Татьяна Юденкова

ВЫСТАВКИ
Татьяна Юденкова
ИЛЬЯ РЕПИН: «Я люблю разнообразие»
#1 2019 (62)
С 16 марта по 18 августа 2019 года Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную выставку произведений Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), развернутую в залах музея на Крымском Валу. Она включает в себя более 170 живописных и 130 графических произведений из двадцати семи музеев страны и зарубежья, ряда частных собраний. Партнерами Третьяковской галереи выступили Государственный Русский музей, музейные собрания Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Нижнего Новгорода, а также Художественный музей Атенеум в Хельсинки, Национальный художественный музей Республики Беларусь и другие.

Специальный выпуск «КИТАЙ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР»
Зельфира Трегулова, Татьяна Юденкова
Третьяковская галерея: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
#3 2017 (56)
Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства, ставший символом национального самосознания и отечественной культуры, - основана московскими купцами и коллекционерами братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми. Более известен старший из братьев - Павел Михайлович (1832-1898). Ему Галерея обязана своим существованием. Данное себе обещание создать «национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников»[1], в своем родном городе он последовательно реализовывал всю жизнь. Он увлек младшего брата, Сергея Михайловича (18341892), который стал одним из выдающихся коллекционеров эпохи, создавшим уникальное собрание европейской живописи XIX века. В 1892 году объединенная коллекция братьев Третьяковых еще при жизни Павла Михайловича была передана им в дар Москве (случай исключительный в истории благотворительности России) и получила юридически закрепленный статус «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», став в ту пору главным национальным музеем.
|
НАСЛЕДИЕ Татьяна Юденкова №3 2012 (36) Перебирая в памяти имена людей, увековеченных Третьяковым в галерее национального искусства, мы не удивляемся набору имен — они всем нам знакомы с детских лет: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов, Чехов и многие-многие другие. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». |
|
ВЫСТАВКИ Татьяна Юденкова №3 2011 (32) Взаимоотношения между П.М. Третьяковым и Н.Н. Ге в немногочисленной литературе о жизни и деятельности собирателя специально не рассматривались. В своей книге воспоминаний дочь Третьякова, А.П. Боткина едва касается этой темы. В очерках, посвященных истории Третьяковской галереи, С.Н. Гольдштейн категорически настаивает на том, что поздние произведения Ге, так горячо пропагандируемые Л.Н. Толстым, остались чужды Третьякову. Для специалистов по творчеству Ге, отстаивающих неординарность искусства мастера, опередившего своих современников, вопрос об отношениях художника и собирателя представляется более чем второстепенным. |
|
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Татьяна Юденкова №1 2010 (26) В год 175-летия со дня рождения Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892) вышло в свет несколько публикаций, посвященных жизни и деятельности коллекционера, мецената, благотворителя, общественного деятеля, московского городского головы. Казалось бы, все самое важное, исполненное этим незаурядным человеком, широко известно. Однако и по сей день продолжают открываться благие дела младшего Третьякова, более 100 лет находившиеся в забвении. В их числе участие в одном весьма значимом проекте, который сегодня назвали бы международным, связующим две страны – Россию и Болгарию. |
|
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Татьяна Юденкова №1 2009 (22) Имя Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892) – собирателя западноевропейского искусства, коллекция которого легла в основу собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, известно не столь широко. О нем чаще вспоминают в связи c Павлом Михайловичем Третьяковым. Однако при жизни братьев некоторое время большей известностью пользовался младший из них – Сергей, а Павел, владелец уже известной тогда художественной галереи, представлялся москвичам как брат «нашего теперешнего городского головы». Когда звучало имя одного из братьев, незримо присутствовал и другой. Жизнь Павла и Сергея Третьяковых прошла во взаимной поддержке, общих занятиях. Они много работали на благо отечества. Пройдя по жизни вместе, как говорится «рука об руку», каждый из них оставил свой след в истории русской художественной культуры и родного города. |