Проект вокзала 1912–1913 годов. Первые приглашенные художники

Сергей Колузаков

Номер журнала: 
Приложение к #2 2017 (55) "Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"

В 1912 году, после победы в конкурсе, Щусев начал серьезную доработку проекта, который еще предстояло согласовать с инженерным советом Министерства путей сообщения. При сохранении зодчим основной композиции постепенно менялись назначения некоторых помещений, стилистические особенности здания, появлялись элементы московской архитектуры и так называемого «нарышкинского барокко». Впоследствии Щусев вспоминал: «Трудны были мои первые шаги в русской гражданской архитектуре, в которой еще приходилось искать пути, часто смешивая детали разных эпох и используя древнюю и русскую и отчасти восточную архитектуру, чтобы создать... произведение подобно опере Мусоргского “Хованщина”»[3]. Между двумя частями вокзала, занимаемыми разными классами, теперь планировался единый багажный зал: широкими арками выходивший на Каланчевскую площадь, он связал эти части. Главная башня приобрела черты Башни Сююмбике Казанского кремля и Боровицкой башни Московского. Часы переместились с нее на соседнюю миниатюрную башенку, на их циферблате появились знаки зодиака. Полихромные композиции на фасадах (вероятно, мозаичные или майоликовые панно), заявленные еще на конкурсном варианте, изменили свое положение. Определилась их тема - «Чудо Георгия о змие». Здесь Щусев виртуозно обыгрывал мотивы гербов Москвы и Казани (на гербе последней изображен мифический змей Зилант). Для высших классов вдоль ресторана спроектирован теплый перрон - своеобразный внутренний двор, перекрытый мощными железобетонными конструкциями со стеклянными фонарями. Понимая необходимость своего постоянного присутствия на таком крупном объекте, в сентябре того же года Щусев с семьей переехал на временное, как ему тогда казалось, жительство из Петербурга в Москву.

Колоссальный размер сооружения и такая его особенность, как сочетание в единую композицию разновеликих объемов (башен-вестибюлей, залов-палат, переходов), позволили архитектору создать в каждом из них особенный, неповторяющийся интерьер, пригласить для оформления очень разных мастеров. Щусев не только искал их среди монументалистов, но и обращался к театральным художникам, обладавшим опытом работы с крупной формой. И хотя зодчий писал: «<...> я не придаю значения партиям, приглашая откуда нахожу ближе полезным для искусства»[4], он остановил свой выбор на членах воссозданного объединения «Мир искусства», к которому в середине 1910-х примкнул и сам. В конце 1912 года зодчий начал переговоры по поводу художественных работ с Н.К. Рерихом, Б.М. Кустодиевым и И.Я. Билибиным.

Николаю Рериху Щусев предложил оформление Главной башни (вестибюля 1-2-го классов), на которое в июне 1913 года был заключен договор. В то время на него произвел огромное впечатление своими декоративными качествами эскиз художника к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»[5]. Чтобы утвердить кандидатуру Рериха, Щусев специально показывал эту вещь Н.К. фон Мекку на выставке «Мира искусства» (Москва, 1912). Разрабатывая в дальнейшем интерьер, мастера задали в нем две живописные композиции справа и слева от входа: «Сеча при Керженце», близко повторяющая эскиз к опере, и «Взятие Казани Иваном Грозным». Для них на стенах вестибюля спроектированы квадратные ниши с полукруглыми завершениями. И если «Взятие Казани» создавалось специально под эти пропорции, то «Сечу» художник докомпоновал сверху сценой «небесного боя». Колорит росписей строился на контрасте активного красного и зеленого. Эскиз «Сеча при Керженце» был одобрен в 1913 году, и по нему началась работа над самим панно. Для его исполнения Рерих выбрал художника-декоратора Ореста Карловича Аллегри. Оно создавалось на холсте огромного размера в специально снятой для этого мастерской в Петербурге. По завершении панно должны были отправить в Москву и вмонтировать на свое место в вестибюле вокзала.

Бориса Кустодиева архитектор пригласил для оформления ресторана 1-2-го классов. Официальный договор заключен с ним летом 1913 года. Чтобы устроить дело, Щусев лично познакомил художника с фон Мекками. Кустодиев некоторое время гостил в их усадьбе в селе Воскресенское под Москвой, где написал портрет Николая Карловича. Ресторан первоначально проектировался с плоским потолком, украшенным пятью круглыми медальонами (центральным крупным и четырьмя малыми) в обрамлении, вероятно, деревянной резьбы. Как указывал художник: «Сюжет большой картины: аллегорическое изображение Москвы и Казани с русскими и восточными народами, малых картин - соответствующее большой картине содержание»[6]. Кустодиев с энтузиазмом отнесся к работе, продумывал ее во время поездки во Францию и Италию в 1913 году. В цветовом решении интерьера преобладали охра и синий. В похожей гамме Кустодиев выполнил эскизы главного тон- до и, вероятно, одного из второстепенных, более сдержанного по цвету. Однако его панно пришлись не по вкусу Н.К. фон Мекку, к тому же он остался недоволен своим портретом и его вторым вариантом 1913 года[7]. Да и Щусев, судя по переписке с художником, хотел видеть на потолке ракурсную композицию, предназначенную для восприятия снизу, Кустодиев же подходил к ней как к станковому произведению. Тем не менее архитектор попытался отстоять кандидатуру живописца, понимая при этом, что заказ ему сильно сократится. Общество Московско-Казанской железной дороги, в свою очередь, пожелало приобрести эскизы всех художников вне зависимости от их утверждения, чтобы в будущем организовать музей при вокзале, посвященный истории его строительства.

