Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел «Мира искусства»
Казанский вокзал - памятник двух ушедших эпох. Один из самых амбициозных проектов Российской империи, осуществленный архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым (1873-1949) фактически в ином государстве, Советском Союзе, несмотря на все препятствия, поставленные временем и со многими отступлениями от первоначального замысла. Но сколь бы удачным ни казалось воплощение, на него словно из зазеркалья смотрит призрачный двойник в костюме, скроенном художниками «Мира искусства». Тень минувшего столь ярко заявляет о себе, что современнику подчас более известны нереализованные росписи вокзала, чем нынешнее художественное оформление, и он постоянно ищет прошлое в настоящем. Связано это отчасти и с завесой тайны, которая окутывает процесс проектирования и разработку интерьеров вокзала. Несмотря на все исследования, посвященные этому знаковому проекту Щусева, творчеству художников, участвовавших в нем, любознательный читатель всегда найдет многочисленные нестыковки, путаницу в датировках, совершенно полярные мнения историков. Как развивался авторский замысел в работах Александра Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой и Мстислава Добужинского? Какова была роль в оформлении вокзала Бориса Кустодиева, Павла Кузнецова, Александра Яковлева, Александра Головина и Сергея Коненкова? Как выглядели эскизы росписей князя Сергея Щербатова и Ивана Билибина? Это лишь немногие из возникающих тотчас же вопросов. И неудивительно. Ведь всего за несколько лет по прихоти искушенного заказчика сменялись коллективы художников. От услуг одних мастеров отказывались, к другим обращались. Концепция художественного оформления постоянно трансформировалась вслед за изменениями проекта Щусева, на которые в свою очередь также влияло множество факторов. Это сложнейшее переплетение одним махом разрубил серп революции...
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Фотография. Частное собрание