ПУТИ В РОССИЮ. КАРТИНЫ НОРВЕЖСКИХ ХУДОЖНИКОВ В РОССИЙСКИХ СОБРАНИЯХ

Анна Познанская

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Интерес к норвежской живописи возник в России в конце XIX столетия. В искусстве обеих стран в этот период обнаруживается ряд параллелей как в творчестве отдельных мастеров, так и целых художественных объединений. Эти специфические черты рождались и существовали в рамках общих процессов, происходивших в европейском искусстве. Русские коллекционеры и меценаты не только интересовались произведениями скандинавских художников, но и были увлечены процессами, происходившими в искусстве Северной Европы. Они осознавали, что резкий скачок, произошедший в культуре этих стран, может стать примером для России, открыв ей новый путь взаимоотношений с западной, прежде всего французской культурой. Под влиянием этих идей и формировались собрания рубежа веков, в которых предпочтение отдавалось художникам, сделавшим себе имя в Европе.

Одним из наиболее ранних норвежских приобретений в российском собрании стало полотно Людвига Мюнте «Охотники на снегу», купленное Дмитрием Петровичем Боткиным. Сын крупнейшего московского чаеторговца и известный русский коллекционер европейской живописи, он входил в число российских собирателей, интересовавшихся скандинавским искусством. Произведение такого мастера, как Мюнте, не могло не привлечь его внимания. Выпускник дюссельдорфской Академии художеств, которая в третьей четверти XIX века имела огромное влияние не только в Европе, но и в России, он со временем сумел выйти за рамки сухого академизма, предлагаемого немецкой художественной традицией. Отказавшись от сложной композиции и яркого колорита, Мюнте предпочитал работать серыми и охристыми пигментами, выстраивая свои пейзажи на основе тончайшей гармонии цветовых нюансов. Эти качества сближают Мюнте с молодым поколением норвежских художников. Вместе с тем, стилистика его пейзажей необычайно близка произведениям французских живописцев этого периода, и в первую очередь художников барбизонской школы, которые были необычайно популярны среди московских коллекционеров. Остается добавить, что Дмитрий Петрович приходился братом Екатерине Петровне Боткиной - супруге Сергея Ивановича Щукина.

В 1894-1896 годах С.И. Щукин, до этого приобретавший полотна русских художников, обратился к европейскому искусству. Картины Фрица Таулова одними из первых появились в особняке Щукина на Знаменке, став важной ступенью в истории формирования его собрания современной живописи. Начинающему коллекционеру нелегко было перейти от знакомых с детства произведений русского реализма к ярким полотнам импрессионистов, Матисса и Пикассо. Решающую роль в процессе приобщения Щукина к европейской культуре сыграли три произведения Таулова: «Уголок Венеции», «Замерзающая река» и «Бульвар Мадлен в Париже» (первая половина 1890-х), приобретенные в Салоне Национального общества изящных искусств(1892). Написанные в свободной, импрессионистичной манере, они заметно отличались от произведений русской живописи. В то же время реалистичная основа пейзажей и приглушенная палитра, присущая стилистике Таулова, не могли шокировать начинающего коллекционера.

Как вспоминал известный критик Я. Тугендхольд: «Первыми произведениями Щукина в конце 1890-х годов были пейзажи Таулова и Патерсона, Котте и Симона - искусство золотой середины, стоящее в стороне от великого и бурного русла современности»1. Однако именно эти работы научили Щукина воспринимать европейскую живопись и в дальнейшем собрать одну из лучших в мире коллекций французского искусства. Несколько лет спустя Щукин заказал свой портрет другому норвежскому художнику – Христиану Крону. Картина исполнена в манере так называемых норвежских «экспрессионистов» - учеников и последователей Анри Матисса. Впоследствии этот портрет украшал зал Матисса в знаменитом особняке С.И. Щукина на Знаменке.

