Иудаика: СДЕЛАНО В МУРАНО
В конце 2018 года фондом «ГРАНИ» был осуществлен масштабный проект - издание альбома «Муранское стекло. Иудаика. Италия. Частная коллекция»*, представляющего около трехсот предметов еврейского обрядового стекла, выполненных венецианскими мастерами-стеклодувами на рубеже XIX-XX веков. Уникальность данной коллекции, формировавшейся в течение длительного времени, заключается в том, что все представленные в данном издании предметы, предназначенные для синагогального действа и домашних обрядов, выполнены из стекла - материала, не пользовавшегося в иудаике в отличие от металла (меди, латуни, бронзы и серебра) широким спросом. Ввиду хрупкости материала и уничтожения еврейских ритуальных предметов во время Второй мировой войны подобные вещи немногочисленны и встречаются в собраниях крайне редко. Данное издание представляет собой первую публикацию подобных предметов в таком объеме, сопровождается описанием и качественными иллюстрациями.
* «Муранское стекло. Иудаика. Италия. Частная коллекция»
Руководитель проекта – директор Фонда ГРАНИ Натэлла Войскунская.
Юлия Лисенкова – автор-составитель, кандидат искусствоведения.
Консультанты: Арье Зильберштейн, руководитель Московского сойфер-центра; Анна Добахова, искусствовед-эксперт НИНЭ имени П.М. Третьякова.
Альбом, изданный на трех языках - русском, английском и иврите, - предваряет вступительная статья, дополненная иллюстративным материалом: фрагментами старинных карт острова Мурано, эскизами и образцами венецианского стекла XVI столетия, фотографиями стеклодувных мастерских и мастеров начала XX века, еврейскими поздравительными открытками варшавского художника Хаима Гольдберга (1890-1943) с изображением ежегодных праздников и ритуалов. Каталожная часть альбома состоит из нескольких разделов, предметы в которых объединены в группы по цвету стекла (прозрачное бесцветное, дымчатое, зеленое, красное, синее, оранжевое), что позволяет увидеть все многообразие оттенков. Это исполненные мастерами-стеклодувами острова Мурано разнообразные по своим формам чаши и бокалы, кувшины и графины, парные подсвечники, блюда и подносы, скульптурные украшения и пресс-папье - посуда и предметы быта, предназначенные для «пользования» и украшения стола в дни праздников и постов, как, например, в Песах[1], Шавуот[2], Суккот[3], Пурим[4] и, конечно же, в Шаббат[5].
Кувшин для кидуша с изображением Маген-Давида
Стекло прозрачное голубовато-зеленое (аквамариновое); налепы цветного стекла в виде граненых бусин; роспись золотом. Высота – 265 мм
В еврейских общинах разных стран обрядовые предметы могли различаться по форме, декору и материалу, что было связано с влиянием искусства страны проживания и не противоречило древней традиции, определяемой Торой и Галахой[6]. Обычно при выборе мастеров предпочтение отдавалось ремесленникам-евреям, лучше знавшим особенности национального самосознания и способным нанести на предмет соответствующую надпись на иврите. Однако в европейских странах, особенно в больших городах, где в силу социального положения евреям запрещался доступ в цеха ремесленников, заказчики часто обращались к высококвалифицированным мастерам-иноверцам из числа местных жителей, и требуемый предмет обихода исполнялся не еврейским мастером. Выполненный в строгом соответствии с указанием заказчика, предмет, первоначально имеющий утилитарное назначение - для светского обихода - и соответствующие декоративные формы, превращался за счет нанесения на его поверхность надписи на иврите или включения религиозного символа в предмет культа, становясь характерным образцом искусства иудаики. Подобное сочетание «компонентов» - еврейского с не еврейским - отчетливо прослеживается в каждом экспонате, представленном в альбоме. Главные символы иудаизма органично вплетены в форму и сложное декоративное оформление предметов, исполненных в небольших стеклодувных мастерских острова Мурано, разоренных вследствие падения Венецианской республики в 1797 году и заново возрожденных во второй половине XIX столетия.
