«...Не в одном только... пермском масштабе.»[1] Выставка из собрания Пермской художественной галереи в Третьяковской галерее
5 сентября 2023 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «От иконы к авангарду», представившая около 80 произведений из собрания Пермской государственной художественной галереи. Поводом для ее организации стал 300-летний юбилей Перми, в рамках празднования которого руководство края предложило показать в Москве произведения из регионального музея. И хотя предложение поступило достаточно поздно и потребовалось весьма ощутимо перестроить выставочные планы Третьяковской галереи, чтобы включить в них новый проект, музей пошел на это без лишних колебаний.
Ангелы коленопреклоненные. XVIII век*
Дерево, резьба; левкас, темпера, позолота. Происходит из Троицкой церкви города Чердынь
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
* Датировка Н.Н. Серебренникова
Две галереи - Третьяковскую и Пермскую художественную - связывают давние и самые разнообразные отношения. Можно сказать, что эта связь началась с момента официального появления в Перми в 1922 году художественного музея[2]: его тогдашний директор Александр Константинович Сыропятов (с 1922-го по 1925-й) очевидно ориентировался на опыт, реализованный в Третьяковской галерее возглавлявшим ее с 1913-го по 1925 год Игорем Эммануиловичем Грабарем. Принципы музейного дела, внедрявшиеся и пропагандировавшиеся Грабарем, были восприняты и применены в Перми. «Художественная галерея имела структуру, признанную оптимальной со времен реформ И.Э. Грабаря в Третьяковской галерее: создавались хранение (фонды) и экспозиционно-выставочные залы, монтажная мастерская и фотолаборатория, закладывались основы специализированной библиотеки, фототеки, архива»[3]. Это было важно для нового музея, к созданию которого его устроители относились как к «большому серьезному делу, значение которого <...> надлежит оценивать в широком, общереспубликанском, но отнюдь не в одном только местном, пермском масштабе»[4].
Грабарь стал советчиком пермских музейщиков в вопросах пополнения собрания теми или иными произведениями из Государственного музейного фонда, оказывал помощь в методических вопросах. Многолетнее личное общение связывало его со следующим директором пермского музея - Николаем Николаевичем Серебренниковым, вступившим в должность в 1925 году (до 1949)[5]. Переписка между ними продолжалась до самой смерти Грабаря в 1960-м. Они обсуждали музейные и научные проблемы; Грабарь был рецензентом книг Серебренникова. В 1925 году Игорь Эммануилович принял участие в экспедиции по выявлению в деревнях и городах Прикамья произведений древнерусского искусства, деревянной храмовой скульптуры для включения их в коллекцию музея.
Особую страницу в историю взаимоотношений Третьяковской галереи и Пермской художественной галереи вписала Великая Отечественная война. Тогда из Москвы на барже в глубокий тыл была вывезена часть собрания Третьяковской галереи. Приняв по дороге на борт произведения из Русского музея, судно через полтора месяца пути пристало к берегу в Молотове - такое название носила в то время Пермь. Руководство города, переполненного эвакуированными, отказывалось принимать прибывшие музейные вещи. Тогда Н.Н. Серебренников принял решение закрыть музей, чтобы поставить в нем ящики с работами из Третьяковской галереи.
Одним из двух сотрудников, сопровождавших произведения Третьяковской галереи в эвакуации в Молотов, был реставратор И.В. Овчинников. Серебренникову удалось договориться, чтобы Овчинников работал с коллекцией икон пермского музея. За время пребывания в эвакуации реставратор не только укрепил и сделал пробные расчистки ряда памятников древнерусской живописи - ему удалось прочитать надписи, где упоминались имена иконописцев: Семена Хромого, Ильи Филиппова, Ивана Казаринова, Никифора Савина, Ивана Максимова. Это стало важным вкладом не только в исследование коллекции пермского музея, но в целом в изучение позднего периода древнерусского искусства.
В последние десятилетия произведения из собрания пермского музея нередко участвуют в выставках Галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, и это вполне закономерно. Пермская государственная художественная галерея - один из наиболее крупных и ярких региональных музеев нашей страны, ее собрание богато, разнообразно и отмечено высоким качественным уровнем.
Среди 55 тысяч единиц хранения Пермской галереи произведения разных видов и жанров изобразительного искусства русских и европейских художественных школ, стран Востока. Самые древние памятники относятся к периодам Среднего и Нового царств Древнего Египта и к античности. Самые молодые - произведения зарубежных и отечественных художников - созданы в XXI веке. Пермская галерея обладает значимыми по объему и качеству коллекциями итальянского, голландского, фламандского, французского и австро-немецкого изобразительного искусства XV-XIX веков. Но, безусловно, наиболее значительная часть собрания - работы отечественных мастеров.
Хотя в 2000 году в Лаврушинском переулке в рамках проекта «Золотая карта России» уже демонстрировались работы из Пермской художественной галереи, состав и качество музея дают широкие возможности для создания новых экспозиций. На нынешней выставке «От иконы к авангарду» на Крымском Валу представлены произведения из нескольких титульных коллекций Пермской государственной художественной галереи: древнерусского искусства, пермской деревянной скульптуры, русской живописи первой половины ХХ века. Из них складываются три раздела, каждый из которых не только презентует ту или иную коллекцию музейного собрания, но представляет ту или иную важную для Пермской галереи тему.
Экспозиция открывается произведениями древнерусского искусства XVII века - памятниками лицевого шитья и иконописи. Все отобранные для этого раздела работы так или иначе связаны с семьей Строгановых - крупнейших русских солепромышленников, сыгравших огромную роль и в экономическом, и культурном развитии края. Придя в поисках новых запасов соли в конце 1550-х на берега Камы и Чусовой, Строгановы получили от Ивана Грозного несколько жалованных грамот, отдающих им во владение огромные территории для освоения и защиты. Они развивали здесь соляной промысел, строили укрепленные городки, содержали вооруженные отряды, снарядили в 1582 году поход Ермака для покорения Западной Сибири. Одновременно на новых землях Строгановы возводили храмы и щедро украшали их иконами, драгоценной богослужебной утварью, произведениями золотного шитья, книгами... Сначала все это привозилось из родовой вотчины Строгановых - Сольвычегодска, где члены семьи, желая максимально украсить родовой Благовещенский собор, организовали собственные художественные мастерские. В них работали иконописцы, вышивальщицы, золотых и серебряных дел мастера, переписчики книг. При соборе возникла особая школа церковного пения.
Заказы Строгановых выполнялись не только в Сольвычегодске - над ними работали лучшие русские мастера XVII века, в том числе «государевы иконописцы» и мастера московской Оружейной палаты, среди которых были Истома и Никифор Савины, Симон Ушаков, Иван Максимов. Созданные в сольвычегодских мастерских по заказам произведения поступали в Благовещенский храм, а также другие церкви. Со временем художественные мастерские Строгановых стали появляться и в Пермском крае.
Большая часть представленных в этом разделе выставки экспонатов связана с церковью Похвалы Богородицы в Орле-городке (ныне поселок Орел). Городок стал административным центром Строгановых на Каме, церковь - семейным храмом. Несколько поколений Строгановых делали в него богатые вклады - иконы, шитые предметы, драгоценную утварь.
В числе таких вкладов образы, заказанные в начале XVII века Никитой Григорьевичем Строгановым мастеру Семену Хромому, одному из изографов, связанных с семейством Строгановых. Его произведения - редкость: известны лишь пять выполненных им икон. Четыре из них хранятся в Пермской галерее; две - «Неделя всех святых» и «Рождество святого Иоанна Предтечи» - вошли в состав выставки. Вторая икона примечательна своей композицией: сцена вписана в круг и строится на ритмических повторах, создаваемых группами фигур и архитектурой.
Не менее уникальный экспонат - образ «Троица Ветхозаветная», подписанный мастером Оружейной палаты Ильей Филипповым. Датируемое предположительно 1675 годом, сегодня это единственное известное произведение иконописца, талантливого ученика знаменитого Симона Ушакова. Обращает на себя внимание иконографическая деталь - лежащие на столе срезанные кисти винограда, одного из символических образов Христа.
Удивительна история бытования иконы «Великомученица Варвара со святыми женами (святцы на март-февраль)», средник которой сегодня датируют концом XV века. Как предполагают исследователи, икона проделала долгий путь из Благовещенского собора Сольвычегодска до церкви Очерского завода в пермских владениях Строгановых, куда ее вложил в 1851 году граф С.Г. Строганов.
Пелена подвесная Святой Николай Чудотворец. Сольвычегодск, Строгановские мастерские. Середина XVII века
Атлас, холст, нити золотные, шелковые и серебряные; шитье шелковыми нитями атласным швом «по форме», шитье серебряными нитями «в прикреп», шитье золотными нитями «в прикреп»
Происходит из церкви Похвалы Богородицы Орла-городка
Поступление: в 1923
Лицевое шитье - искусство, на протяжении веков бывшее элитарным, существовавшее при дворах знати, в первую очередь великокняжеских и царских, и в придворных монастырях. Однако в конце XVI века такие мастерские появились в светлицах неродовитых Строгановых и просуществовали до начала XVIII столетия, став последней масштабной и яркой школой русского лицевого шитья, во многом определившей развитие этого искусства в последний век его существования.
Экспонируемые на выставке произведения позволяют оценить высокий художественный уровень строгановского шитья, равно проявляющийся как в небольших, так и в масштабных по размеру произведениях. На покровце «Распятие с предстоящими», выполненном в 1620-х годах в Сольвычегодске, фигуры святых не превышают шести сантиметров, однако здесь видны пластическая точность движения, экспрессия жестов и поз, эмоциональность ликов. Самый большой по размеру шитый памятник - плащаница «Положение во гроб», вытканная в последней четверти XVII века, - соединяет гармонию общей композиции и выразительность в изображении самых небольших деталей.
Качество произведений лицевого шитья рождалось из соединения таланта знаменщика - иконописца, создававшего рисунок, мастерства словописца, включавшего в композицию текст, и искусного умения вышивальщиц, что ярко демонстрирует, например, пелена «Положение во гроб», исполненная предположительно в мастерской Анны Никитичны Строгановой в третьей четверти XVII века.
Обращают на себя внимание подвесные пелены «Царевич Димитрий», «Убиение царевича Димитрия», созданные в мастерской Анны Ивановны, жены Дмитрия Андреевича Строганова. Из этой мастерской вышло значительное число произведений, представляющих царевича Димитрия - небесного покровителя мужа Анны Ивановны, в чем можно видеть благочестивое выражение супружеской любви и заботы. Особый интерес вызывает сцена с убиением царевича - развернутая изобразительная форма исторического повествования, что было крайне редким в шитье.
Со временем художественные мастерские, в том числе лицевого шитья, появились и в пермских вотчинах Строгановых. В них были исполнены такие памятники, как воздух «Положение во гроб, с двенадцатью апостолами», покровцы «Се агнец», «Спас» и другие.
Безусловно, наиболее знаменитая часть собрания Пермской галереи — коллекция деревянной скульптуры, одного из ярких символов края.
Пермская деревянная скульптура - часть общерусской традиции деревянной храмовой пластики. Свидетельства о резных изображениях в русских церквях, игравших роль иконных образов, сохранились с XIV века. Однако история существования этой традиции была непростой. Скульптура в храме неоднократно оказывалась под запретом, ее изымали, даже уничтожали. Вместе с тем церковный собор 1677 года благословил завершать иконостасы скульптурными распятиями. Так или иначе традиция храмовой объемной резьбы в русском изобразительном искусстве сохранялась и развивалась. XVIII-XIX века - время практически повсеместного распространения культовой деревянной скульптуры, хотя один из последних запретов вышел в 1832 году.
Сегодня коллекции произведений сакральной пластики существуют во многих российских музеях, как в центральных (Государственный Русский музей, Музеи Кремля), так и региональных. В них представлены работы, собранные из разных областей страны. Однако говорить об уникальности этого явления применительно к Пермскому краю все же справедливо.
Во-первых, коллекция Пермской художественной галереи - самое обширное собрание такого рода произведений: около 500 резных изображений XVII-XIX веков. Во-вторых, значительное число памятников, собранных в одном регионе, свидетельствует о существовании здесь большой художественной традиции с собственной спецификой. Пермскую деревянную скульптуру отличают высокий профессионализм исполнения, монументальная форма, яркая образность, своеобразие типажей.
Евангелист Марк. Евангелист Матфей. Первая половина XIX века
Дерево, резьба; темпера, позолота. Происходит из церкви Святой Троицы Юго-Камского завода Поступление: в 1934
Активным собирателем и первым исследователем пермской деревянной скульптуры стал Николай Николаевич Серебренников. Начиная с 1923 года при его активном участии, а затем и под руководством был организован ряд экспедиций по разным регионам края, в ходе которых в музей было привезено множество произведений. Особенно богаты скульптурами оказались Чердынский, Соликамский, Усольский районы. Уже в 1928-м вышла книга Серебренникова «Пермская деревянная скульптура», завершавшаяся каталогом коллекции, где были перечислены 280 памятников. Это издание до сих пор сохраняет актуальность для исследователей.
В экспозиции выставки - произведения XVIII-XIX веков, времени расцвета пермской деревянной скульптуры, важным стимулом к которому стало влияние стиля барокко. Его яркие черты в переработке местного мастера демонстрируют фигуры четырех евангелистов из церкви Святой Троицы Юго-Камского завода, происходящие, очевидно, из композиции Царских врат. Энергичный характер резьбы, стремление к индивидуализации поз и лиц персонажей, сочетающиеся с некоторой долей наивности, приводят к выразительному результату.
Черты барокко несут на себе многие пермские скульптуры, однако этот стиль активно трансформируется местными резчиками, создающими на его основе самые разные образные вариации. В них свойственную западноевропейскому барокко повышенную экспрессию сменяет желание русского мастера передать глубинное переживание персонажей. Эти особенности хорошо прослеживаются на примерах Страстного ангельского чина из церкви Успения Пресвятой Богородицы в Чердыни, «Ангелов с рипидами» из кладбищенской часовни завода «Мотовилиха» и из церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Перми. В коленопреклоненных ангелах из чердынской Троицкой церкви заметны черты следующего стиля, пришедшего в искусство, - классицизма.
Резные изображения ангелов входили в композиции «Распятие с предстоящими», представляющие один из самых распространенных сюжетов деревянной скульптуры XVIII-XIX веков. Такие композиции носили театрализованный, эмоциональный характер, позы и жесты фигур были ориентированы «на зрителя». Декоративный эффект усиливала позолота, часто использовавшаяся в деревянной скульптуре. В храме композиции «Распятие с предстоящими», в составе которых могло быть более десяти фигур, располагались, как правило, слева от входа, под специальной резной сенью.
Сегодня недостаточно известно о том, как было организовано производство деревянной религиозной скульптуры. К настоящему времени по архивам выявлено около сорока имен мастеров, которые могут быть связаны с созданием храмовой пластики, однако за редчайшими исключениями соотнести их с конкретными произведениями пока не удалось[6]. Очевидно, что резчики имели специальную подготовку, что существовали мастерские. Традиции таких мастерских прослеживаются в памятниках. Яркая общность отличает произведения, созданные в нескольких поселениях около Чердыни, древней столицы Прикамья, по отношению к которым применяется даже определение «шакшерская школа». Многофигурные композиции шакшерской мастерской камерны по форме, им свойственны повествовательность взамен сосредоточения на внутреннем состоянии персонажей, несколько суховатая пластика со словно гофрированными, декоративными складками одежд. Вместе с тем и здесь мы видим индивидуальные решения. На выставке представлен «Распятый Христос» из церкви села Шакшер, где при типичном для этого круга памятников графичном изображении деталей создан образ, достигающий драматической экспрессии. Кроме того, небольшая по размеру скульптура обладает по-настоящему монументальными свойствами и способна «держать» ориентированную на нее экспозицию зала.
Еще один популярнейший сюжет в русской деревянной скульптуре Нового времени - «Христос в темнице», пришедший в русскую традицию, по мнению большинства исследователей, из Западной Европы. Среди скульптур на этот сюжет встречаются такие, где представлена сцена из последних часов земной жизни Христа, когда в ожидании казни он был заключен в темницу. Вместе с тем нередко Христос изображается уже с ранами, полученными на кресте. Такие изображения иконографически близки образу Иисуса - Мужа скорбей. Данный эпитет восходит к словам пророка Исайи: «...Не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни <...> наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:1-3). Создававшийся мастерами образ погруженного в печальные раздумья Христа был призван напоминать о его жертве за человеческие грехи.
В состав выставки включены четыре скульптуры на сюжет «Христа в темнице». Все они демонстрируют удивительную свободу, с которой мастера действуют внутри канона, разнообразие пластических и эмоциональных решений одной и той же темы, подтверждая высокую значимость феномена пермской деревянной скульптуры.
В третий раздел выставки вошли произведения русской живописи первой половины ХХ века. Сложение этой коллекции - заслуга нескольких поколений сотрудников Пермской художественной галереи.
Активное формирование художественной коллекции в Перми началось в то время, когда в отечественном музейном деле происходили важные реформы, у истоков которых стоял И.Э. Грабарь, реализовавший научный подход к организации музейной экспозиции.
Идеи Грабаря, что музей не просто хранит памятники прошлого, но и разворачивает перед зрителем непрерывную картину эволюции искусства, где нет разницы между старым, новым и новейшим, что пополнение коллекции должно быть открыто современным художественным процессам, основатели пермской коллекции восприняли в полной мере. В течение многих лет Пермский художественный музей пользовался советами и консультациями Игоря Эммануиловича.
Благодаря этому общению с самого начала 1920-х годов из Государственного музейного фонда в пермское собрание, наряду с произведениями мастеров европейской живописи XVII-XIX веков и отечественных художников двух предшествующих столетий, поступали работы, представлявшие новые течения в русском искусстве. В это время коллекция пополнилась такими работами, как «Женский портрет» Петра Келина, «Натюрморт. Цветы и фрукты» Александра Куприна, «Архитектурный пейзаж» Александра Грищенко.
Петр КЕЛИН (1874–1946). Женский портрет. 1914
Холст, масло. Поступление: из Пермского научно-промышленного музея в 1922; в 1920 из Государственного музейного фонда
Другим источником поступления стали выставки современных уральских художников, которые с 1925 года начал проводить Н.Н. Серебренников. Так в музей впервые попали работы местного живописца Петра Субботина-Пермяка, в том числе «Натюрморт с булками и посудой».
Другой уроженец Пермского края, «поэт и авиатор» Василий Каменский, в середине 1930-х вернувшийся в родные места, подарил музею произведения своих друзей-футуристов Давида Бурлюка и Виктора Пальмова, а также собственные картины и рисунки.
Н.Н. Серебренников, с 1925 года возглавлявший Пермский художественный музей, не был, по отзывам знавших его, особым ценителем авангардных течений. Однако он прекрасно понимал их значение для истории искусства и планомерно пополнял музейное собрание произведениями этих направлений.
Важнейшим вкладом в развитие коллекции русского авангарда стал осуществленный в 1935 году при активном участии Серебренникова межмузейный обмен со Свердловским областным художественным музеем. Тогда в пермское собрание пришло более полутора десятка прекрасных работ, в том числе полотна художников объединения «Бубновый валет»: «Натюрморт» Петра Кончаловского, «Пейзаж. Старая Руза» Роберта Фалька, «Натюрморт. Стеклянная посуда» Александра Осмеркина; произведения ведущих мастеров русского авангарда: «Портрет» Любови Поповой, «Натюрморт» Александра Родченко, «Супрематическая композиция» Ивана Клюна и другие. В Свердловский музей обширная коллекция работ авангарда попала благодаря тому, что еще в 1920 году из Музейного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса для Екатеринбургских государственных свободных художественных мастерских были привезены произведения, представлявшие новейшие течения в живописи. Мастерские так и не появились, а работы начали путь по местным музейным фондам, оказавшись в конце концов в Свердловской картинной галерее. В обмен на часть из них Пермская галерея передала Свердловской произведения иконописи, пермской скульптуры, живописи, в том числе часть иконостаса, выполненного Николаем Рерихом.
Одним из первых в стране Пермский художественный музей в 1929 году открыл отдел советского искусства. Он пополнялся в том числе и работами художников группы ОСТ[7]. В 1938 году в собрание поступили эскизы панно Александра Дейнеки для оформления Советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года.
Дело расширения коллекции продолжили следующие поколения сотрудников Пермской галереи. Особенно активным этот процесс стал в 1970-1980-е годы, когда музеям предоставили возможность не только получать работы через централизованные государственные фонды, но и приобретать их самостоятельно. Пермские музейщики искали контакты и налаживали общение с коллекционерами и наследниками художников в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), вели переговоры, покупали и получали в дар работы. Нередко они успешно конкурировали с коллегами из центральных музеев, в том числе из Третьяковской галереи.
В этот период в музейное собрание поступили произведения таких мастеров, как Борис Анисфельд, Елена Бебутова, Владимир Лебедев, Аристарх Лентулов, Николай Тырса, Александр Шевченко. Одной из больших удач музея стало приобретение в 1977-м работы ленинградского художника Александра Русакова «Порт».
Результатом уже вековой деятельности специалистов Пермской государственной художественной галереи стала коллекция произведений отечественного искусства, позволяющая представить яркую и достаточно полную картину его развития.
Выставка в Государственной Третьяковской галерее состоялась на следующий год после того, как был отмечен 100-летний юбилей Пермской государственной художественной галереи, и совпала с еще одной вехой в жизни музея. Через неделю после вернисажа в Москве Пермская галерея, покинув Спасо-Преображенский собор, в котором располагалась с 1932 года, закрылась; в ожидании переселения в новое музейное здание коллекции разместили во временном хранении. Можно лишь пожелать коллегам новых перспектив и свершений. Качество собрания и вся предшествующая история музея не оставляют сомнений в том, что они будут.
- Сыропятов А.К. Пермский художественный музей. Очерк деятельности и состояния музея в первый год его существования, с 7 ноября 1922 года по 1 октября 1923 года. Пермь, 1924. С. 10.
- В 1922 году Художественный музей в Перми создан на основе коллекции художественного отдела (открыт в 1902-м при Научно-промышленном музее); в 1936-м переименован в Пермскую государственную художественную галерею.
- Шматенок Т.Д. Игорь Грабарь - музейный деятель. По страницам истории Пермской художественной галереи: Рукопись // Сборник материалов конференции «Игорь Грабарь - художник, искусствовед, деятель науки и культуры» (Государственная Третьяковская галерея, 24-25 января 2023). Не опубликован.
- Сыропятов А.К. Пермский художественный музей. Очерк деятельности и состояния Музея в первый год его существования, с 7 ноября 1922 года по 1 октября 1923 года. Пермь, 1924. С. 10.
- Н.Н. Серебренников (19001966) пришел в музей в 1923 году на должность научного сотрудника. С 1949-го по 1960 год был главным хранителем Пермской художественной галереи.
- Редкие исключения - резчик Дмитрий Титович Домнин (1777-1851), создатель знаменитого образа «Господь Саваоф» и ряда других; два мастера из Карагайского района: Назар Терентьевич Филимонов (18471886), которому принадлежит трогательная головка двукрылого ангела, и, как считается, его ученик Никон Максимович Кирьянов (1860-1906), автор выразительного ансамбля из более 500 фигур в деревне Габово, где в изображениях множества ангелов он воплотил наивный, но высоко одухотворенный и притягательный образ Небесного Иерусалима.
- Общество художников-станковистов.
Дерево, паволока, левкас; темпера. Происходит из церкви Михаила Архангела Очерского завода (ранее в Благовещенском соборе Сольвычегодска).
Поступление: в 1926 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
*Согласно данным последних исследований, икону следует датировать концом XV–XIX веком.
Дерево, паволока, левкас; темпера. Происходит из церкви Похвалы Богородицы Орла-городка.
Поступление: в 1941 после закрытия церкви
Дерево, паволока (?), левкас; темпера. Происходит из церкви Похвалы Богородицы Орла-городка
Поступление: в 1941 после закрытия церкви
Атлас, тафта (подкладка), нити золотные, шелковые, серебряные; шитье шелковыми нитями атласным швом «по форме», шитье серебряными нитями «в прикреп», шитье золотными нитями «в прикреп». Происходит из церкви Похвалы Богородицы Орла-городка
Поступление: в 1941 после закрытия церкви
Атлас, тонкий холст, нити золотные, серебряные и шелковые; шитье «в прикреп», атласным швом «по форме». Происходит из церкви Свято-Троицкого (Вознесенского) мужского монастыря в Соликамске
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
Шелк, камка (подкладка), шелковые, серебряные и золотные нити; шитье атласным швом «по форме», «в прикреп». Происходит из церкви Похвалы Богородицы Орла-городка
Поступление: в 1941 после закрытия церкви
Атлас, шелк, нити шелковые, серебряные и золотные; шитье атласным швом «по форме» и «в прикреп». Происходит из церкви Похвалы Богородицы Орла-городка
Поступление: в 1941 после закрытия церкви
Атлас, коленкор, нити шелковые, золотные, серебряные; шитье. Происходит из строгановского Пыскорского монастыря (?)
Поступление: в 1923 из Пермского кафедрального Спасо-Преображенского собора
Страстной ангельский чин из композиции «Распятие с предстоящими». Вторая половина XVIII века*
Дерево, резьба; темпера, позолота. Происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Чердынь, откуда позднее было перенесено в церковь Святого Николая Чудотворца в селе Язьва Верхнекамского округа
Поступление: благодаря экспедиции Пермского художественного музея в 1923
*Датировка Н.Н. Серебренникова
Дерево, резьба; левкас, темпера, позолота. Происходит из Троицкой церкви города Чердынь
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
* Датировка Н.Н. Серебренникова
Дерево, резьба; левкас, темпера. Происходит из часовни при церкви Святого Николая Чудотворца в селе Редикор Чердынского района
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
Дерево, резьба; левкас, темпера, позолота, серебрение. Происходит из кладбищенской часовни завода «Мотовилиха» в Перми
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
Дерево, резьба; левкас, темпера. Происходит из церкви Спаса Вседержителя села Лимеж Верхнекамского округа
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
Дерево, резьба; левкас, темпера. Происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы города Чердынь
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
Дерево, резьба; левкас, темпера. Происходит из церкви Богоматери Знамение села Шакшер
Поступление: в 1923 благодаря экспедиции Пермского художественного музея
Холст, масло
Поступление: дар В.В. Каменского в 1935
Холст, масло
Поступление: в 1935 из Свердловского областного художественного музея
Холст, масло
Поступление: приобретено в 1969 у М.А. Лентуловой, дочери художника, Москва
Холст, масло
Поступление: приобретено в 1969 у М.А. Лентуловой, дочери художника, Москва
Холст, масло
Поступление: в 1935 из Свердловского областного художественного музея
Холст, масло
Поступление: в 1935 из Свердловского областного художественного музея
Холст, масло
Поступление: в 1935 из Свердловского областного художественного музея
Холст, масло
Поступление: в 1945 из Управления по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР