Третьяковская галерея: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Зельфира Трегулова, Татьяна Юденкова

Номер журнала: 
#3 2017 (56)

Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства, ставший символом национального самосознания и отечественной культуры, - основана московскими купцами и коллекционерами братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми.

Более известен старший из братьев - Павел Михайлович (1832-1898). Ему Галерея обязана своим существованием. Данное себе обещание создать «национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников»[1], в своем родном городе он последовательно реализовывал всю жизнь. Он увлек младшего брата, Сергея Михайловича (18341892), который стал одним из выдающихся коллекционеров эпохи, создавшим уникальное собрание европейской живописи XIX века.

В 1892 году объединенная коллекция братьев Третьяковых еще при жизни Павла Михайловича была передана им в дар Москве (случай исключительный в истории благотворительности России) и получила юридически закрепленный статус «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», став в ту пору главным национальным музеем.

Фасад Государственной Третьяковской галереи
Фасад Государственной Третьяковской галереи
Фото: Анастасия Замятина, Евгений Алексеев

Для Павла Михайловича создание общедоступного музея русской национальной школы стало делом всей его жизни. Первые покупки молодой Третьяков совершил в 1850-х годах на развалах Сухаревского рынка, самого популярного в Москве места антикварной торговли. Сначала он заинтересовался старинными гравюрами, книгами, затем приобрел девять произведений малоизвестных западных художников. Но очень быстро принял решение коллекционировать только русскую живопись.

«Стычка с финляндскими контрабандистами» - первая русская картина, которую начинающий коллекционер приобрел 22 мая (10 мая по старому стилю) в 1856 году[2] у академика живописи В.Г. Худякова, и этот день стал днем рождения Третьяковской галереи. С этого времени П.М. Третьяков старался покупать работы непосредственно «из рук» художников: либо с выставок, либо прямо из мастерских, таким образом сосредоточивая внимание на произведениях современного отечественного искусства.

Виктор ВАСНЕЦОВ. Фасад Третьяковской галереи. 1900–1901
Виктор ВАСНЕЦОВ. Фасад Третьяковской галереи. 1900–1901
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 90 × 194. ГТГ

Первое завещание молодого купца, написанное в 27 лет (в 1860 году), обнаружило зрелую гражданскую позицию: он выразил желание направить лично им заработанные деньги на создание «общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие», обеспечив тем самым поддержку художникам и развитие вкуса к прекрасному. При этом Третьяков специально подчеркнул - музея русской национальной школы, понимая его необходимость именно в Москве, «в сердце России».

Среди ранних покупок Третьякова преобладали пейзажи и картины на темы современной жизни, популярные в пору становления бытового жанра. Заметные сдвиги в политике собирателя произошли после приобретения картины В.Г. Перова «Сельский Крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ), на которую был наложен цензурный запрет. «Дав приют» картине Перова, Третьяков предоставил художникам возможность работать без оглядки на запреты официальных властей[3].

В начале 1860-х годов Третьяков произнес слова, во многом определившие направление его дальнейшей собирательской политики: «...мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес - дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, поэзия во всем может быть, это дело художника»[4]. Тяготение к поэтическому и правдивому началу в искусстве стало своего рода эстетическим идеалом коллекционера.

Третьяков не ограничивал художников категорично сводом тем и сюжетов. Он охотно покупал полотна, исполненные как в России, так и за границей. Однако с первых лет собирательства он отдавал предпочтение национальным мотивам; основополагающей для него при отборе картин, бесспорно, была приверженность «русской концепции», под которой понимался национально ориентированный комплекс идей, свободный от иностранных заимствований. При этом он не выдвигал русскую тему специально на первый план.

С конца 1860-х годов Третьяков приступил к созданию портретной галереи «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части»[5]. Имена людей, увековеченных им в галерее национального искусства, известны каждому, кто знаком с русской культурой, - это Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Некрасов, Толстой, Стасов, Чайковский, Мусоргский, Достоевский, Чехов, Левитан и многие-многие другие. Однако нужно отчетливо представлять, что Третьяков сам избирал для своей портретной галереи как модели, так и исполнителей, инициируя таким образом появление шедевров в этом жанре.

Сегодня очевидно, что в его собрание вошли всем известные живописные портреты, исполненные лучшими русскими художниками XIX столетия Перовым, Крамским, Репиным, Серовым с замечательных представителей отечественной культуры - Толстого, Достоевского, Некрасова, Шевченко, Чайковского, Чехова, бесспорно, входящих в «большую» историю русского искусства.

Вместе с ростом коллекции менялись и взгляды собирателя. Он все более полагался на свой художественный вкус и включал в свою коллекцию картины, отвечающие его собственному воззрению на ход развития современного искусства. Он искал работы, в которых раскрывалось подлинное лицо художника. В 1870-е годы Третьяков стремился стать человеком, близким Товариществу передвижных художественных выставок, самой многочисленной и влиятельной организации художников в ту пору, объединившей лучшие художественные силы России. Его контакты с петербургскими и московскими живописцами становятся настолько обширными, что в 1871 году добрую часть картин он покупает до открытия 1-й передвижной выставки. Это произведения В.Г. Перова «Охотники на привале», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», И.Н. Крамского «Русалки», А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и другие. С этого времени Третьяков отвоевывает себе право первым выбирать картины соответственно своим эстетическим представлениям. Расширяющееся собрание требовало увеличения экспозиционных площадей: к жилому дому он начал пристраивать залы, превратив его в картинную галерею. С 1874 года она открыта для широкого круга знакомых, с 1881 года - для посещения публики. Приобретенные коллекционером работы передвижников стали знаковыми для отечественного искусства, и сегодня эти произведения включены в хрестоматийный ряд лучших картин XIX века.

Период наиболее активной и плодотворной собирательской деятельности П.М. Третьякова приходится на 1870-1880-е годы. «Я задался собрать русскую школу как она есть, в последовательном ее ходе»[6] - эти слова свидетельствуют о стремлении собирателя к отражению специфики отечественной живописи, представленной в историческом развитии, начиная с искусства старых мастеров XVIII столетия. Коллекция Павла Михайловича начала приобретать характер музейного собрания. Одновременно менялись и предпочтения Третьякова. Он целенаправленно приобретал произведения, «интересные по содержанию», представляющие значение для русской школы, которые дополняли бы уже имеющиеся «номера» того или иного мастера. И все же главным критерием отбора являлась сама живопись. «...В ином пейзаже может быть содержания больше, чем в сложной сюжетной картине», - писал Третьяков Л.Н. Толстому в 1890 году[7]. Систематическое приобретение лучших картин отечественного искусства привело к формированию монографических коллекций любимых мастеров: В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильева, В.Е. Маковского.

К концу его собирательской деятельности количество картин какого-то одного художника могло превышать сотню (это относится, к примеру, к А.А. Иванову, В.Д. Поленову, В.В. Верещагину). С конца 1880-х годов он создает отдел «акварелей и черного рисунка».

В собирательской политике Третьяков не зависел от чужого мнения, но в то же время умел отказаться от личных пристрастий «ради общего блага». Пишущие о Третьякове вслед за его первым биографом В.В. Стасовым часто повторяли: «все, что являлось ... самого талантливого и замечательного, тотчас переходило в галерею Третьякова»[8]. Однако коллекция этому противоречит - Третьяков собирал разносторонне, выбирал характерное, типичное, в том числе и рядовое, но показательное для развития русской школы. Он уважал и принимал современное развитие живописи, понимал несводимость произведений искусства к единому и общему. Критик и историк искусства А.Н. Бенуа как-то заметил: «Третьяков по натуре и по знаниям был ученый»[9]. В самом деле, он смотрел на художественный процесс как исследователь, несколько отстраненно: его не интересовали сиюминутные споры и интриги, не волновала принадлежность художника к тому или иному направлению в искусстве. Прежде всего его занимали произведения талантливые, разносторонне представляющие процесс развития отечественной живописной школы.

Популярность галереи с 1870-х годов была столь высока, что многие художники готовы были идти на материальные издержки, только бы их произведения оказались у Третьякова. Торгуясь с художниками, собиратель подчеркивал особость своего положения: «Уступить мне, не все равно, кому другому, мне некоторые художники и бесплатно отдают, так как это не мне, Обществу Русскому»[10].

Имя Сергея Михайловича Третьякова известно не столь широко. Он начал коллекционировать позже старшего брата, в основном интересовался современной западноевропейской живописью, прежде всего французской, которая ценилась дороже русской школы. Принципы собирательства и характер коллекций Павла Михайловича и Сергея Михайловича отличались друг от друга.

Коллекция Сергея Третьякова располагалась в особняке на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре и была открыта для посещения только «по рекомендации знакомых». Однако это не помешало широкому кругу художественной интеллигенции ознакомиться с картинами К. Коро, Ж.Ф. Милле, Ш.Ф. Добиньи, М. Фортуни и других. По признаниям молодых художников (К. Коровина, В. Серова, М. Нестерова, Е. Поленовой и других), целый ряд картин, бывших в собрании Третьякова-младшего, оказал на их творчество большое влияние. С.М. Третьяков создал, по выражению И.Э. Грабаря, «единственную в своем роде» галерею западноевропейского искусства, ставшую своеобразным местом «непрерывного паломничества»[11] любителей западного искусства. В то же время он покупал и картины мастеров русской школы, которые еще при его жизни были выставлены в собрании П.М.Третьякова. Среди них такие шедевры, как произведения Ф.А. Васильева «В Крымских горах», А.И. Куинджи «Украинская ночь», И.Н. Крамского «Лунная ночь».

