О.Л. Маргания), «Туманное утро. Жюпиль» (частное собрание, Швейцария), «Воспоминание о поездке от Брюсселя до Льежа», «Уголок в Ла-Панне», «Дюны. Ла-Панн», «Спокойное море. Ла-Панн», «К вечеру. Ла-Панн», «Море во время отлива. Ла-Панн» (все - частное собрание, Франция), «Жюпиль. Мельница на Маасе», «Горячий Ключ» (обе - частное собрание, С-Петербург), «Цветущий май», «Пейзаж с косарями» (обе - НХМ РБ).

1920-1921
Работает в Бельгии, в Ла-Панне. Пишет картины: «Землекопы. Ла-Панн» (1920), «Морской пейзаж. Ла-Панн», «Пейзаж» (все - частное собрание, Франция), «Весенний день. Охотники с собаками» (частное собрание, Швейцария), «Вид на Коксид из окна. Ла-Панн» (собрание О.Л. Маргания). Выезжает во Францию. По возвращении переезжает в Брюссель, живет на улице Трон. Работает в Брюсселе и его пригородах. Пишет картины: «Переулок на окраине. Бойтсфорт», «Рябина в Бойтсфорте», «Возвращение с охоты после грозы (Желтая аллея)»; «Весенние работы в Ульпе» (все - собрание О.Л. Маргания).

1922-1923
Персональная выставка в Льеже. Пишет картины «Пейзаж с лодками» (собрание О.Л. Маргания), «За чтением», «За чтением. Вечер» (обе - частное собрание, Франция). Персональная выставка в Антверпене. Пишет этюды «Уголок нашего сада», «Сад. Вид из окна» (обе - собрание О.Л. Маргания), «Примулы» (частное собрание, Франция) и последнюю работу «Китайские астры» (местонахождение неизвестно). 23 декабря скончался в Брюсселе. Похоронен в Брессу под Льежем.

1925
Посмертная выставка И.П. Похитонова в Льеже. Экспонировано около ста работ художника.

 

  1. Документ находится в личном архиве А.Н. Айленштайн фон Вульферт.
  2. В литературе о Похитонове, в том числе специальной, указан 1891 год. Документальные источники, между тем, свидетельствуют о поездке художника в Италию в 1892 году. На эту дату, в частности,указывает Евгения Вульферт, жившая вместе с Похитоновым в то время в Италии (см.: Вульферт-Похитонова Е. Биографические сведения о художнике Похитонове И.П. РГАЛИ. Ф. 646. Оп. 1. Ед. хр. 270). Это подтверждается и другими свидетельствами о его пребывании в Италии во 2-й половине 1892-го-начале 1893 года. При этом ни на одной из картин, написанных в это время в Италии, даты не обнаружено.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play