Возвращение. К 70-летию открытия Третьяковской галереи после воины

Елена Теркель

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#2 2015 (47)

ДЛЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, КАК И ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ, ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СТАЛИ ТЯЖЕЛЫМ ИСПЫТАНИЕМ. ОТМЕЧАЯ 70-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ, МЫ ОТМЕЧАЕМ И ЮБИЛЕЙ ОТКРЫТИЯ ГАЛЕРЕИ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ЭВАКУАЦИИ1.

Этого события ждали всю войну. Все верили, что отправленные в далекий тыл произведения вернутся в родной дом вместе с их хранителями. Научный сотрудник Н.Ю. Зограф писала в 1942 году: «Я очень тоскую по Москве и в первую очередь по галерее. Мечтаю, как мы будем строить новую экспозицию, работать с утра до ночи ... и по 30 раз перевешивать отдельные стенки. Не могу себе представить жизнь в Москве без работы в Галерее»2.

Наконец 18 мая 1944 года Комитет по делам искусств при СНК СССР издал приказ, в котором говорилось: «Реэвакуацию ценностей художественных музеев производить в каждом отдельном случае только с разрешения Комитета по делам искусств при СНК СССР и лишь при наличии помещения, вполне подготовленного к приему реэвакуируемых фондов»3. К этому времени здание Третьяковской галереи, пострадавшее во время бомбежек 1941 года, было в основном восстановлено.

Переписка сотрудников Галереи полна надежд: «Ну, кажется, скоро мы с вами встретимся опять в родной для нас всех Третьяковке. В понедельник, т.е. через три дня, велено нашим руководящим работникам изложить в Комитете конкретный план размещения принимаемого багажа в Галерее. Сотрудники все ахают и ломают голову, как бы не оплошать в этом вопросе. Большинство сотрудников держатся того взгляда, что реэвакуация преждевременная, здание не подготовлено к принятию багажа. Но это высказывают гл[авным] обр[азом] рядовые сотр[удники], голоса которых не дойдут до Комитета. Алекс[андр] Иванович [Замошкин] горит желанием возвращения - значит, добьется»4. И действительно, директор Третьяковской галереи верил в скорейшее решение вопроса. Перед ним стояла задача: к 1 октября подготовить для утверждения в комитете по делам искусств проект реэкспозиции галереи. Заведующая отделом живописи второй половины XIX - начала XX века С.Н. Гольдштейн писала в сентябре своей коллеге О.А. Лясковской в Новосибирск, где временно хранилась основная часть музейной коллекции: «...вероятно, к нашему приезду будет готов уже план экспозиции. Хорошо бы сразу по приезде вынуть вещи из ящиков, которые служат им темницами, и показать "всему миру на удивление". А есть чем удивить мир, не правда ли?»5.

Несмотря на огромные сложности, А.И. Замошкин делал все для четкой и грамотной подготовки реэвакуации. 5 сентября он телеграфировал в Новосибирск: «Немедленно приводите состояние готовности отправке все эвакуированные ценности тчк ждем решения»6. Наконец, 4 октября 1944 года было принято постановление СНК СССР № 1335 о возвращении из тыла коллекций художественных музеев Москвы и Московской области. Вслед за этим, 9 октября, вышел аналогичный приказ Комитета по делам искусств, предписывающий произвести реэвакуацию к 1 ноября.

Начался новый этап в жизни Третьяковской галереи, ее коллекция возвращалась в родные стены. 1 ноября 1944-го в музее вышел приказ: «Ввиду прибытия в Москву художественных ценностей и необходимости разгрузки их рабочий день 2.XI начинать с 8 часов утра»7. В этот день домой вернулись экспонаты, эвакуированные в город Молотов (ныне Пермь). 3 ноября на станцию Москва-Товарная прибыл эшелон с музейными ценностями из Новосибирска. Согласно накладным, разгрузка трех вагонов закончилась лишь 18 ноября8, и грузовики с ящиками, в которых была основная часть коллекции, въехали в Лаврушинский переулок. Главный хранитель музея Е.Н. Сильверсван вспоминала: «Все лето Галерея готовилась к обратному приему эвакуированных произведений, ремонтировали окончательно все здание, застекляли и чинили рамы и т.д. и вот в холодный, хмурый дождливый день, который для нас казался одним из самых радостных и ярких, в широко открытые ворота галереи въехали грузовики с экспонатами. Сколько было радости встреч и с дорогими товарищами, и с экспонатами Галереи. Сразу же приступили к распаковке, в Галерее закипела работа. Она была действительно громадной, сложной, но энтузиазм сотрудников был не менее велик»9. Самое главное - все произведения вернулись в целости и сохранности. Об этом свидетельствовали и сами картины, и сухие слова отчетов: «Произведенные по прибытии вещей, в присутствии академика И.Э. Грабаря, контрольные вскрытия ящиков показали высокую удовлетворительность в сохранности вещей, подвергшихся эвакуации. Эта сохранность подтвердилась и в дальнейшем, при планомерном вскрытии ящиков и освобождении вещей от упаковки...»10.

Еще до реэвакуации началась разработка плана новой экспозиции Третьяковской галереи. Научные сотрудники и в Москве, и в Новосибирске готовили свои варианты, порой споря и ссорясь из-за места картин в залах. Вернувшаяся домой З.Т. Зонова писала оставшейся в эвакуации С.Н. Гольдштейн: «Работа моя сейчас еще не налажена, и я в тишине иногда делаю зарисовки нашей будущей экспозиции, свято оберегая границы данной мне ранее территории. Конечно, за мной ревниво следят Ацаркина и Архангельская, которые боятся, что я подам все это, не посоветовавшись с ними. Ацаркина прямо заявила сегодня, что она выхлопочет перед Александром] Ив[ановичем] [Замошкиным] право планировать романтиков. Знаю, что работа эта еще преждевременна и что в дальнейшем будет передел площади, и все же не могу воздержаться. Вспоминала как-то на днях, как мы с тобой ссорились из-за 11-го зала»11. План нового размещения экспонатов собирались подготовить к 1 октября. Строки отчета свидетельствуют о том, что к этому времени лишь «было приступлено к установлению границ в экспозиции между различными эпохами и к выработке принципиальных оснований новой экспозиции»12. Надо отметить, что за годы войны в галерею поступило 1015 новых произведений (167 - живописи, 55 - скульптуры, 792 - графики, 1 икона)13, часть этих приобретений должна было найти свое место в залах.

Основная работа по подготовке новой экспозиции стала вестись уже после возвращения музейной коллекции и научных работников. Директор галереи А.И. Замошкин и его заместитель по научной части Г.В. Жидков отмечали: «Составленные план и макеты предусматривают экспозицию, показывающую русское искусство в его развитии. Переходя из зала в зал, посетитель галереи будет видеть, как одна эпоха в историческом движении нашей художественной культуры сменяла другую. Зритель получит возможность воспринять запечатленную в образах искусства многовековую жизнь народа, обусловившую общественный символ и идейное содержание того или иного этапа художественного развития»14. К концу 1944 года план экспозиции был готов. На втором этаже решили представить художественные произведения, начиная с древнерусского искусства и заканчивая творчеством В.И. Сурикова и И.Е. Репина; на первом должно было разместиться все остальное, «начиная с рисунков второй половины XIX века и произведений Антокольского и кончая современным советским искусством»15. Новая экспозиция имела значительное отличие от всех предшествующих, так как решили изменить привычный принцип показа работ, использовав разреженную развеску картин. Впервые в Третьяковской галерее этот способ опробовали на выставке произведений И.Е. Репина летом 1944 года. Это казалось смелым, необычным и вызывало удивление. Научный сотрудник З.Т. Зонова писала тогда: «Развеску и хвалили, и хаяли. хвалили за то, что развешана по заграничному, ведь на некоторых простенках висело по одной вещи, на больших стенах - по три вещи. Хаяли за то, что в некоторых вещах видны сильные отражения - даже большой наклон не спас их от этого. <...> Общее впечатление от выставки хорошее, хвалили за культурность и строгость»16. Успех репинской выставки и в целом положительное мнение о принципе развески позволили руководству Галереи предложить аналогичное решение для всей музейной экспозиции. О достигнутом результате можно судить по отзыву внучки П.М. Третьякова Марины Николаевны Гриценко, отмечавшей после торжественного открытия Третьяковской галереи: «И развеска, в основном скорее положительно решенная, разреженная, выделяя (по сравнению с прежней) каждую картину, способствует восприятию праздничного показа! Довольно удачно сделана и покраска, если не считать зелени в залах икон, слишком интенсивная, убивающая в некоторых случаях оригиналы. Но как бесподобно красив, не то слово, Рублев! Картины смотрятся и воспринимаются по-новому. После четырехлетнего отсутствия - и главное, после пережитого и отложившегося в душе за эти годы - вещи кажутся иными, какие-то даже для себя еще не осознанные переоценки происходят. И развеска способствует этому. Как смотрится сейчас Серов - никогда так не висела удачно Верушка и девушка, освещенная солнцем17. В маленьких залах, с боковым освещением они попали в обстановку "камерную", концентрирующую внимание на каждой вещи. Он как-то "собрался" и не расплывается, как это было раньше в больших залах. Как бесподобен цвет Врубеля! Именно звучание этого колосс[ального] цвета! <...> Блестяще выглядит Верещагин - он никогда так не смотрелся. Но после него перейдя к Сурикову, испытываешь разочарование, он кажется тусклым, каким-то поблекшим. Сейчас только поняла увлечение Верещагиным в прошл[ом] столетии и интерес к нему Павла Михайловича Третьякова]!»18. Не все решения оказались одинаково удачными, но, следует признать, это был шаг вперед, а не повтор пройденного.

Еще одним отличием новой экспозиции стал расширенный показ скульптуры и графики. В зале, стены которого украшали рисунки XVIII века, разместили скульптуры Ф.И. Шубина; отдельный зал предоставили произведениям М.М. Антокольского. И.Э Грабарь отмечал: «Такого обилия отдельных персональных залов одного мастера в прежних развесках достигнуто не было, и это надо признать огромным достижением сегодняшней экспозиции»19.

Первоначально планировалось открыть галерею к 23 февраля20, затем - к 1 мая 1945 года21. Однако развернуть экспозицию так быстро не смогли. Приходилось распаковывать и вставлять в рамы огромное количество картин. Некоторые произведения реставрировались. Требовала усилий и установка в залах таких масштабных произведений, как «Явление Христа народу» А.А. Иванова, «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Иван Грозный» М.М. Антокольского. Все работали с огромным энтузиазмом, о чем позднее вспоминала научный сотрудник Е.Ф. Каменская: «Москва жила возбужденной, счастливой жизнью. Галерея переживала вопросы новой экспозиции, проверяла и укрепляла вещи после эвакуации. Это был настоящий трудовой подъем, подъем научной мысли, пробуждение творчества»22. К середине мая все было готово к открытию Третьяковской галереи.

17 мая 1945 года сокровищница русского искусства распахнула свои двери. В тот день залы украсили цветами, зеленью, коврами. пригласительные билеты были разосланы выдающимся деятелям науки, искусства, литературы, дипломатическому корпусу и героям войны. В час дня в зале В.И. Сурикова началась торжественная церемония открытия. Много теплых слов прозвучало в адрес Третьяковской галереи. А.И. Замошкин мог сказать от лица всего коллектива: «Годы Великой Отечественной войны заставили взглянуть по-новому на многое из нашего прошлого, многое переоценить, понять глубже, чем это имело место раньше. Это относится к целому ряду сторон нашей жизни, в том числе, конечно, и к искусству. <...> При создании плана и макетов новой экспозиции учитывалось место, занимаемое Галереей в культурной жизни нашей страны. Великое художественное наследие русского народа, представленное шедеврами Галереи, становящимися теперь вновь доступными для изучения, должно сыграть исключительную роль в развитии нашего советского искусства, перед которым события последних героических лет поставили исключительной важности задачи»23.

Приподнятое настроение переполняло всех. Гриценко в своих дневниках писала: «Реальное, первое безусловное подтверждение, остро пережитое, вещественное доказательство рубежа между войной и миром - открытие Галереи!!! Как-то особенно празднична, красива она сейчас! <…> В день вернисажа, солнечный и светлый, все сияло в Галерее. Она утопала в цветах, изумительных по цвету цинерариях, анютиных глазках и многих других. Торжественно прекрасна была она! На лестнице вместо разбитого бомбой Меркуровского Сталина24 - на площадке в окружении зелени и цветов бюст Павла Михайловича [Третьякова]. Я думала, что он должен был бы радоваться - не тому, конечно, что выставлен так торжественно его портрет, а той любовью, которой окружают галерейцы (только они!) его детище и создание всей его жизни»25.

И действительно, работники музея были счастливы. Благодаря беззаветной преданности своему делу они смогли сохранить в годы войны уникальную коллекцию русского искусства, и наступивший праздник был для них особенно дорог. В.Ф. Румянцева вспоминала: «И вот этот день настал. 17 мая 1945 года, через 8 дней после объявления мира, Галерея открыла свои двери народу. <...> На вернисаже к нам - сотрудникам, дежурившим в залах и принимавшим наших первых посетителей, подходили незнакомые люди, обнимали и поздравляли с нашим общим праздником»26.

Своей любовью и самоотверженностью сотрудники музея в тяжелые военные годы буквально спасли художественные сокровища. Спасли, чтобы все люди могли любоваться прекрасными произведениями русского искусства. На первой странице книги отзывов оставили свои записи представители американского дипкорпуса: Луиза Гопкинс (жена встречавшегося с И.В. Сталиным для подготовки мирной конференции Гарри Гопкинса) и Кэтлин Гарриман (дочь посла США в Советском Союзе Уильяма Гарримана), с восторгом отозвавшиеся о собрании русского искусства27. Со всего мира приходили отклики на долгожданное событие. Николай Рерих писал из далекой Америки: «К открытию Третьяковской галереи шлю сердечный привет друзьям художникам и всем геройски охранявшим великие народные сокровища. Да процветает русское искусство!»28.

На следующий день после вернисажа поток посетителей хлынул в Галерею. Сначала она работала до пяти часов вечера, а с июля - до семи. Стояли очереди, а люди все шли и шли. Первую послевоенную книгу отзывов переполняют слова огромной благодарности всем тем, кто сохранил уникальную коллекцию русского искусства: «Рассматривая картины, ощущаешь такое чувство, что будто бы встречаешься со старыми хорошими знакомыми счастливого довоенного периода и в то же время сознаешь на факте открытия Галереи, что страшное время прошло и мы победили. Хочется выразить от коллектива группы благодарность работникам Третьяковской галереи за сохранность культурных ценностей и восстановление работы»29.

 

  1. О деятельности ГТГ в годы войны см.: Государственная Третьяковская галерея и ее сотрудники в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Ротапринт. М., 1975; Дружинин С.Н. В дни войны и Победы. (Из «воспоминаний» С.Н. Дружинина) // Искусство. 1980. № 5. С. 43-46; Кончин Е.В. Испытание. Третьяковская галерея в годы войны // Советский музей. 1984. №5. С.30-37; Полищук Э.А. Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны // Искусство. 1985. № 5. С. 38-41; Кафтанова Т.И. Как это было. Государственная Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны // Третьяковская галерея. 2005. № 2. С. 60-73; Буянова Н.В., Валова М.С., Жукова Л.А. В эвакуации. Из собрания ОР ГТГ // Музейный фронт Великой Отечественной. М., 2014. С. 310-318.
  2. Письмо Н.Ю. Зограф к О.А. Лясковской от 16 мая 1942. ОР ГТГ. Ф. 183. Ед. хр. 42. Л. 4.
  3. Приказ Комитета по делам искусств при СНК СССР № 34. Копия. 18 мая 1944. ОР ГТГ. Ф. 8. II. Ед. хр. 264. Л. 1.
  4. Письмо З.Т. Зоновой к С.Н. Гольдштейн от 11 августа [1944]. ОР ГТГ. Ф. 161. Ед. хр. 104. Л. 1.
  5. Письмо С.Н. Гольдштейн к О.А. Лясковской от 10 сентября 1944. ОР ГТГ. Ф. 183. Ед. хр. 35. Л. 39-39 об.
  6. Переписка с филиалом ГТГ в Новосибирске за 1944 год. ОР ГТГ. Ф. 8.I (1944). Ед. хр. 6. Л. 61.
  7. Приказы по ГТГ за 1944 год. ОР ГТГ. Ф. 8.I (1944). Ед. хр. 1. Л. 168.
  8. Накладные на груз Третьяковской галереи при реэвакуации из Новосибирска. 3-18 ноября 1944. ОР ГТГ. Ф. 8.IV. Ед. хр. 208. Л.1-6.
  9. Сильверсван Е.Н. Воспоминания о работе ГТГ в годы Великой Отечественной войны. [1965]. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 72. Л. 4.
  10. Отчет о работе Государственной Третьяковской галереи за 1944 год. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 21. Л. 1.
  11. Письмо З.Т. Зоновой к С.Н. Гольдштейн от 22 августа 1944. ОР ГТГ. Ф. 161. Ед. хр. 105. Л. 1 об.
  12. Отчет о работе Государственной Третьяковской галереи за 1944 год. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 21. Л. 4.
  13. Сильверсван Е.Н. Справка о поступивших за время войны произведениях. 21 апреля 1945. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 21. Л. 51.
  14. Замошкин А.И., Жидков Г.В. Заметка о новой экспозиции ГТГ. [1945]. ОР ГТГ. Ф. 8.II (1945). Ед. хр. 25. Л. 3.
  15. Отчет о работе Государственной Третьяковской галереи за 1944 год. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 21. Л. 4.
  16. Письмо З.Т. Зоновой к С.Н. Гольдштейн от 11 августа [1944]. ОР ГТГ. Ф. 161. Ед. хр.104. Л. 2-2 об.
  17. Речь идет о картинах В.А. Серова «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888).
  18. Гриценко М.Н. Записи военных лет. Тетрадь № 10. 10 марта - 5 июля 1945. ОР ГТГ. Ф. 125. Ед. хр. 99. Л. 132-133.
  19. Грабарь И.Э. Праздник русского искусства // Труд. 1945, 18 мая.
  20. См.: Письмо С.И. Пронина директору 4-й Госфотофабрики от 5 января 1945. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 9. Л. 6.
  21. См.: Стенограмма заседания Ученого совета Государственной Третьяковской галереи. 15 декабря [1944]. РГАЛИ. Ф. 2322. Оп. 1. Ед. хр. 100. Л. 1 об.
  22. Каменская Е.Ф. Воспоминания. [1970-е]. ОР ГТГ. Ф. 221. Ед. хр.1. Л. 67.
  23. Замошкин А.И., Жидков Г.В. Заметки о новой экспозиции Государственной Третьяковской галереи. [1945]. Ф. 8.II. Ед. хр. 25. Л. 1, 12.
  24. В результате бомбардировок в августе 1941 года были разрушены главный вход в Галерею и парадная лестница, на которой стояла гипсовая скульптура работы С.Д. Меркурова «И.В. Сталин». Это было единственное художественное произведение из собрания ГТГ, утраченное за годы войны.
  25. Гриценко М.Н. Записи военных лет. Тетрадь № 10. 10 марта - 5 июля 1945. ОР ГТГ. Ф. 125. Ед. хр. 99. Л. 132,133-133 об.
  26. Румянцева В.Ф. 17 мая 1945 года. [1965]. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 71. Л. 1.
  27. Книга отзывов посетителей Государственной Третьяковской галереи. 1945-1949. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 12. Л. 1.
  28. Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю от 8 мая 1945 года // Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 409.
  29. Книга отзывов Третьяковской галереи. 1945-1949. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 12. Л. 2 об.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play