Произведения норвежских художников сыграли важную роль и в истории формирования собрания другого крупнейшего московского коллекционера - Михаила Абрамовича Морозова. Картина «Ночь» Фрица Таулова была одним из самых ранних европейских приобретений Морозова, изначально отдававшего предпочтение русской живописи. Незадолго до смерти коллекционер стал владельцем одного из признанных шедевров Эдварда Мунка - полотна «Белая ночь. Осгордстран (Три девушки на мосту)». Картина является авторским вариантом, исполненным на один из излюбленных и в тот же время самых лирических сюжетов в творчестве Мунка. Действие происходит в Осгордстране - небольшом городке на берегу фьорда, недалеко от Осло. Здесь находился дом Мунка, в который художник возвращался каждое лето. Эта версия была создана вскоре после первоначального варианта, который теперь хранится в Национальной галерее в Осло. Не исключено, что она написана специально для Салона Независимых 1903 года. Именно здесь картина была приобретена М.А. Морозовым, о чем свидетельствуют два письма Эдварду Мунку, отправленных А. Рутьером, секретарем выставки Независимых. Более всего распространению северного искусства в России способствовала деятельность русского мецената и художественного критика Сергея Павловича Дягилева. Как и многие его соотечественники, Дягилев впервые увидел полотна скандинавов во Франции. Здесь же он познакомился с выдающимися художниками Северной Европы, чьи работы впоследствии оказались в России. В 1895 году Таулов писал о Дягилеве своему коллеге, Эрику Вереншёллю: «Ко мне приезжали русские. Один из них - молодой богатый человек - занят созданием художественной галереи в Петербурге. Он разъезжает повсюду и отбирает лучшие произведения. Он очень умен и интеллигентен и обладает прекрасным вкусом. Он просил узнать у тебя, не пришлешь ли ты ему картину ценой в тысячу франков. Ты сам можешь выбрать размер, сюжет и срок доставки. Я готов поручиться за этого человека. Его адрес: Сергей Дягилев, Санкт-Петербург, Фонтанка, 24»2. Впоследствии Дягилев сам встретился с Вереншёллем и приобрел для выставки в Петербурге картину «Пейзаж с озером», написанную в августе 1895 года. В письме художнику от 14/26 ноября 1895 года Дягилев сообщает: «Сегодня утром я наконец получил Вашу картину, которую с нетерпением ждал. Я Вам чрезвычайно благодарен, ибо я был счастлив получить одно из Ваших произведений и произведение столь значительное»3.

В Норвегии Дягилев познакомился с творчеством Герарда Мюнте. 30 июля 1897 года

Вереншёлль писал: «Дорогой Мюнте, Дягилев видел Ваши картины и просил меня организовать встречу с Вами...»4. К письму прилагался список работ Мюнте, отобранных Дягилевым для выставки. Сюда же была включена и акварель «Сумерки», которую он собирался купить для себя. Подобно Щукину и Морозову, Сергей Павлович Дягилев выбрал для своей первой большой выставки в Петербурге произведения скандинавских художников, так как они представляли собой «умеренный вариант новейших европейских течений»5. Таким образом, Дягилев рассчитывал постепенно приобщить своих соотечественников к современному западному искусству. Немаловажную роль здесь сыграл и тот факт, что скандинавская культура была хорошо известна в России. Как вспоминал Н.А. Прахов: «В то время - конец 80-х годов -в России огромным успехом пользовались скандинавская музыка Эдварда Грига, драмы Ибсена, Бьернстьерне Бьернсона и повести Гауптмана. Врубель первый пробудил к ним интерес в нашей молодой компании». (Имеется в виду абрамцевский кружок)6.

Г. Стернин (специалист в области исследования русской художественной культуры, русского изобразительного искусства Х1Х-ХХ вв.) справедливо отмечает: «Вспомним хотя бы, что скандинавские мотивы заняли центральное место в ранних стихотворениях Бальмонта что... как раз в те годы начинается увлечение Стринбергом,... что драматургии Ибсена принадлежала важная роль в репертуаре молодого Художественного театра и т.д. Ясно, что в этих условиях следовавшие друг за другом выставки скандинавского искусства и русских и финляндских художников призваны были удовлетворить уже ранее возникшую любознательность и достаточно широкие общественные вкусы, и уже в одном этом смысле факт их появления в России никак не может быть назван случайным»7.

Интерес к норвежской культуре сохранился и на рубеже веков. Так, в 1898 году в России широко отмечалось семидесятилетие Генрика Ибсена (в 1899 году на сцене Художественного театра К.С. Станиславский поставил «Гедду Габлер» Ибсена), а в 1900 Андрей Белый написал «Северную симфонию», посвященную Эдварду Григу. По этой причине и публика, и критика в целом положительно восприняли «Выставку скандинавских художников», открывшуюся 11 октября 1897 года в залах петербургского Общества поощрения художеств. Несмотря на высокий уровень цен, экспонаты скандинавской выставки довольно хорошо раскупались и заслужили высокую оценку критики.

В рецензии на выставку для «Всемирной иллюстрации» (№ 1502, 08.12.1897) В.В. Чуйко писал: «Подобно тому, как Цорн у шведов является великим портретистом, так Таулоу у норвежцев представляется великим пейзажистом. Каждый его пейзаж - нечто единственное в своем роде. Он, если можно так выразиться, индивидуализирует природу, придает ей смысл, характер, вдохновляет ею жизнь, делает ее обаятельной или ужасной»8.

Каталог выставки свидетельствует, что в момент ее открытия Дягилев и его родственники Ратьковы-Рожновы (З.В. Ратькова-Рожнова, в девичестве Философова, приходилась кузиной Дягилеву) являлись практически единственными владельцами произведений скандинавской живописи и графики в Петербурге. Однако уже год спустя художник, критик и попечитель Третьяковской галереи Илья Семенович Остроухов приобрел для своей коллекции пастель Таулова через посредничество Дягилева.