Ивану Билибину Щусев предложил графическое оформление проектной документации
по вокзалу. Художник долго затягивал с ответом и в итоге, загруженный другими работами, отказался от участия. Впоследствии эти работы осуществлялись самим Щусевым и одним из его помощников - Н.Я. Тамонькиным.

Проводя переговоры с художниками, Щусев совершенствовал свой эскизный проект, направленный в августе 1913 года на рассмотрение в Министерство путей сообщения и утвержденный в ноябре. Только после этого он начал его детальную разработку. Приступая к ней,архитектор организовал в 1913-1914 годах ряд экспедиций для изучения памятников старины в Нижний Новгород, Астрахань, Ростов Великий, Рязань.

 

  1. Автобиография А.В. Щусева, 1938. Цит. по: Щусев П.В. Страницы из жизни академика А.В. Щусева. М., 2011. С. 333.
  2. Письмо А.В. Щусева Н.К. Рериху (Без даты. 1913 год (?) // ОР ГТГ. Ф. 44. Ед. хр. 1538. Л. 1. Публикуется впервые.
  3. Упомянутый эскиз Н.К. Рериха «Сеча при Керженце» (1911) хранится в Государственном Русском музее. См.: Государственный Русский музей. Живопись первой половины ХХ века (Н-Р). Вып. 404. СПб., 2013. С. 153.
  4. Заявление Б.М. Кустодиева в Правление Московско-Казанской железной дороги от 28 мая 1913 года // Частное собрание. Публикуется впервые.
  5. Первый портрет Н.К. фон Мекка (1912) кисти Б.М. Кустодиева хранится в Ивановском областном художественном музее, второй (1913) в Иркутском областном художественном музее.
Иллюстрации
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект Казанского вокзала. Перспектива со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1912
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект Казанского вокзала. Перспектива со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1912
Бумага, угольный карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска. 44,5 × 72. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект часовой и Главной (вестибюля 1−2-го классов) башен Казанского вокзала. Перспектива. Вариант. 1912
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект часовой и Главной (вестибюля 1−2-го классов) башен Казанского вокзала. Перспектива. Вариант. 1912
Бумага, угольный карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска. 68,5 × 67,5. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект Главной башни (вестибюля 1−2-го классов) Казанского вокзала. Разрез с показом росписей, предназначенных Н.К. Рериху. Фрагмент. Вариант. 1911–1912
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект Главной башни (вестибюля 1−2-го классов) Казанского вокзала. Разрез с показом росписей, предназначенных Н.К. Рериху. Фрагмент. Вариант. 1911–1912
Калька, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска. 28 × 47,7. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект Главной башни (вестибюля 1−2-го классов) Казанского вокзала. Разрез с показом росписей, предназначенных Н.К. Рериху. Вариант. 1913–1914
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект Главной башни (вестибюля 1−2-го классов) Казанского вокзала. Разрез с показом росписей, предназначенных Н.К. Рериху. Вариант. 1913–1914
Калька, графитный карандаш, тушь, палочка, акварель, гуашь. 69 × 41. ГТГ. Приобретено на средства Благотворительного фонда «Транссоюз», 2017. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз плафона ресторана Казанского вокзала с показом росписей, предназначенных Б.М. Кустодиеву. Фрагмент чертежа. Вариант. 1913
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз плафона ресторана Казанского вокзала с показом росписей, предназначенных Б.М. Кустодиеву. Фрагмент чертежа. Вариант. 1913
Калька, графитный карандаш, акварель. 66 × 34,5. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскизный проект ресторана Казанского вокзала. Плафон, разрезы. Вариант. 1913
Фотография, 1910-е. Частное собрание. Публикуется впервые
Н.К. РЕРИХ. Взятие Казани Иваном Грозным. Эскиз росписи для вестибюля 1−2-го классов Казанского вокзала. 1914
Н.К. РЕРИХ. Взятие Казани Иваном Грозным. Эскиз росписи для вестибюля 1−2-го классов Казанского вокзала. 1914
Фотография, 1910-е. Частное собрание
Б.М. КУСТОДИЕВ. Присоединение Казани к России. Эскиз росписи для плафона ресторана Казанского вокзала. 1913
Б.М. КУСТОДИЕВ. Присоединение Казани к России. Эскиз росписи для плафона ресторана Казанского вокзала. 1913
Картон, темпера. 79 × 77. ГТГ
Б.М. КУСТОДИЕВ. Присоединение Казани к России. Эскиз росписи для плафона ресторана Казанского вокзала. 1913
Б.М. КУСТОДИЕВ. Присоединение Казани к России. Эскиз росписи для плафона ресторана Казанского вокзала. 1913
Картон, масло. 86 × 88. ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play