«Ворота на Восток». Конкурсный проект вокзала А.В. Щусева 1911 год
Многое в истории проектирования Казанского вокзала зависело от заказчика. Им выступило Правление Общества Московско-Казанской железной дороги во главе с Николаем Карловичем фон Мекком[1]. При этом энергичном руководителе протяженность дороги возросла в несколько раз, соединив крупные города Поволжья, в том числе и Казань. Старый Рязанский вокзал оказался одним из самых загруженных в Москве. Вместе с Николаевским (Ленинградским) и Ярославским вокзалами это здание завершало ансамбль Каланчевской (ныне Комсомольской) площади. В 1911 году акционеры Общества приняли решение о постройке на месте Рязанского нового, Казанского, вокзала в русском стиле. Объявлен конкурс под девизом «Ворота на Восток», так как вокзал должен был символизировать связь европейской части России с Азией. Участок, отведенный под проектирование, имел свои сложности. Ветка Московско-Казанской железной дороги проходила вдоль Каланчевской площади и заканчивалась тупиком у Рязанского проезда. Таким образом, конфигурация плана сооружения была задана как «глаголь»: длинной стороной оно было развернуто к площади и совмещало в себе черты как тупикового, так и берегового типа станций. Другая важная особенность участка - это то, что он находился значительно ниже по рельефу, чем соседние вокзалы. В конкурсе приняли участие академики архитектуры Ф.О. Шехтель (автор реконструкции Ярославского вокзала, 1902-1904) и А.В. Щусев, а также архитектор-художник Е.Н. Фелейзен.
В вопросах художественной стороны дела Николай Карлович фон Мекк доверял вкусу своего племянника Владимира Владимировича фон Мекка[2] и часто прибегал к его советам. Возможно, В.В. фон Мекк, секретарь великой княгини Елизаветы Федоровны, вовлеченный в процесс создания Покровской церкви Марфо-Мариинской обители по проекту Щусева, советовал архитектора дяде как крупного мастера, способного лучше остальных решить вокзал в русском стиле. Сложно однозначно утверждать, насколько его мнение повлияло на результаты конкурса, но так или иначе проект Щусева победил.
В конкурсном проекте 1911 года Казанский вокзал задуман Щусевым как асимметричная живописная композиция из белоснежных палат, башен и переходов. Это позволяло избежать однообразия при длине фасадов более 200 метров. Значительную роль в его решении играли мотивы новгородско-псковской архитектуры, хотя и не без влияния модерна. В самое низкое место Каланчевской площади ставилась высокая часовая башня, что зрительно нивелировало падение рельефа и превращало вокзал в ее новую доминанту. Социальное неравенство дореволюционной России наложило отпечаток на планировку сооружения. В его центре проектировались служебные помещения, они разделяли части вокзала, рассчитанные на разные классы. Часовая башня маркировала вестибюль 1-2-го классов, малая башня с другой стороны - вестибюль 3-го класса, далее пассажиры проходили в раздельные залы ожидания. При привилегированных классах планировался роскошный ресторан, с этой же стороны замыкали объем вокзала Башня прибытия и Царские покои, предназначенные для членов императорской семьи.
- Николай Карлович фон Мекк (1863-1929) - российский предприниматель, представитель династии железнодорожных магнатов, меценат. Происходит из старинного дворянского рода. С 1890-го - член правления, а с 1891-го - председатель Общества Московско-Казанской железной дороги. В 1928-м арестован, в 1929-м расстрелян.
- Владимир Владимирович фон Мекк (1877-1932) - художник-любитель, коллекционер, общественный деятель. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1899-1903 годах участвовал в организации выставок журнала «Мир искусства». В 1902-1903 годах вместе с кн. С.А. Щербатовым организовал в Петербурге салон «Современное искусство». С 1904-го личный секретарь вел. кн. Елизаветы Федоровны. В 1907-1914 годах участвовал в организации строительства Марфо-Мариинской обители. В 1924-м эмигрировал в США.
Калька, графитный карандаш, акварель. 34,7 × 77,4. Частное собрание. Публикуется впервые
Фотография Д.Р. Вассермана. Частное собрание
Бумага, угольный карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска. 44,5 × 72. Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, графитный карандаш, тушь, перо, акварель, бронзовая краска. 34 × 59,5. Частное собрание. Публикуется впервые