К сожалению, некоторые произведения норвежских художников, неоднократно упоминавшиеся в источниках рубежа XIX-XX веков, безвозвратно исчезли после революции. Так случилось с акварелями Герарда Мюнте из коллекции княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Вероятно, они были приобретены по совету Дягилева с выставки 1897 года. В письме к А.Н. Бенуа от 8 октября 1897 года Дягилев пишет: «Княгиня [Тенишева] в Петербурге, и я с ней в большой дружбе. Она остается в Петербурге всю зиму до марта... Она полна энергии и кажется - денег. На скандинавской выставке хочет покупать, и просила меня ей сделать указания. Я ей, конечно, дряни не подсуну»9. Но позже, в ноябре, в другом письме к Бенуа он упоминает: «Княгиня [Тенишева] купила только две акварели. Правда, было мало акварелей, к сожалению...»10. Несомненно, речь идет об акварелях Мюнте. Названия этих работ нигде не упоминаются, но в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи хранится приписка к тенишевскому аукциону 1903 года о том, что акварели Мюнте приобрела А.П. Боткина. После этого их следы теряются - могли погибнуть, оказаться за границей или до сих пор хранятся где-то в России.

Не менее печальная судьба ждала произведения Фрица Таулова. В архивах и каталоге Государственного музея нового западного искусства, расформированного в 1948 году, упоминается десять работ Фрица Таулова, попавших в московский музей после национализации частных коллекций. В настоящее время четыре из них (три картины из щукинского собрания и одна пастель) находятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина и две - в Государственном Эрмитаже. Остальные произведения были переданы в 1930-е годы в различные музеи или вовсе ушли в неизвестность, прикрытую казенной записью в инвентарной книге: «Выдано в распоряжение Наркомпроса».

Таким образом, на сегодняшний день только сохранившиеся документы и восторженные отзывы художников, критиков, коллекционеров и любителей искусства позволяют нам представить истинный масштаб увлечения норвежским искусством в России на рубеже веков. Но о качестве работ художников рубежа XIX-XX столетий позволяют судить произведения из коллекций С.П. Дягилева, С.И. Щукина, Д.П. Боткина, М.А. Морозова, И.С. Остроухова, хранящиеся в фондах Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эти картины наряду с произведениями других художников Северной Европы были представлены на выставке «Страна живительной прохлады...». Искусство стран Северной Европы XVIII - начала XX века из собраний музеев России», которая проходила в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2001 году.

Выставка, состоявшаяся более чем через сто лет после дягилевской экспозиции, заново открыла искусство Северной Европы для московского зрителя. Многие произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, десятилетиями хранившиеся в фондах музеев Москвы и Петербурга, были впервые опубликованы и представлены широкой публике. Блестящая подборка норвежского искусства первой четверти XX столетия экспонировалась на выставке «Расцвет модернизма в скандинавской живописи 1910-1920 гг.». В 1989-1990 годах этот передвижной проект был показан во всех скандинавских странах, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Государственной Третьяковской галерее в Москве. В состав выставки были включены произведения ключевых представителей норвежского модернизма: Людвига Карстена, Пера Крога, Акселя Ревалда, Хенрика Сёренсена, Рудольфа Тигесена.

Новая волна интереса к культуре Норвегии в России возникла в связи c масштабным выставочным проектом «Норвегия - Россия. Сквозь века и границы», посвященном столетию независимости Норвегии. Проект охватывал более чем тысячелетнюю историю экономических, политических и культурных связей двух территорий от эпохи викингов до наших дней, включая природно-географические, археологические и этнографические аспекты истории Европейского Севера, отношения между двумя странами в XVIII - начале XX века и современную историю, культурные и научные связи между Россией и Норвегией, в том числе контакты русской и норвежской культур, литературные, театральные и художественные связи, не утраченные и в советский период. В 2004 году выставка была показана в Норвежском народном музее в Осло, а в 2005 - в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Также в 2005 году в ГМИИ им. А.С.Пушкина состоялась выставка «С любовью к России. Коллекция норвежского консула Юнаса Лида», свидетельствующая о том, что русское искусство, в свою очередь, вызывало интерес в Норвегии.

В современной культурной ситуации художественные связи между Норвегией и Россией продолжают свое развитие. Кураторы и арт-критики обеих стран объединяют свои усилия, создавая интересные проекты, посвященные актуальному искусству. Лучшие примеры тому - выставка «Watch Out! Art from Moscow and St. Petersburg)), организованная в Осло в 2004 году, и проект «Северное искусство сегодня», состоявшийся в петербургском арт-пространстве Лофт Проект ЭТАЖИ осенью 2011 года. Норвежскую часть представляли художники Лене Берг, Леандер Дьонне, Иван Галузин, Гоксойр и Мартенс, Сири Хермансен и Бодил Фуру.

КОММЕНТАРИИ

  1. Тугендхольд Я. Французское собрание С.И. Щукина // Аполлон. 1914. № 1. С. 5-46
  2. Werenskiold М. "Sergei Diaghilev and Erik Werenskiold". Oslo, 1992. P. 26
  3. Там же. С. 29
  4. Там же. С. 29
  5. Мухина Т.Д. Русско-скандинавские художественные связи XIX - начала XX в. М., 1984. С. 63
  6. Стернин Г. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 109
  7. Там же
  8. Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982. Т. 2. С. 345
  9. Там же. С. 28
  10. Там же. С. 29

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play