Проект вокзала 1914 года. Приглашение новых художников
Следующий вариант проекта Казанского вокзала 1914 года, пожалуй, можно назвать самым «роскошным» его решением. В нем зодчий окончательно остановился на нарышкинском барокко, считая, что эта эпоха «наиболее гибкая по мотивам архитектуры, не имеющая к тому же церковного характера, столь сложившегося вообще с представлением о русском стиле»[8]. Теперь фасады вместо белоснежных рисовались полихромными. Красным кирпичом облицованы на чертежах Щусева Главная башня (вестибюль 1-2-го классов), ресторан, Башня прибытия, часть крыш выделена изумрудной майоликовой черепицей. Часовая башенка приобрела черты венецианской Torre dell'Orologio на площади Сан-Марко и отчасти курантов Спасской башни Московского кремля допетровского времени, ее зодиакальный циферблат стал ярко-синим. Плоскости стен насыщены большим количеством мастерски нарисованных скульптурных деталей, но от планировавшихся изначально наружных панно пришлось отказаться. Заданы перекрытия платформ (дебаркадер) из смешанных железобетонных и металлических конструкций. Царские покои расширены до целого павильона, обстроенного колоннадой, с парадным крыльцом и собственным двориком. Со стороны Каланчевской площади к вокзалу добавлен новый корпус, включающий котельную, квартиры для служащих и магазин. Для «проверки» проекта в объеме, его уточнения, презентации заказчику Щусев заказал макет всего сооружения скульптору С.А. Евсееву[9].
В предшествующих вариантах проекта художественное оформление планировалось лишь в помещениях привилегированных классов, но в 1914 году Щусев распространил его и на 3-й класс. Помимо сохранивших за собой заказ Н.К. Рериха и, частично, Б.М. Кустодиева к участию в росписях вокзала были приглашены А.Н. Бенуа, С.А. Щербатов, П.В. Кузнецов, С.Т. Коненков.
Александр Бенуа был выбран для нового оформления ресторана 1-2-го классов в самом начале 1914 года. Инициатива обращения к нему могла принадлежать фон Меккам, так как у Щусева в то время были с ним серьезные творческие разногласия. Посредником в этом деле выступил И.Э. Грабарь. В своем дневнике от 16 февраля 1914 года Бенуа писал: «Утром в Третьяковскую галерею по зову Грабаря, который предлагает мне “феноменальный”, по его мнению, заказ: одну из декоративных картин строящегося Казанского вокзала, а также наблюдать за работами в этом зале. <...> Сегодня ездил к Щусеву знакомиться с состоянием дел»[10]. О принципиальном согласии мастера взяться за эту работу объявлялось на страницах Архитектурно-художественного еженедельника от 23 апреля того же года: «Ресторан будет отделан в характере Ростовских палат XVII века. По эскизам Александра Н. Бенуа»[11]. К этому времени архитектор выполнил новый проект интерьера ресторана. Прежний плоский деревянный плафон заменен им на коробовый (полуцилиндрический) свод, окрашенный в розовый цвет. В его центре задана крупная живописная композиция в обрамлении лепных орнаментов, по сторонам от нее - несколько второстепенных. В полукруглых завершениях торцевых стен (люнетах) также намечены росписи, входному порталу дано сложное обрамление, сдвоенные витые колонки отделяют пространство для буфетов. По боковым стенам - два ряда оконных проемов (с одной стороны для освещения помещения с улицы, с другой стороны - с теплого перрона). Однако через некоторое время после переговоров с заказчиком Бенуа уехал в Европу для работы над театральными постановками. Кустодиев же, приглашенный для этой работы первоначально, должен был занять место одного из исполнителей будущего замысла Бенуа. Об этом в мае 1914 года ему сообщал Щусев: «Задание и эскиз ресторана несколько изменились, живописи будет 3 очень больш[ие] картины и 6 небольших. Все уже сдано Александру] Бенуа для эскизов сюжетов. Себе он берет потолок, остальные картины раздаст Добужинскому, Вам, Лансере <...> Общий характер сюжетов сочинит Бенуа к осени, а потому придется всем участникам, хоть и выступать под своими фирмами, но советоваться для единства с ним»[12].
Между рестораном и Главной башней (вестибюлем 1-2-го классов) размещался зал ожидания. Для этого восьмигранного в плане помещения Щусев еще в предшествующем варианте проекта задал сложный звездчатый нервюрный свод. Три стены этого зала были заняты широкими окнами, еще две - дверными проемами в вестибюль и ресторан. На трех оставшихся свободных стенах предполагалось разместить живописные композиции. В деловой переписке Щусева указано, что весной - летом 1914 года их исполнение предложили князю Сергею Щербатову[13]. Инициатор его приглашения - близкий друг князя, В.В. фон Мекк.
Зал ожидания 3-го класса, для оформления которого был выбран Павел Кузнецов, планировался трехчастным. В первой части, примыкающей к вестибюлю, размещались кассы, в центральной - места для отдыха и часовня-киворий, в дальней - буфет. Перекрывал эти помещения деревянный потолок с резными балками и световыми фонарями. Сочетание белой бетонной стены и деревянной отделки - главная декоративная тема этого зала. На чертежах 1914 года над аркой буфета зодчий задал ленту живописного фриза, на нем обозначены близко поставленные фигуры в мешковатых одеждах. С большой долей вероятности этот фриз можно соотнести с двумя эскизами Кузнецова «Сбор плодов» и «Азиатский базар» из собрания Третьяковской галереи: оба соответствуют пропорциям и членениям фриза, тематически соотносятся с функцией буфета, близки по времени исполнения к этому варианту проекта Щусева. Азиатский фриз, заданный на направлении главной оси и в самом конце анфилады помещений 3-го класса, должен был стать цветовым акцентом всего зала, близким по колориту предшествующим степным и бухарским работам Кузнецова. Но и его эскизы, как и кустодиевские, вероятно, не были одобрены.
Кроме того, на этой же главной оси зала ожидания должен был разместиться питьевой фонтан, скульптурное решение которого поручили Сергею Коненкову. Точная дата его приглашения неизвестна, как неизвестно и то, начал ли художник работу над эскизами к нему. Но фонтан присутствует на чертежах Щусева того же времени, что и фриз Кузнецова.
С начала строительного сезона 1914 года возведение Казанского вокзала уже продвигалось с большой скоростью (земляные и иные подготовительные работы проводились еще ранее). 7 июня 1914 года состоялся торжественный молебен в честь его закладки.
- Цит. по: Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. М., 1978. С. 43.
- Сергей Александрович Евсеев (1882-1959) - скульптор, театральный художник. В 1904 году окончил Строгановское художественно-промышленное училище, учился у К.А. Коровина. В 1908-м возглавил театральные декорационные мастерские в Петербурге. В 1907-м помогал А.Н. Бенуа в оформлении балета «Павильон Армиды» в Мариинском театре, в 1910-е - А.Я. Головину в работе над спектаклем «Маскарад» в Александринском театре. В 1926-м выполнил в сотрудничестве с архитектором В.А. Щуко памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала, в 1934-м - бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса в саду Смольного.
- Цит. по: Бенуа А.Н. Дневники. 1908-1916: Воспоминания о русском балете. М., 2011. С. 227. (Далее: Бенуа А.Н. Дневники.)
- Цит. по: Хроника // Архитектурно-художественный еженедельник Общества архитекторов-художников. №4. СПб., 1914. С. 48.
- Письмо А.В. Щусева Б.М. Кустодиеву. Май 1914 года // ОР ГРМ. Ф. 26. Ед. хр. 43. Л. 9.
- В своих воспоминаниях, написанных в эмиграции в 1930-1940-х годах, Щербатов отнес время получения заказа к военному времени (концу 1914 - началу 1915) и указал количество росписей как пять панно. (См.: Щербатов С.А. Художник в ушедшей России. М., 2000. С. 372-376.) Эту неточность мемуаров выявляет его письмо к Щусеву 1915 года, где он писал, что заказ на три панно был получен им до начала Первой мировой войны. (См.: Письмо С.А. Щербатова А.В. Щусеву от 25 мая 1915 года. // Частное собрание.)
Калька, уголь, акварель, бронзовая краска. 68 × 98. Частное собрание. Публикуется впервые
Фотография П.К. Остроумова, иллюминированная А.В. Щусевым. Фотобумага на картоне, гуашь, бронзовая краска. 30,2 × 65,7. Частное собрание
Бумага, угольный карандаш, гуашь, пастель. 62,7 × 50,5. ГТГ. Приобретено на средства Благотворительного фонда «Транссоюз», 2017. Публикуется впервые
Калька, графитный карандаш, цветной карандаш, тушь, перо, бронзовая краска. 46,5 × 67. Частное собрание. Публикуется впервые
Фотография, иллюминированная А.В. Щусевым. Фотобумага на картоне, акварель, гуашь, бронзовая краска. Внизу фотографии подпись А.Н. Бенуа на французском. Надписи – с левой стороны: Из первых идей украшения (decoration) ресторана Казанского вокзала в Москве, в содружестве с Alex Benois; справа: Фотография с последнего [эскиза] углем А. Щусева, с его же ручной раскраской 1914. РГАЛИ. Публикуется впервые
Бумага на картоне, графитный карандаш, тушь, палочка, акварель, бронзовая краска. 57,5 × 57,5. Частное собрание. Публикуется впервые
Холст, темпера. 46,7 × 104,5. ГТГ
Калька, графитный карандаш, тушь, перо. 46 × 58,5. Частное собрание
Холст, темпера. 44,5 × 106,5. ГТГ
Фотография, 1910-е. Частное собрание. Публикуется впервые