НОВЫЙ МУЗЕЙ АСТРУП – ФЕРНЛИ В ОСЛО
Прошедший 2012 год оказался знаменательным для культуры и искусства в Осло, да и всей Норвегии. Новый музей в Тьювхол-мен (остров Воров) с легко прогнозируемым «эффектом Аструп-Фернли», несомненно, изменит художественную сцену в столице Норвегии. Некоторые из лучших городских галерей уже перебрались поближе, как бы под его крыло, и другие вполне могут за ними последовать. Такие перспективы, а также привлекательность района для различных творческих организаций, не говоря уже о развитии сети кафе, ресторанов и торговых предприятий, позволяют говорить о том, что в ближайшие годы в этой части города может сложиться первый «галерейный квартал». Подобное уже происходило ранее в различных частях Европы, где такой механизм действительно срабатывал: «побочный» эффект от создания крупных художественных институций становился стимулом для развития. Так случилось, к примеру, когда галерея «Тейт Модерн» обосновалась на казавшемся недостаточно привлекательном берегу Темзы, после чего пустынные окрестности старой электростанции поистине обрели новую жизнь. Сегодня лондонский район Бэнксайд именуют едва ли не «лучшей набережной» в городе.
Инициатор и основатель нового музейного здания в Осло - Ханс Расмус Аструп. Невольно возникают некоторые параллели с братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми: Халвор Николаи - брат-близнец Ханса Расмуса - тоже большой поклонник искусства. Это поистине семейная история братьев Аструп. Хотя их предки из семейств Аструпов и Фернли сделали свои состояния на перевозке грузов морским путем, однако на протяжении столетий они знали толк не только в бизнесе, но и в искусстве. В истории старинных семейств наблюдается также отчетливое стремление быть достойными гражданами и отдавать долг обществу, в котором они живут и работают. Родители братьев Аструп, как и родители их родителей, создавали различные благотворительные фонды для социального вспомоществования, развития спорта и просвещения, а также, разумеется, для поддержки культуры - именно в продолжение этих инициатив в центральной части Осло в 1993 году был открыт художественный музей, носящий их имя.
Первым и решающим шагом для создания подобных музеев является необратимое решение собирателей открыть для публики то, что до этого было лишь их частным делом. Тому много причин: проблемы с наследованием и стремление к благотворительности - лишь один из ответов, но и тут желание поделиться положительным личным опытом (а может, и мечтой) часто оказывается самым сильным побуждением. Другая причина - слава. Мы все хотим быть знаменитыми. И все же каковы бы ни были мотивы, для Скандинавии это дело достаточно необычное. Вероятно, во времена братьев Третьяковых подобное поведение было почетным: меценаты с филантропическими амбициями проявляли готовность просвещать своих сограждан и давать им доступ к прекрасному даже в тех случаях, когда современное им общество не видит в этом приоритета или не может себе этого позволить.
В современную эпоху получил международную известность музей «Луизиана» в Дании, основанный в 1958 году Кнудом В. Йенсеном и им же возглавлявшийся на протяжении более сорока лет. В окрестностях Осло десятью годами позже был открыт уникальный Центр искусств Хени-Унстад, созданный по инициативе знаменитой фигуристки, олимпийской чемпионки Сони Хени. Обе эти институции, созданные частными лицами, ныне финансируются как из частных, так и из государственных источников.
У Ханса Расмуса Аструпа было, помимо вышеупомянутых резонов, еще одно стремление: создать нечто такое, чего никто еще не делал, и даже не мог бы сделать. Средства, которые были вложены в его собрание, поистине беспрецедентны. Но он воспринимал это еще и как миссию. Иными словами, он повидал мир и хотел, чтобы его страна стала участником международного диалога. Финансовые возможности у него были, но была и мысль о том, что его страна на всем протяжении ее истории постоянно находилась под управлением соседей, а в сравнительно недавнем прошлом была оккупирована нацистами. Он хотел, чтобы Норвегия смогла выйти на арт-авансцену, сыграть свою роль, двигаться вперед быстрее, причем заметными шагами, чтобы догнать остальной мир.
Сегодня Тьювхолмен представляет собой существенный шаг в развитии городской среды, во многом уже обновленной. Однако было совсем не так, когда все это начиналось. Нетрудно заметить, что появление учреждений культуры оказывает стимулирующее воздействие на замиравший было туризм. Кроме того, изменилась сама художественная карта Осло. Промышленные когда-то районы становятся районами культуры. Прежние кварталы культуры трансформируются в анклавы для туристов. Разумеется, на первых ролях в этом спектакле выступает выстроенное по проекту Ренцо Пьяно новое музейное здание на самом берегу фьорда. Между Тьювхолменом и заливом Бьорвика с красивым зданием оперного театра, построенным по проекту архитектурного бюро Снёхетта, высятся массивные каменные стены старинного замка Акерсхус. Два ультрасовременных здания - музей и театр - нисколько не конкурируют между собой, поскольку благодаря замку Акерсхус не попадают одновременно в поле зрения визитеров. Здания музея сами по себе привлекают любопытствующих жителей города и зарубежных туристов. Три строения музейного комплекса разделяет широкий канал, открывающий вид на фьорд. Крыши над зданиями с деревянными фасадами вздымаются, словно паруса, надутые попутным ветром. Ассоциации с кораблями очевидны во многих деталях - мачты, поручни, оснастка. Музей словно стал на якорь, будто парусник, после долгого кругосветного плавания прибывший с драгоценным грузом. Интерьеры же представляют собой своеобразный лабиринт, где за каждым поворотом - новый сюрприз: никаких ожидаемых в музеях белых кубов, напротив, выставочное пространство - это множество залов необычных геометрических форм. Архитектор задумал для бросающего вызов искусства не менее вызывающую архитектуру, памятуя о том, что собрание включает многочисленные инсталляции и нетрадиционные арт-объекты.