Внезапная смерть Сергея Михайловича ускорила слияние коллекций братьев Третьяковых и переход галереи в собственность города. Учитывая желание брата, изложенное в духовном завещании, П.М. Третьяков пожертвовал объединенное собрание Москве для создания городской художественной галереи. Павел Михайлович стал пожизненным попечителем галереи, продолжая пополнять собрание теперь уже не только на свои средства, но и на проценты от суммы, пожертвованной С.М. Третьяковым на приобретение произведений отечественного искусства, а также на деньги, выделяемые Московской городской думой.

Городская картинная галерея начала работать для публики 15 августа 1893 года. Тогда же вышел в свет первый краткий указатель, подготовленный коллекционером, «Опись художественных произведений городской галереи братьев Павла и Сергея Третьяковых». С этого времени ежегодно Третьяков издавал Описи, а с 1897 года - Каталоги собрания. В 1897 году П.М. Третьяков удостоен звания Почетного гражданина города Москвы. Память об основателях галереи была увековечена решением Московской городской думы и в названии - «Московская Городская художественная галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых», которое было начертано на новом фасаде Третьяковской галереи, исполненном в 1902-1904 годах по проекту художника В.М. Васнецова. Таким образом, фасады главного дома и пристроек, сделанных еще при жизни П.М. Третьякова, получили в начале ХХ столетия единое архитектурное оформление в неорусском стиле, отразив собирательскую программу коллекционера.

На протяжении более сорока лет подвижнической деятельности П.М. Третьяков выступал своего рода «катализатором» многих процессов, происходивших в русском искусстве и художественной жизни Москвы и Петербурга. К.С. Станиславский называл Павла Михайловича Третьякова «русским Медичи».

Впоследствии всеобщим стало мнение, высказанное М.В. Нестеровым: «Кому не приходила мысль о том, что не появись в свое время П.М. Третьяков, не отдайся всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают Государственную Третьяковскую галерею. Тогда в те далекие годы это был подвиг...»[12].

 

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ В ХХ ВЕКЕ

После смерти П.М. Третьякова Московская городская дума в июне 1899 года утвердила «Положение об управлении Городской художественной галереей Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», по которому руководство музея передавалось Совету Галереи. Невзирая на последнюю приписку к завещанию, сделанную Третьяковым за полгода до кончины, о нежелательности пополнения Галереи произведениями новейшего искусства, Совет Третьяковской галереи все же принял решение о расширении собрания. В 1905 году, когда попечителем Галереи был избран И.С. Остроухов, активизировалась ее закупочная политика, регулярно приобретались живописные и графические произведения как старых русских мастеров, так и представителей новых течений, в том числе с выставок художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза». Тогда же в экспозиции был организован отдел икон, поступивших в собственность музея после смерти П.М. Третьякова. В 1910 году Галерея получила в дар по завещанию московского купца и коллекционера М.А. Морозова собрание произведений европейских художников, среди них - К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара, К. Писсаро, Э. Дега. Это собрание стало логичным продолжением коллекции европейской живописи XIX столетия, принадлежавшей младшему Третьякову.

В 1913 году попечителем Галереи избран И.Э. Грабарь. Он провел ряд реформ: построил новую экспозицию в исторической последовательности, по его инициативе была создана реставрационная мастерская, началось составление научного описания коллекции.

После революции Галерею ожидали серьезные изменения. Декретом 1918 года она была переименована в Государственную Третьяковскую галерею. Директором Галереи был назначен И.Э. Грабарь, продолживший деятельность по переустройству экспозиции, хранения, научной и просветительской работы. В 1919 году отдел ИЗО Наркомпроса[13] принял решение о слиянии коллекций всех музеев в единый музейный фонд, с 1923 года - Государственный музейный фонд (ГМФ)14. В первые годы советской власти в собрание Третьяковской галереи через ГМФ поступило огромное количество произведений, целые дворянские и купеческие коллекции. Некоторые коллекционеры (Е.В. Борисова-Мусатова, А.П. Боткина, В.О. Гиршман, М.П. Рябушинский и другие) предпочитали сами отдавать на хранение принадлежащие им произведения искусства, опасаясь за их безопасность в неспокойные годы революции и гражданской войны. Лучшая часть знаменитых коллекций Ф.И. Прянишникова и К.Т. Солдатенкова, входивших в состав Московского Румянцевского и Публичного музеев, в 1925 году перешла в коллекцию Третьяковской галереи. Тогда же состоялась передача художественного наследия Александра Иванова - картины «Явление Христа народу», этюдов и рисунков к ней. В 1932 году после оборудования специального зала это монументальное полотно вошло в экспозицию Галереи. В 1924-1925 годах из Третьяковской галереи были выданы произведения европейской живописи для создания Музея Нового западного искусства и пополнения Музея изящных искусств в Москве. С этого времени Галерея стала хранилищем исключительно произведений отечественного изобразительного искусства.

Александр ИВАНОВ. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857
Александр ИВАНОВ. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857
Холст, масло. 540 × 750. ГТГ

С конца 1920-х годов в Галерее был организован отдел новейшей современной живописи, который начал активную политику комплектования работами художников, входивших в ведущие творческие объединения, в том числе в Ассоциацию художников революционной России (1922-1932), в Общество станковистов (1925-1931) и другие. Большой блок произведений поступил в Галерею в 1929 году из расформированного Музея Живописной Культуры. Среди них были картины В. Кандинского, К. Малевича, И. Клюна, Н. Удальцовой, В. Татлина, Л. Поповой, О. Розановой, А. Родченко, А. Древина, М. Ларионова, Н. Гончаровой и других. С этого времени в залах Третьяковской галереи были выставлены полотна художников русского авангарда. Тем самым музейная политика 1920-х годов на долгие годы определила лицо и своеобразие Третьяковской галереи.

В эту пору живо встал вопрос о расширении экспозиционных площадей Третьяковской галереи, сооружении новой пристройки к зданию и о техническом обновлении помещений. Двухэтажный корпус по проекту А.В. Щусева, бывшего директором Галереи в 1926-1929 годы, был завершен в 1936 году.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов изменилась политическая атмосфера в Стране Советов. Теперь особое внимание уделялось массовой пропаганде нового социалистического быта, индустриализации и коллективизации. В 1931 году отдел новейших течений стал отделом советского искусства, что коренным образом изменило политику приобретений музея. Положение 1933 года определило главные направления деятельности музея: «Государственная Третьяковская галерея является научно-исследовательским и просветительным учреждением, ставящим себе целью изучение, экспонирование и политпросветработу в области искусства России и народов СССР эпох феодализма, капитализма и переходной от капитализма к социализму в последовательном развитии, в составе живописи, графики, скульптуры, художественной промышленности и архитектуры. Государственная Третьяковская галерея выявляет искусство, как особую форму классовой идеологии»15. В 1933 году в Галерею поступил с юбилейных выставок «Художники РСФСР за 15 лет» и «15 лет РККА» большой блок произведений современных мастеров А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, П.П. Кончаловского, М.В. Нестерова, И.И. Машкова. В 1930-е Галерея приступила к собиранию искусства народов СССР, получив право преимущественного отбора картин и скульптур с большинства выставок. С этого времени в Галерее начала складываться коллекция ярких и выразительных произведений социалистического реализма.

Александр ДЕЙНЕКА. Вратарь. 1934
Александр ДЕЙНЕКА. Вратарь. 1934
Холст, масло. 119 × 352. ГТГ

Конец 1920-х - начало 1930-х годов характеризовались глобальной реконструкцией залов Галереи в духе популярной в те годы социологии искусства, получившей название «Опытная марксистская экспозиция». Она была призвана разрушить идею «бесклассового» искусства и проводилась известными искусствоведами А.А. Федоровым-Давыдовым и Н.Н. Коваленской, которые отказались от традиционного историко-монографического показа отечественного искусства и построили экспозицию согласно социально-экономическим формациям. Однако «марксистская экспозиция» не прошла проверку временем, и с 1935 года Третьяковская галерея вернулась к прежнему принципу построения экспозиции. В 1936 году в стране началась кампания по борьбе с формалистическим искусством. Все произведения художников авангарда были перенесены в фондохранилище.

В первые недели Великой Отечественной войны в Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации собрания. Большая часть произведений была отправлена в Новосибирск, меньшая - в Пермь. Многие сотрудники ушли на фронт, часть коллектива отправилась в эвакуацию и находилась при коллекции. Научная деятельность не прекращалась: сотрудники Галереи вели просветительскую работу, читали лекции по истории русского и советского искусства в воинских частях, госпиталях, школах в Москве, Новосибирске, Томске, Соликамске, Красноярске, Перми. За годы войны в залах Галереи прошло девять выставок, а новосибирским филиалом было организовано около двадцати выставок. Во время бомбежек Москвы в 1941-1942 годах здание Галереи пострадало, в 1942-1944 годах прошла его реконструкция. А через неделю после Победы - 17 мая 1945 года - в залах Галереи открылась экспозиция, представившая более 2500 произведений. После возвращения из эвакуации Третьяковская галерея оказалась первой среди центральных музеев страны, распахнувшей двери перед публикой.

На протяжении 1950-1980-х годов значительный размах приобрела выставочная и издательская деятельность Третьяковской галереи. В эти годы прошли выставки И.И. Левитана (1960), К.С. Петрова-Водкина (1966), К.А. Сомова (1970), Н.Н. Ге (1970/1971), М.В. Добужинского (1975), В.Г. Перова (1984/1985), «Андрей Рублев и его время» (1960),
«Северные письма» (1964), «Портрет петровского времени» (1973), «Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок 1871-1872» (1971/1972), «Автопортрет в русском и советском искусстве» (1976/1977) и другие. Одновременно выходили в свет каталоги собрания и выставок, сборники научных статей, издавались мемуары и архивные документы по истории отечественного искусства. Многие из них и сегодня не утратили своей актуальности для искусствознания.

В начале 1980-х годов в Третьяковской галерее началась масштабная реконструкция, инициированная ее директором Ю.К. Королевым16. Ее главной целью стало создание крупного музейного комплекса в Лаврушинском переулке, а одной из задач проекта было расширение выставочных площадей, реставрационных мастерских, переоборудование старого здания при сохранении его исторически сложившегося внешнего облика. В 1985 году было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Картинной галереи СССР, располагавшейся на Крымской Валу, с сохранением исторического названия Государственная Третьяковская галерея. Не все знают, что решение о строительстве здания на Крымском Валу было принято еще в 1956 году - в год столетнего юбилея Третьяковской галереи. Однако в течение 1959-1962 годов проект был изменен, а здание на Крымском Валу передано Картинной галерее СССР и Союзу художников. В конце 1970-х годов его строительство (архитекторы Ю. Шевердяев, Н. Сукоян, М. Круглов и другие) было завершено.

В 1980-е годы, в период реконструкции, в состав Галереи на правах научных отделов вошли московские мемориальные музеи: Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной, Дом-музей П.Д. Корина. В музейный ансамбль был введен памятник архитектуры XVII столетия - храм Святителя Николая в Толмачах, который с 1997 года функционирует как храм-музей. В 1999 году туда была перенесена особо почитаемая православная святыня - чудотворная икона «Богоматерь Владимирская».

С конца 1980-х годов в Третьяковской галерее прошла серия выставок произведений мастеров русского авангарда: В.В. Кандинского (1989), К.С. Малевича (1989), Л.С. Поповой (1990), П.Н. Филонова (1990), Эль Лисицкого (1990), «Марк Шагал в России» (1991), «Великая утопия. 1915-1932. Русский авангард» (1993), В.Е. Татлина (1994). Ярким событием тех лет стала выставка «Другое искусство» (1991), продемонстрировавшая образцы нонконформистского (неофициального) искусства 1950-1980-х годов, которое ранее было недоступно для широкой публики.

Государственная Третьяковская галерея. Постоянная экспозиция искусства в здании на ул. Крымский Вал, зал № 6. В центре фотографии – «Черный квадрат» (1915) К.С. Малевича
Государственная Третьяковская галерея. Постоянная экспозиция искусства в здании на ул. Крымский Вал, зал № 6. В центре фотографии – «Черный квадрат» (1915) К.С. Малевича

 

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ СЕГОДНЯ

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Третьяковская галерея на Крымском Валу

В настоящее время Третьяковская галерея располагается на двух основных территориях: в историческом здании в Лаврушинском переулке экспозиция начинается с лучшей в мире коллекции древнерусского искусства XI-XVII веков и завершается демонстрацией основных стилевых направлений и художественных группировок рубежа ХIХ-ХХ веков. Экспозиция на Крымском Валу является непосредственным ее продолжением и представляет изобразительное искусство с 1910-х годов вплоть до произведений новейших течений ХХ-ХХI веков.

Третьяковская галерея сегодня - современный музей нового типа, открытый для самых смелых и дерзких художественных поисков и экспериментов. В последние три года особенно заметен рост ее творческого потенциала: принята Новая концепция развития Галереи, разработанная Event Communications совместно с AEA и архитектурным бюро OMA/AMO Рема Колхаса. О наращивании «оборотов» за последнее время свидетельствует постоянный рост количества посетителей - в 1,5 раза - с 1,372 млн в 2014 году до 2,325 млн в 2016 году.

Реализованный совместно с Московским метрополитеном проект «Интенсив ХХ века» призван популяризировать изобразительное искусство XX века - от произведений русского авангарда, далее картин 1930-1950-х годов до работ нонконформистов и актуальных художников рубежа XX-XXI веков. В Галерее проходит много интересных событий: ежегодный фестиваль камерной музыки VIVARTE, образовательный литературно-музыкальный проект «Ваш XX век», стали привычными концерты, фестивали, открыт музейный кинотеатр с современным оборудованием, нашей публике предлагается самый широкий выбор образовательных и лекционных программ, реализуются многочисленные проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый год в Третьяковской галерее организуется более 30 выставок, посвященных разным периодам искусства от византийской иконы до новейшего актуального искусства, многие из них становятся выставками-легендами, бьющими рекорды по посещаемости и количеству упоминаний в СМИ. Это прежде всего выставки-блокбастеры Валентина Серова и Ивана Айвазовского, беспрецедентный выставочный проект из музеев Ватикана. Сейчас Галерея готовит ответный проект, связанный с экспонированием шедевров русского искусства в галерее Карла Великого в Ватикане, показ которого запланирован на осень 2018 года.

Государственная Третьяковская галерея, здание на ул. Крымский Вал.<br />
Открытие выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» 6 октября 2015 года. Фото: Е. Алексеев
Государственная Третьяковская галерея, здание на ул. Крымский Вал.
Открытие выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» 6 октября 2015 года. Фото: Е. Алексеев

В предстоящем году в Третьяковской галерее ожидаются выставки Василия Верещагина на Крымском Валу и Архипа Куинджи в Инженерном корпусе, в 2019 году - Ильи Репина на Крымском Валу, Василия Поленова - в Инженерном корпусе. Наряду с большими проектами коллектив Галереи работает над выставками, которые со всей очевидностью не будут столь успешными, но они не менее значимы для музея. Например, на выставке «Некто 1917» (откроется в сентябре этого года), посвященной столетию Октябрьской революции, пойдет рассказ о том драматическом времени через произведения, созданные в 1917-1918 годах. В ноябре 2017 года состоится выставка Эль Лисицкого совместно с Еврейским музеем и центром толерантности, на которой будут представлены уникальные работы художника из Западной Европы, Азербайджана, Канады. Впервые в Россию приедет живописная работа Лисицкого, написанная им в Германии.

Галерея организует уникальные выставки за рубежом, одна из них состоялась в 2016 году в Национальной портретной галерее в Лондоне.

Третьяковская галерея стремится к тому, чтобы все выставочные проекты - и те, что делаются сегодня в России, и те, что на протяжении последнего десятилетия привозились из-за рубежа и формировались при активном участии наших специалистов, - были современными по замыслу и решению, соответствовали мировым стандартам. С начала 2017 года Галерея участвует в межмузейном фестивале «Оттепель: лицом к будущему», посвященном жизни послевоенного общества в СССР и Европе. Репродукции 30 картин «Оттепели» можно видеть в залах Ленинградского и Ярославского вокзалов в Москве, а также в тех городах (Казани, Вятке, Нижнем Новгороде, Челябинске, Самаре, Ростове, Новосибирске, Хабаровске и других), с музеями которых у Галереи установились давние связи.

В настоящее время идет активное строительство нового здания Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, у музея появятся новые выставочные площади, открытое хранение и реставрационные мастерские. На Крымском Валу планируется реконструкция здания, предполагающая трансформацию внутренних пространств. В настоящее время ведется реконструкция Дома-музея Павла Корина и Дома-музея Анны Голубкиной, а также воссоздание дома семьи Третьяковых, в котором родились основатели Галереи. Совместно с Парком Горького, Парком искусств «Музеон», Центром современного искусства «Гараж», Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и фондом «Виктория» Третьяковская галерея работает над реализацией проекта «Музейная миля», который связывает в единый музейно-досуговый туристический кластер территорию от зданий в Лаврушинском переулке до Крымского Вала.

Расширение собрания - один из основополагающих вопросов любой музейной деятельности. Для Третьяковской галереи, представляющей отечественное искусство начиная с XI до XXI века, это особенно актуально, ведь она начиналась как частное собрание современного искусства.

На сегодняшний день в ее собрании отсутствуют многие важные художественные произведения таких известных российских мастеров, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Кулик, Владимир Дубосарский, Александр Виноградов... То же относится к работам художников предыдущего поколения и нонконформистов. В настоящее время, когда на рынке искусства их стоимость чрезвычайно высока, помочь Галерее исправить ситуацию могут только крупные меценаты и дарители.

С этой целью музей сформировал программу, которая рассчитана на системное пополнение собрания произведениями, определяющими картину изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века. Первым на обращение Третьяковской галереи откликнулся Благотворительный фонд В. Потанина и приобрел специально для нее этапное произведение «Картина и зрители» (2011-2013) кисти Эрика Булатова, одного из главных представителей московского концептуализма. Второе важнейшее поступление-дар - картина Д.Д. Жилинского «Человек с убитой собакой» (1976).

Другой не менее важной для Третьяковской галереи проблемой является приобретение работ молодых современных художников. Сейчас время собирать их работы.

Следует также отметить, что собрание Галереи совсем недавно пополнилось произведением видеоарта - это видеоинсталляция «Море» арт-группы «Синий суп», которая стала своего рода эпиграфом выставки И.К. Айвазовского. Кроме того, один из партнеров Галереи выразил желание подарить коллекцию из двадцати произведений этого жанра.

В настоящее время ведется работа над концепцией реконструкции здания на Крымском Валу, в планах - открытие части запасников. Результаты этих начинаний заметны уже в 2017 году.

Музейный мир перестает быть замкнутым внутри себя. Осознание значимости таких институций, как музеи, происходит сейчас во всем мире, и Третьяковская галерея активно участвует в строительстве и развитии общего музейного пространства.

  1. Завещательное письмо П.М. Третьякова от 17/29 мая 1860 года // ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 4750.
  2. Именно это произведение имеет расписку о покупке.
  3. Помимо работы В.Г. Перова П.М. Третьяков приобрел еще две картины, находившиеся под запретом цензуры: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И.Е. Репина (1885, ГТГ) и «“Что есть истина?” Христос и Пилат» Н.Н. Ге (1890, ГТГ).
  4. Письмо П.М. Третьякова к А.Г. Горавскому [январь 1861] // Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856-1869. М., 1960. С. 303.
  5. Письмо П.М. Третьякова к С.-А. Кукольник от 16 августа 1870 // ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 4751. Л. 99.
  6. Письмо П.М. Третьякова к П.П. Чистякову от 11 апреля 1879 // Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. 1832-1919. М., 1953. С. 97.
  7. Письмо П.М. Третьякова к Л.Н. Толстому от 29 июня 1894 // Переписка Л.Н. Толстого с П.М. Третьяковым : Публикация М. Бабенчикова // Литературное наследство. Т. 37/38 : Л.Н. Толстой. II.; М., 1939. С. 262.
  8. Там же. С. 602.
  9. А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. С. 342.
  10. Письмо П.М. Третьякова к В.В. Верещагину от 22 июня 1887// ОР ГТГ. Ф. 1. Ед. хр. 66.
  11. Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. 27-е изд. М., 1917. С. Х.
  12. М.В. Нестеров. Давние дни (Воспоминания, очерки, письма). Уфа, 1986. С. 443.
  13. Отдел ИЗО Наркомпроса - государственный орган, контролировавший в 1920-1930-х годах образование, науку, библиотечное дело, музеи, театры, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения и другое.
Иллюстрации
Иван КРАМСКОЙ. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
Иван КРАМСКОЙ. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
Холст, масло. 59 × 49. ГТГ
Илья РЕПИН. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901. Фрагмент
Илья РЕПИН. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901
Холст, масло. 111 × 134. ГТГ. Фрагмент
Павел Михайлович Третьяков. Первая половина 1880-х
Павел Михайлович Третьяков. Первая половина 1880-х
Фотография. К. Фишер с негатива Дьяговченко в Москве. Кузнецкий мост, 11. Отдел рукописей ГТГ
Виктор ВАСНЕЦОВ. Грамота об избрании Московской городской Думой П.М. Третьякова Почетным гражданином города Москвы. 1897
Виктор ВАСНЕЦОВ. Грамота об избрании Московской городской Думой П.М. Третьякова Почетным гражданином города Москвы. 1897
Василий ХУДЯКОВ. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853
Василий ХУДЯКОВ. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853
Холст, масло. 95,6 × 133,6. ГТГ
Фрагмент фасада Третьяковской галереи. Рисунок В.М. Васнецова, воспроизведенный в журнале «Мир искусства». 1900
Фрагмент фасада Третьяковской галереи. Рисунок В.М. Васнецова, воспроизведенный в журнале «Мир искусства». 1900
Сергей Михайлович Третьяков. 1885
Сергей Михайлович Третьяков. 1885
Фотография. Альбумин. Aтелье «Левицкий и сын». Отдел рукописей ГТГ
Экспозиция Третьяковской галереи. 1900
Экспозиция Третьяковской галереи. 1900
Фотография. Отдел рукописей ГТГ
Дом братьев П.М. и С.М. Третьяковых в Толмачах. 1890-е
Дом братьев П.М. и С.М. Третьяковых в Толмачах. 1890-е
Фотография. ГТГ
Икона «Богоматерь Владимирская». Первая треть XII века
Икона «Богоматерь Владимирская». Первая треть XII века
Константинополь. Дерево, темпера. 103,8 × 69,1. ГТГ
Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1422–1427
Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1422–1427
Москва. Дерево, темпера. 142 × 114. ГТГ
Иван КРАМСКОЙ. Портрет Ивана Ивановича Шишкина. 1873
Иван КРАМСКОЙ. Портрет Ивана Ивановича Шишкина. 1873
Холст, масло. 110,5 × 78. ГТГ
Федор ВАСИЛЬЕВ. В Крымских горах. 1873
Федор ВАСИЛЬЕВ. В Крымских горах. 1873
Холст, масло. 116 × 90. ГТГ
Алексей САВРАСОВ. Грачи прилетели. 1871
Алексей САВРАСОВ. Грачи прилетели. 1871
Холст, масло. 62 × 48,5. ГТГ
Иван КРАМСКОЙ. Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
Иван КРАМСКОЙ. Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876
Холст, масло. 226 × 148. ГТГ
Василий ПУКИРЕВ. Неравный брак. 1862
Василий ПУКИРЕВ. Неравный брак. 1862
Холст, масло. 173 × 136,5. ГТГ
Илья РЕПИН. Портрет Льва Николаевича Толстого. 1887
Илья РЕПИН. Портрет Льва Николаевича Толстого. 1887
Холст, масло. 124 x 88. ГТГ
Николай КУЗНЕЦОВ. Портрет Петра Ильича Чайковского. 1893
Николай КУЗНЕЦОВ. Портрет Петра Ильича Чайковского. 1893
Холст, масло. 96 × 74. ГТГ
Валентин СЕРОВ. Девушка, освещенная солнцем. 1888
Валентин СЕРОВ. Девушка, освещенная солнцем. 1888
Холст, масло. 89,2 × 71,3. ГТГ
Жюль БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ. Деревенская любовь. 1882
Жюль БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ. Деревенская любовь. 1882
Холст, масло. 199,7 × 189. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Илья МАШКОВ. Автопортрет. 1911
Илья МАШКОВ. Автопортрет. 1911
Холст, масло. 137 × 107. ГТГ
Петр КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет Георгия Богдановича Якулова. 1910
Петр КОНЧАЛОВСКИЙ. Портрет Георгия Богдановича Якулова. 1910
Холст, масло. 176 × 143. ГТГ
Илья МАШКОВ. Портрет Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой). 1910
Илья МАШКОВ. Портрет Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой). 1910
Холст, масло. 166 × 124,5. ГТГ
Петр KОНЧАЛОВСКИЙ. Автопортрет в сером. 1911
Петр KОНЧАЛОВСКИЙ. Автопортрет в сером. 1911
Холст, масло. 141,5 × 112,5. ГТГ
Александр КУПРИН. Натюрморт с тыквой. 1912
Александр КУПРИН. Натюрморт с тыквой. 1912
Холст, масло. 89 × 98. ГТГ
Наталья ГОНЧАРОВА. Китайский натюрморт. Около 1910
Наталья ГОНЧАРОВА. Китайский натюрморт. Около 1910
Холст, масло. 139,5 × 104. ГТГ
Михаил НЕСТЕРОВ. Автопортрет. 1928
Михаил НЕСТЕРОВ. Автопортрет. 1928
Холст, масло. 103 × 92. ГТГ
Александр ДЕЙНЕКА. Мать. 1932
Александр ДЕЙНЕКА. Мать. 1932
Холст, масло. 120 × 159. ГТГ
Александр ДЕЙНЕКА. Перед спуском в шахту. 1925
Александр ДЕЙНЕКА. Перед спуском в шахту. 1925
Холст, масло. 248 × 210. ГТГ
Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., зал М.А. Врубеля. Концерт в рамках 2-го Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE, 2017 год. Фото: А. Замятина
Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., зал М.А. Врубеля. Концерт в рамках 2-го Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE, 2017 год. Фото: А. Замятина
Торжественная передача в дар Третьяковской галерее произведения Эрика Булатова «Картина и зрители» (2011–2013)
Торжественная передача в дар Третьяковской галерее произведения Эрика Булатова «Картина и зрители» (2011–2013). На фотографии слева направо: Эрик Булатов, Зельфира Трегулова, Владимир Потанин, Аркадий Дворкович. Фото: Е. Алексеев
Оформление эскалаторного спуска станции Московского метрополитена «Парк культуры» (кольцевая). Проект «Интенсив ХХ», декабрь 2016 года
Оформление эскалаторного спуска станции Московского метрополитена «Парк культуры» (кольцевая). Проект «Интенсив ХХ», декабрь 2016 года
Оформление интерьера брендированного поезда «Интенсив ХХ». Фото: Е. Алексеев
Оформление интерьера брендированного поезда «Интенсив ХХ». Фото: Е. Алексеев
Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Е. Алексеев
Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Е. Алексеев

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play