Чаша для кидуша с декоративными колокольчиками и изображениями ханукии, Свитка Торы и Маген-Давида
Стекло прозрачное красное (рубиновое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 185 мм, диаметр – 204 мм
Все вещи выполнены с большой роскошью, на высоком художественном уровне из прозрачного цветного стекла и богато украшены росписью эмалевыми красками, золотом и платиной. По многообразию своих форм, цвету и приемам декорирования они повторяют образцы венецианского стекла XV-XVI веков, что характерно для господствовавшего в это время стиля историзм. Орнаментальные узоры в виде чешуек с точками, белого «жемчужника» и цветного пунктира, «сетчатого» орнамента, широко распространенные в венецианском художественном стекле XV века, органично сочетаются с растительными побегами, пятилепестковыми цветками, гирляндами из листьев и плодов винограда и дополнены традиционными мотивами, знаками еврейской культуры, фрагментами молитв и пожеланиями, нанесенными в соответствии с канонами иудаизма, призванными напоминать об утраченном Храме. Такими являются: Сефер-Тора (Свиток Торы) - рукописный свиток, представляющий собой текст Пятикнижия и используемый, главным образом, для чтения во время синагогальной литургии и в различных церемониях; Скрижали Завета - две каменные плиты, полученные Моисеем перед народом Израиля от Б-га, содержащие законы, которые начинаются десятью заповедями; два льва, стоящих на задних лапах, - традиционные символы царства; менора (семисвечник) - древняя святыня Храма Соломона, напоминающая о семи днях сотворения мира; нер тамид («негасимая свеча») - небольшой светильник, помещенный в специальную чашу, подвешенную к потолку, и служащий напоминанием о Храмовом светильнике, огонь в котором круглосуточно поддерживали левиты - служители Храма; ханукия - восьмисвечник, зажигаемый в один из наиболее чтимых национальных праздников в память о победе евреев над греко-сирийскими завоевателями во II столетии до н. э. и освобождении иерусалимского Храма; «руки коэна» - композиция из двух рук, символизирующая ритуальный жест благословения народа Израиля Первосвященником в Храме; Маген-Давид (шестиконечная звезда Давида) - еврейская национальная и религиозная эмблема, ставшая «простым» символом иудаизма, аналогичным изображению Креста у христиан. Стеклянные налепы, обильно декорирующие предметы, напоминают драгоценные и поделочные камни (оникс, сапфир, бирюзу, яшму, аметист и изумруд), упоминаемые в Торе и широко применявшиеся для украшения предметов иудаики. Покрытие всей поверхности или отдельных элементов обрядовой посуды золотом или платиной уподобляет стекло драгоценному металлу и «отсылает» к Торе, в которой сказано, что многие священные предметы иудаизма, предметы убранства и утварь, хранившиеся в Храме, были выполнены из золота (Исх. 36:34)
Подсвечники с декоративными колокольчиками и изображениями Маген-Давида
Cтекло прозрачное красное (рубиновое); налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись золотом и платиной. Подсвечники парные. Высота – 322 мм. Высота – 315 мм
В форме и декоративных элементах представленных предметов иудаики практически никогда не бывает случайных, не имеющих смысла композиционных решений. Символы, часто сопровождаемые надписями и фрагментами молитв, не только определяют композиционный центр предмета, но и свидетельствуют о его назначении. Так, например, обрядовый предмет, имеющий форму рыбы или украшенный изображением рыб, чаще всего предназначался для использования в какой-либо церемонии, приходящейся на благословенный месяц Адар - 12-й месяц иудейского календаря, которому соответствовало зодиакальное созвездие Рыбы. Изображение ладоней коэнов в благословляющем жесте, как правило, могло являться намеком на то, что предмет принадлежал человеку, относившему себя к сословию коэнов или колену Левия. Бокалы для кидуша[7] декорировались помимо надписей изображениями меноры, звезды Давида и парных львов; блюдо для хал - изображением двух плетеных хлебов. Пасхальное блюдо (кеара) часто украшалось цитатой или фрагментом из пасхальной Агады[8] с указанием по борту или в центральной части обязательных символических пасхальных продуктов. На свадебном бокале (так называемом «бокале благословений») изображались фрагменты библейских текстов, входящих в семь традиционных благословений жениху и невесте.
Чаша для Праздника Песах с живописной композицией
Стекло прозрачное дымчатое; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 220 мм, диаметр – 188 мм
Таким образом, представленная в альбоме коллекция художественного стекла предметов иудаики не только знакомит зрителя с малоизвестным разделом декоративного искусства, но и способствует переосмыслению культурного и художественного наследия этого народа. Придавая предмету традиционно сложившуюся форму, соответствующую его обрядовому назначению, мастера использовали популярные в то время в стране материалы, технологии, орнаменты и декоративные элементы, что не искажает и не противоречит «сущности» обрядовых предметов, а лишь вносит в них определенный местный художественный колорит. Выдающийся русский художественный критик XIX века В.В. Стасов справедливо отмечал: «Повторять прежние нелепости о нехудожественности евреев, об отстранении их как будто бы самой природой от общей работы всех народов в деле искусства - остается в наше время дозволительным разве только людям вовсе слепым и незнающим. Но еврейское племя так талантливо, так многоспособно, что только вы снимаете с этих людей путы, и они тотчас же несутся с неудержимой, порывистою силою и вносят новые, свежие, горячие элементы в массу европейского гения, знания и творчества»[9].
Чаша с изображением Маген-Давида
Стекло прозрачное синее (кобальтовое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 234 мм, диаметр – 284 мм
Величайшее художественное качество потомственных муранских стеклодувов позволило обогатить и сохранить уникальное духовное и художественное наследие одной из древнейших культур мира.
- Песах (в переводе с иврита «прохождение», «минование») - весенний праздник в память Исхода евреев из египетского рабства.
- Шавуот - праздник, отмечаемый в честь дарования Торы Вс-вышним на горе Синай при Исходе из Египта. Отмечается на пятидесятый день после праздника Песах.
- Суккот - праздник, призванный напомнить евреям о трудностях, преодоленных народом Израиля в Синайской пустыне во времена Исхода из Египта.
- Пурим - праздник, установленный в память спасения евреев, проживавших на территории Древней Персии, от истребления их Аманом- амаликитянином, первым придворным царя Артаксеркса.
- Шаббат - суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
- Галаха - традиционное иудейское право, регламентирующее религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев.
- Кидуш (освящение) - ритуальное благословение (молитва) над вином перед вечерними и утренними трапезами Шаббата и праздников.
- Пасхальная Агада состоит из рассказа об освобождении из египетского рабства и упоминании о заповедях Песаха.
- Цит. по: Еврейское традиционное искусство / Авт.-сост. А. Канцедикас. М., 2003. С. 5.
Стекло прозрачное голубовато-зеленое (аквамариновое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде бусин-кабошон; роспись эмалью, золотом и платиной. Фрагмент
Стекло прозрачное синее (кобальтовое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде бусин-кабошон; роспись эмалями и золотом. Высота – 234 мм, диаметр – 106 мм
Стекло прозрачное темно-зеленое; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалями и золотом. Высота – 273 мм, диаметр – 87 мм
Стекло прозрачное бесцветное, золотисто-дымчатое и светло-зеленое; налепы цветного стекла в виде граненых бусин; роспись эмалью и золотом. Графин: высота – 312 мм. Рюмки: высота – 83 мм, диаметр – 60 мм. Блюдо: диаметр – 371 мм
Стекло прозрачное синее (кобальтовое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и овальных бусин; роспись эмалями и золотом. Диаметр – 307 мм
Стекло прозрачное бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Диаметр – 323 мм
Cтекло прозрачное красное (рубиновое) и красно-оранжевое; налепы цветного стекла в виде фигурных ручек, круглых и граненых бусин; роспись пунктирная белой эмалью, золотом и платиной. Графин: высота – 214 мм. Бокалы: высота – 114 мм. Тарелка: диаметр – 278 мм
Стекло прозрачное бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалью, золотом и платиной. Высота – 271 мм, диаметр – 224 мм. Рыба – символ безгрешности, во время потопа была под водой
Стекло прозрачное дымчатое; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалью, золотом и платиной. Высота – 326 мм. Арон Кодеш – хранилище для Свитков Торы. Корона – символ небесного царства
Стекло прозрачное синее (кобальтовое) и бесцветное; филигрань, налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись золотом и платиной. Высота – 297 мм, диаметр – 85 мм
Стекло прозрачное синее (кобальтовое и лазоревое) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалью, золотом и платиной. Высота – 250 мм, диаметр – 82 мм
Стекло прозрачное желтое (янтарное) и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых, овальных и граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 364 мм. Жест «Биркат-коаним» – благословение коэнов
Стекло прозрачное оранжевое; налепы цветного стекла в виде граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 48 мм, диаметр – 96 мм
Стекло прозрачное оранжевое и бесцветное; налепы цветного стекла в виде круглых и граненых бусин; роспись эмалями, золотом и платиной. Высота – 201 мм. Cосуд предназначался для благовоний