В последний уик-энд сентября музей после довольно короткого периода интенсивного строительства распахнул двери нового здания - крупнейшие событие культурной жизни Норвегии. Если оперный театр имел успех прежде всего благодаря своему красивому зданию с удобным доступом, то новый музей на Тьюв-холмене обрел известность, еще не открывшись. На пресс-показ собрались сотни журналистов со всего света. Ни одно событие в сфере культуры не вызывало подобного интереса. Ее Величество королева Соня, сама коллекционер и знаток музеев, подчеркнула в своей вступительной речи важность архитектуры: «Ренцо Пьяно известен своими музейными зданиями: Центр Помпиду в Париже, Фонд Бейелера в Базеле, Центр Пауля Клее в Берне, современное крыло Института искусства в Чикаго - это далеко не полный список. Так сложилось, что мне удалось во всех из них побывать. Это действительно замечательные центры искусства. Отныне музей Аструп-Фернли в Осло можно добавить к впечатляющему списку музеев, спроектированных Ренцо Пьяно».
Прежде чем объявить музей открытым, королева также выразила свое личное мнение о музее. «Музей Аструп-Фернли - частная инициатива. Это собрание произведений искусства, во многом отражающее интересы и вкусы одного человека, было в течение многих лет важным и щедрым вкладом в художественную жизнь Осло благодаря интересу к международному искусству и его диалогу с искусством норвежским. Выставка, которой открывается музей, - «Быть с искусством - вот все, чего мы просим» - представляет ключевых авторов в составе коллекции. Это дает нам шанс лучше познакомиться с различными течениями в современном искусстве. Мы, зрители, получаем возможность пройти от новых произведений искусства к новому способу выражения в целом, что бросает новый вызов и дает, возможно, шокирующий опыт...» Что касается названия экспозиции «Быть с искусством -вот все, чего мы просим», то директор музея Гюнтер Кваран позаимствовал его из настенного памфлета Гилберта и Джорджа, опубликованного в Art for All в Лондоне в 1970 году. Название описывает содержание музея как презентацию «космополитичного урбанистического видения, которое объединяет разные культуры и разные исторические периоды, обращается к таким темам, как политика и экономика, религия и власть, насилие и сексуальность, идентичность и память, объективность и субъективность, вымысел, красота и искусство, что и составляет в совокупности общий опыт современного человека». Перечислено едва ли не все, что только может произойти между рождением и смертью. Короче говоря, это «.выставка, название которой выражает одновременно нашу страсть и нашу миссию».
Все открытое для публики пространство заполняет строго подобранная экспозиция, отражающая одну пятую части коллекции. Более ста художников, 28 из которых - современные норвежские авторы. «Домашняя» часть собрания сравнима по значимости и качеству - хотя вряд ли по количеству - с фондами Национального музея современного искусства, созданного тремя годами ранее (в 1990 году), чем музей Аструп-Фернли в его старом здании. А вот международная часть собрания поистине делает музей Аструп-Фернли великолепной основой для постижения интеллектуального и визуального опыта современного искусства. Некоторые художники представлены в экспозиции особенно заметно и исчерпывающе - к примеру, Дэмиен Херст или Ансельм Кифер. В последнее десятилетие музейная политика была сконцентрирована преимущественно на современных американских авторах, таких как Роберт Гобер, Джефф Кунс, Ричард Принс, Мэтью Барни, Синди Шерман и Чарльз Рей. Кроме того, в рамках проекта «Неопределенные Штаты Америки» представлены молодые авторы, например Пол Чань, Фрэнк Бенсон, Нейт Лоумен и Дэн Колен - и это еще не все имена. Успешное сотрудничество с лондонской галереей «Серпентайн» или Музеем современного искусства в Стокгольме позволило привлечь внимание и к искусству Европы, Китая (выставка «Китайская электростанция»), Индии («Индийская автострада»). Будущей весной ожидается показ современного искусства Бразилии.
Музей с самого открытия привлекает толпы посетителей - более 10 тысяч в неделю. Такая высокая посещаемость представляет собой серьезный вызов для любого нового музея, для его сотрудников и технических служб, а также для самих произведений искусства. Но даже если число посетителей придет «в норму», музей останется в Осло главным объектом притяжения на многие годы.
Посетителей ожидают большие персональные выставки американских художников Пола Чаня и Синди Шерман. Будет меняться и постоянная экспозиция собственной коллекции музея. За двадцать лет существования музей современного искусства Аструп-Фернли сумел обрести международную репутацию - обычно на это уходит гораздо более долгое время. Произошло это благодаря формированию очень серьезной коллекции, ориентированной на шедевры современного искусства, благодаря готовности коллег и музеев со всего мира к щедрому обмену экспонатами, а также благодаря избранной стратегии открытости для публики и ее вовлечения в познание искусства. Теперь для реализации этих амбиций появился великолепный музейный комплекс, расположенный в одном из самых живописных мест столицы Норвегии.