КОРЕ ЭСПОЛИН ЙОНСОН. ХУДОЖНИК ЛОФОТЕНСКИХ ОСТРОВОВ
Самое большое собрание работ видного норвежского художника Коре Эсполина Йонсона (1907-1994) хранится в галерее его имени. Художник хорошо известен как бытописатель жителей побережья северной Норвегии. Галерея Эсполина Йонсона была открыта в 1992 году в деревне Кабельвог на Лофотенском архипелаге, с населением 9000 человек, однако в летний сезон острова посещают около 300 000 туристов. Галереей управляет акционерное общество, все акции которого - дар самого художника - принадлежат муниципалитету коммуны Воган. Собрание насчитывает 250 произведений и является крупнейшим в Норвегии.
Детские годы художника Коре Эсполина Йонсона прошли на севере Норвегии, в городке Вадсё на берегу Яр-фьорда близ границы с Россией. Ему было 10 лет, когда семья переехала в город Будё, а с двадцатилетнего возраста и до конца своих дней он жил в Осло. Художественное образование получил сначала в школе декоративно-прикладного искусства, затем в Академии художеств. После школы довольно долго работал иллюстратором и лишь к 1950 году стал свободным художником. Тогда же он впервые посетил Лофотенский архипелаг и в дальнейшем каждое лето возвращался туда в поисках вдохновения.
На протяжении многих лет Коре Эсполин Йонсон страдал от проблем со зрением. Он родился близоруким, и в Будё ему впервые выписали очки (минус 8). Со временем зрение только ухудшалось, а в 1941 году, когда Коре уже был активно работающим художником, он полностью ослеп на один глаз. К 1965 году на его «здоровом» глазу развилась катаракта, а близорукость дошла до минус 26. В 1972 году он заново открыл для себя мир - его оперировали, и к художнику вернулось нормальное зрение.
Коре Эсполин Йонсон использовал в работе соединение разных живописных техник. Вот как это началось: технику процарапывания он открыл для себя еще в детстве. В момент отключения электричества из-за шторма вся семья собралась за столом при свечах. Коре играл с пламенем, держа над ним лист бумаги, и тот в конце концов покрылся копотью. Он стал процарапывать на нем светлые места, оставляя затемненные и размазывая копоть пальцами - эффект получался иной. Открытая таким образом юным Коре техника стала его визитной карточкой. Вместо копоти он наносил на картон слой черной туши. Процарапывая ее лезвием бритвы или иглой, освобождал из-под туши белый цвет. Для создания совершенно противоположного эффекта наносил поверх туши белую краску и процарапывал уже оба слоя. Продолжая эксперименты, он обнаружил, что можно наносить и несколько слоев разноцветной краски, следя за тем, чтобы верхние всегда оказывались более мягкими, чем те, что под ними, получая разную текстуру в зависимости от твердости красочного слоя. Применял Эсполин и смешанную технику, соединяя масло, акварель и коллаж. Для получения различных эффектов: света или тумана, смягчения белого или черного - он разбрызгивал на черном белую краску или наоборот. Используя зубную щетку, разбрызгивал над картиной сильно разведенную краску. Подобную технику используют немногие художники - она отнимает много времени, а исправить ошибки тут непросто. Но для Коре такой проблемы не существовало - свои работы он сначала создавал в воображении.
Поместить Коре Эсполина Йонсона в ряд его современников непросто. Он не вписывается ни в один из художественных «измов», у него свое собственное выражение. В какой-то мере есть сходство с работами Кете Кольвиц - в мотиве, в стиле, в тематике. Эсполин Йонсон начал профессиональную карьеру в качестве иллюстратора в «Арбейдер магасинет» в 1927 году. Целью журнала было формирование общей картины многообразных литературных, культурных и политических течений того времени. В этом смысле он разделял с Кете Кольвиц чувство долга по отношению к рабочему классу. Однако в сравнении с Кольвиц Эсполин Йонсон предстает скорее мечтателем, тогда как Кольвиц посвятила и жизнь, и искусство отображению социальных проблем общества. С годами аура мистицизма наложила свой отпечаток на творчество Коре Эсполина Йонсона. На некоторых его работах изображены призраки, несущие в себе скорбь и отчаяние погибших в море. Самыми сильными, вероятно, являются мотивы Лофотена, часть культурной истории северной Норвегии: моряки и рыбаки, морские пейзажи, туземцы и их ритуалы. В его воспоминаниях о детстве в Восточном Финнмарке близ границы с Россией часто присутствует образ Пресвятой Троицы и православная церковь святых Бориса и Глеба. Еще один русский мотив связан с русскими военнопленными, которых привозили в Норвегию и обрекали на тяжелый рабский труд.
Коре Эсполин Йонсон - художник par excellence. Талантливый музыкант, в каждую из своих картин он привнес мелодии и ритмы своей души, и заинтересованный зритель чувствует это, наслаждаясь его драматическими или поэтичными работами.
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» БЛАГОДАРИТ
ГАЛЕРЕЮ КОРЕ ЭСПОЛИНА ЙОНСОНА ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ.