Елена Теркель

НАСЛЕДИЕ

Елена Теркель
Игорь Грабарь: «Я взял с собой... цейсовский фотографический аппарат»

#3 2022 (76)

На рубеже XIX-XX веков увлечение фотографией было не чуждо многим художникам. Некоторые использовали снимки при создании картин. Игорь Грабарь был не из их числа. Как импрессионист, он больше доверял непосредственному впечатлению. Занятие фотографией было связано скорее с интересом исследователя, ученого, впервые взявшегося за составление обширного труда по истории отечественного искусства. Основная часть сохранившихся в его архиве отпечатков - кадры архитектурных памятников, стенных росписей, различных произведений искусства. Многие опубликованы в «Истории русского искусства», задуманной в начале 1900-х. Когда Грабарь стал собирать материал для научной работы, он понял, что множество отечественных памятников не только не исследованы, но зачастую отсутствуют даже их изображения. Выискивая старые чертежи, планы, рисунки, Грабарь быстро осознал необходимость отснять сохранившиеся уникумы. Фотография стала для него средством фиксации, способным с наибольшей точностью передать все нюансы.

Елена Теркель
Мария Якунчикова-Вебер. «ХОЧЕТСЯ НЕЖНОСТИ МНЕ, А НЕ ЭТОЙ СЕРОЙ, ГРУБОЙ ПРОЗЫ»

#3 2020 (68)

Один из первых биографов Марии Якунчиковой, поэт и художник Максимилиан Волошин, отмечал присутствие в ее произведениях глубоко личного начала. Героиня офортов - «это всегда она, всегда одна и та же, гибкая и грустная, и в глазах невольно остаются ее руки, бессильные и тонкие, как ветви березы, качающиеся в голубом небе». Однажды Якунчикова написала картину «Отражение интимного мира». Он чувствуется в большинстве ее работ, только, по словам Волошина, «отражение слишком реально».

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Елена Теркель
«Больная» В.Д. Поленова - кто она?

#3 2019 (64)

Картина «Больная» стоит особняком в творчестве В.Д. Поленова. Тонкий пейзажист, создатель «евангельского цикла» работ, художник предпочитал изображать открытые пространства, использовать светлые краски. Полотна Поленова за редким исключением позитивны по своему настрою. Исключением является «Больная». Картина писалась на протяжении тринадцати лет, ее создание было сопряжено с личными переживаниями: начало работы и ее возобновление были связаны с утратами близких. Уход из жизни часто является поводом к размышлению, но не каждый решится перенести горе на холст, лишний раз бередя незаживающую рану.

НАСЛЕДИЕ

Елена Теркель
Репин в Париже

#1 2019 (62)

Париж... Этот город издавна манил русских художников, писателей, музыкантов. Вдохновляющий, яркий, старый и новый одновременно, город вечного праздника, любви и красоты. Каким видел его Репин? На этот вопрос может ответить только сам художник.

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
Лев Бакст и русские писатели. Портреты Серебряного века

#2 2017 (55)

Яркий представитель Серебряного века, Бакст всегда находился в центре литературно-художественной тусовки своего времени. Он был знаком или дружен со многими писателями и поэтами, портреты которых создавал или книги которых оформлял.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
Валентин Серов и Лев Бакст. Поиски идеала

#3 2015 (48)

Замкнутый, серьезный, мрачноватый Серов. Яркий, неожиданный, чуть смешной в своем дендизме Бакст. Что сближало этих столь не похожих художников? Почему взаимная симпатия, зародившаяся в годы издания журнала «Мир искусства», так окрепла со временем? Ответ прост и сложен одновременно: в глубине души они мечтали о чем-то неуловимо схожем. За внешне разной оболочкой пряталось от чужого грубого взгляда не устающее верить и искать творческое «я». Оба успешные и знаменитые, каждый по-своему, они стремились догнать свою мечту, найти новые пути и формы, оставаясь предельно честными в своих исканиях.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
Возвращение. К 70-летию открытия Третьяковской галереи после воины

#2 2015 (47)

ДЛЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, КАК И ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ, ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СТАЛИ ТЯЖЕЛЫМ ИСПЫТАНИЕМ. ОТМЕЧАЯ 70-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ, МЫ ОТМЕЧАЕМ И ЮБИЛЕЙ ОТКРЫТИЯ ГАЛЕРЕИ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ЭВАКУАЦИИ.

Е.В. Теркель
Работы А.Я. Головина для сельскохозяйственного училища им. Ф.В. Чижова в Кологриве

Тезисы докладов Международной научной конференции «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (14.10.2014 - 15.10.2014, Государственная Третьяковская Галерея)

 

 

 

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
«Ваши картины какие-то настоящие...». Александр Головин и Елена Поленова

№3 2014 (44)

НЕРЕДКО, ГЛЯДЯ НА КАРТИНЫ, ХОЧЕТСЯ УЗНАТЬ, КАКИМ ХУДОЖНИК БЫЛ В ЖИЗНИ, ЧТО ЕГО ВОЛНОВАЛО, КТО ОКРУЖАЛ, ГДЕ ЧЕРПАЛ ОН ВДОХНОВЕНИЕ, СОЗДАВАЯ СВОИ ШЕДЕВРЫ. НЕ ВСЕГДА ЛЕГКО НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРА И ДАЖЕ В НАУЧНЫХ МОНОГРАФИЯХ О НЕМ. ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ПОМОГАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ И ПИСЬМА. ИЗДАННЫЕ Э.Ф. ГОЛЛЕРБАХОМ «ВСТРЕЧИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ» АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА РИСУЮТ ВНЕШНЮЮ КАНВУ ПРОЖИТОГО; ВНИМАНИЕ АКЦЕНТИРУЕТСЯ НА СОБЫТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ОЦЕНКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЛЮДЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, В МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧАЯ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕ. ВНУТРЕННИЙ МИР ХУДОЖНИКА, ЕГО ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧТИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ ЗА КАДРОМ.

НАСЛЕДИЕ

Елена Теркель
Дело жизни -служение искусству
Павел Третьяков и Антон Рубинштейн

№3 2012 (36)

Павла Михайловича Третьякова и Антона Григорьевича Рубинштейна объединяло беззаветное служение искусству. Первый — гениальный собиратель, основатель крупнейшего музея русской живописи, второй — гениальный композитор, виртуозный пианист и дирижер. Их жизненные пути пересеклись довольно рано, а с годами взаимное уважение только усилилось.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
«Успех редкостно огромный...»
Америка в жизни Бакста

Специальный выпуск 2. АМЕРИКА - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Русским художникам, артистам, музыкантам Серебряного века Америка представлялась страной загадочной и фантастически богатой. Сюда ехали на заработки и гастроли. Лишь некоторые иностранцы постепенно начали воспринимать Новый Свет не как источник дохода, а как особый культурный пласт со своими традициями и корнями. Одним из таких людей был всемирно известный русский художник Леон Бакст.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
«Близко и глубоко чувствую вас...»
Из переписки М.В.Якунчиковой и Е.Д.Поленовой

№4 2011 (33)

Имена Елены Дмитриевны Поленовой и Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер навсегда вписаны в историю русского искусства и связаны с зарождением и утверждением стиля модерн. Поиски новых путей сближали двух художниц. Их общение, нашедшее отражение в переписке, помогало каждой в творческом развитии, взаимно обогащало. Письма свидетельствуют, насколько важной постепенно становилась эта связь. Елена Дмитриевна, сдержанная по натуре, скупыми строками выражает свое беспокойство: «От Маши давно не имею известий, писала ей уже несколько раз, а от нее только одно письмо получила». Мария Васильевна пишет: «Близко и глубоко чувствую вас и робко надеюсь получить когда-нибудь словечко».

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
«Успех редкостно огромный...»
Америка в жизни Бакста

№2 2011 (31)

Русским художникам, артистам, музыкантам Серебряного века Америка представлялась страной загадочной и фантастически богатой. Сюда ехали на заработки и гастроли. Лишь некоторые иностранцы постепенно начали воспринимать Новый Свет не как источник дохода, а как особый культурный пласт со своими традициями и корнями. Одним из таких людей был всемирно известный русский художник Леон Бакст.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
Лев Бакст: «Одевайтесь, как цветок!»

№4 2009 (25)

Своим творчеством Лев Бакст стремился сделать жизнь гармоничнее и прекраснее. Мечтая осчастливить человечество, грезя античностью и Востоком, что мог он дать людям? Немного франтоватый и по-детски наивный художник нередко вызывал улыбку на лицах друзей. И все же именно ему удалось сделать жизнь светлее и ярче, приблизить красоту к повседневности. Бакст стал первым русским художником, получившим мировое признание как дизайнер.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
Сергей Павлович Дягилев и Третьяковская галерея

№3 2009 (24)

Сергей Павлович Дягилев, поставив задачу пропаганды русского искусства, имел перед собой пример подвижнической деятельности Павла Михайловича Третьякова, посвятившего жизнь собиранию художественных произведений русской школы.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Елена Теркель
Лев Бакст. Семья и творчество

№1 2008 (18)

Лев Бакст – величайший театральный художник, прекрасный рисовальщик, тонкий живописец, непревзойденный мастер линии. Эта линия – изогнутая, напряженная, эмоциональная и вместе с тем удивительно гармоничная – стала своеобразной визитной карточкой не только творчества художника, но и в целом стиля модерн, который просто нельзя себе представить без Бакста. Что мы знаем о его жизни?

Джон Э. Боулт, Ольга Ковалева, Елена Теркель, Анна Чернухина
«Волшебные слова»: литературное наследие Л.С.Бакста

#1 2008 (18)

Из многочисленных художников русского Серебряного века именно Леон Бакст (Лев Самойлович Розенберг, 1866–1924) заслужил наивысшее признание за свой вклад в станковую живопись и декоративно-прикладное искусство. Никто из российских театральных художников не снискал такой славы, как Бакст – за свои легендарные декорации к балетам «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» или «Спящая красавица», сценографию, поразившую публику щедростью красок, осязаемостью формы и передачей динамики человеческого тела.

К 150-ЛЕТИЮ ГТГ

Елена Теркель
Завещание П.М.Третьякова: ошибка и реальность

#4 2005 (09)

4 декабря 1898 года в 10 часов утра скончался Павел Михайлович Третьяков. Русская культура понесла тяжелую утрату. Соболезнования, телеграммы, цветы, венки… Неподдельное горе не только для семьи, но и для многих, многих русских людей. Скорбные дни, похороны… Пришло время обнародовать последнюю волю умершего. Но тут возникли непредвиденные препятствия… Племянница П.М.Третьякова, Евдокия Константиновна Дмитриева1 вспоминает: «Довольно долго завещание не могли найти! А когда оно наконец было найдено под одним из ящиков письменного стола и передано одному из крупных присяжных поверенных Москвы – Михаилу Петровичу Минину, он сразу увидал в нем крупную юридическую ошибку… С такой ошибкой завещание не только нельзя было утвердить, а наоборот, оно должно было быть признано недействительным. Ужас объял всех!»2

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play