- О ЖУРНАЛЕ
- РУБРИКИ
- ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
- ВЫСТАВКИ
- НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
- НАСЛЕДИЕ
- СОБЫТИЯ
- ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА
- ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
- 150 ЛЕТ ГТГ
- НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
- КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И МЕЦЕНАТЫ
- КОЛЛЕКЦИИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ
- АУКЦИОНЫ
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ
- ПОИСКИ И НАХОДКИ
- МУЗЕИ МИРА
- МУЗЕИ РОССИИ
- ХУДОЖНИК О ХУДОЖНИКЕ
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВУЗЫ РОССИИ
- ДИНАСТИЯ
- ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА
- ПРОЕКТЫ
- ТЕОРИЯ
- ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ
- НОВОСТИ
- ФОНД «ГРАНИ»
- ПОДПИСКА
- ГДЕ КУПИТЬ ЖУРНАЛ
- Контакты
Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел «Мира искусства»
Номер журнала:
Приложение к #2 2017 (55) "Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"
Казанский вокзал - памятник двух ушедших эпох. Один из самых амбициозных проектов Российской империи, осуществленный архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым (1873-1949) фактически в ином государстве, Советском Союзе, несмотря на все препятствия, поставленные временем и со многими отступлениями от первоначального замысла. Но сколь бы удачным ни казалось воплощение, на него словно из зазеркалья смотрит призрачный двойник в костюме, скроенном художниками «Мира искусства». Тень минувшего столь ярко заявляет о себе, что современнику подчас более известны нереализованные росписи вокзала, чем нынешнее художественное оформление, и он постоянно ищет прошлое в настоящем. Связано это отчасти и с завесой тайны, которая окутывает процесс проектирования и разработку интерьеров вокзала. Несмотря на все исследования, посвященные этому знаковому проекту Щусева, творчеству художников, участвовавших в нем, любознательный читатель всегда найдет многочисленные нестыковки, путаницу в датировках, совершенно полярные мнения историков. Как развивался авторский замысел в работах Александра Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой и Мстислава Добужинского? Какова была роль в оформлении вокзала Бориса Кустодиева, Павла Кузнецова, Александра Яковлева, Александра Головина и Сергея Коненкова? Как выглядели эскизы росписей князя Сергея Щербатова и Ивана Билибина? Это лишь немногие из возникающих тотчас же вопросов. И неудивительно. Ведь всего за несколько лет по прихоти искушенного заказчика сменялись коллективы художников. От услуг одних мастеров отказывались, к другим обращались. Концепция художественного оформления постоянно трансформировалась вслед за изменениями проекта Щусева, на которые в свою очередь также влияло множество факторов. Это сложнейшее переплетение одним махом разрубил серп революции...
Иллюстрации
Мастерская проектирования Казанского вокзала в Москве. 1914–1915
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Н.К. фон Мекк (2-й слева) и А.В. Щусев (3-й слева) на строительной площадке Казанского вокзала. 1916
Фотография. Частное собрание
Фотография. Частное собрание
Теги: