Анна Дьяконицына

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Анна Дьяконицына
Безусловное условно?

#2 2023 (79)

Экспозиция «Увидеть неизвестное», открывшаяся 28 марта 2023 года в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу, - вторая часть экспериментального выставочного проекта музея «Моя Третьяковка. Из виртуального в реальное», связанного с концепцией виртуального ресурса «Моя Третьяковка» («My Tretyakov»). Кураторы Анна Чуркина и Нина Дивова, за плечами которой колоссальный опыт создания самых разных экспозиционных решений, обратились в этом проекте к принципам организации виртуальной цифровой галереи и перенесли некоторые из них в реальность.

ЛИЧНОСТЬ В ИСКУССТВЕ

Анна Дьяконицына
Павел Никонов. Движение к свободе

#2 2019 (63)

Павел Федорович Никонов (род. 1930) - фигура легендарная для отечественного искусства. Активный участник культурных событий «оттепели», один из тех мастеров, с именами которых в 1960-е годы было связано обновление живописного языка, положившее начало «суровому стилю», он не остановился на достигнутом. Давно и плодотворно он двигается дальше, представая ныне глубоко оригинальным художником-экспрессионистом, работающим в рамках фигуративной традиции.

ВЫСТАВКИ

Анна Дьяконицына
Дмитрий Жилинский. Ближний круг

#2 2017 (55)

В истории отечественного искусства Дмитрий Жилинский (19272015) по праву предстает одной из ключевых фигур. Созданная им образно-пластическая система стала подлинным феноменом времени и открыла новые пути развития искусства следующих десятилетий. Его картины «Групповой портрет студентов-скульпторов» (1964, Саратовский государственный художественный музей им. А.С. Радищева), «У моря. Семья» (1964, ГТГ) и особенно «Гимнасты СССР» (1964-1965, ГРМ), показанные на выставках вскоре после их создания, заставили заговорить о Жилинском как об одном из новаторов современной живописи. Зрителей тогда поразило многое: активная роль цвета, динамика композиции, монументальность пластического решения, переданное через силуэт ощущение массы, объема. Но главное - стало очевидно, что в отечественном искусстве послевоенного периода появился художник, способный переложить высокий стиль европейского Ренессанса и древнерусской иконописи на язык современности. Именно эти композиции определили его место и значение в искусстве, задали направление дальнейшей эволюции стиля. Они и сегодня остаются главными для понимания творческого феномена мастера.

ВЫСТАВКИ

Анна Дьяконицына
ГЕЛИЙ КОРЖЕВ: ИМЕЮ ПРАВО

#3 2016 (52)

Выставка Гелия Коржева (1925-2012) в Третьяковской галерее стала одним из самых ожидаемых проектов года, звучащих остро и полемически в ситуации сегодняшнего дня. Творчество этого мастера невольно стоит особняком, не до конца понятое современниками и не вполне оцененное потомками. Между тем оно способно дать ключ к осмыслению истории отечественного послевоенного искусства, в том числе в контексте мирового искусства второй половины ХХ века. Ретроспектива такого масштаба впервые экспонируется на родине живописца, давая возможность открыть его искусство во всем многообразии, сложности и глубине, а каждому заинтересованному зрителю - увидеть «своего» Коржева. На выставке собраны главные части творческого наследия мастера из музейных и частных коллекций, хранящиеся ныне в России и Америке. Впечатляет широкий временной охват экспозиции, представляющей весь путь Коржева-живописца: от работ 1940-х годов, написанных в эвакуации учеником художественной школы, до картин, созданных зрелым мастером в уединении мастерской в последние годы жизни. Между тем, в анфиладе выставочных залов творческая биография Коржева показана не в хронологически последовательном развитии, но в динамичном, эмоционально захватывающем зрителя движении от раздела к разделу, в ходе которого раскрываются главные темы и образы, определяющие характер его искусства.

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Анна Дьяконицына
Скульптурная антропология Энтони Гормли

#2 2016 (51), Специальный выпуск. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - РОССИЯ. НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Творчество Энтони Гормли, классика современного британского искусства, давно приобрело мировую известность. Сегодня он - один из самых востребованных художников. Ежегодно в разных странах открывается 5-10 новых выставок его скульптурных работ, включая масштабные проекты под открытым небом. В Англии на постоянной основе экспонируется целый ряд его произведений, среди них - принесший автору заслуженную известность монумент в пригороде Гейтсхеда «Ангел Севера» (1998) с размахом крыльев 54 м, а также «Квантовое облако» (2000), установленное в Гринвиче на Темзе, и инсталляция «Другое место», размещенная в 2005 году на пляже Кросби в Мерсисайде.

ПРОЕКТЫ

Анна Дьяконицына
И белый снег, как чистый лист бумаги...

№3 2013 (40)

Открытие выставки Франциско Инфанте и Нонны Горюновой "Снежный Меридиан" пришлось на канун рождественских и новогодних праздников в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Она была размещена в особой зоне спецпроектов, которая завершает анфиладу залов верхнего яруса постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» и служит преддверием раздела новейших течений, расположенного этажом ниже. Пограничное расположение этого пространства - между классикой и современностью, традицией и экспериментом - определяет контекст показа творчества современных художников в рамках персональных проектов.

ВЫСТАВКИ

Анна Дьяконицына
СИЛА ПРАВДЫ
Братья Ткачевы

№1 2011 (30)

Ретроспективная выставка Алексея и Сергея Ткачевых, открытая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 15 апреля по 17 июля 2011 года, представляет мастеров, во многом определивших судьбу национальной школы живописи во второй половине ХХ - начале XXI столетия. В экспозиции собрано около 180 произведений, связанных с основными этапами их пути в искусстве и раскрывающих главные направления художественных поисков. Здесь и масштабные «хрестоматийные» полотна из собрания галереи, исполненные Ткачевыми в соавторстве, и картины раннего периода, написанные каждым из братьев самостоятельно, и обширный этюдный материал. Все это лишь часть огромного творческого наследия мастеров, по сей день продолжающих работать над новыми композициями.

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Анна Дьяконицына
И белый снег, как чистый лист бумаги…

№4 2009 (25)

В канун рождественских и новогодних праздников в Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Снежный меридиан». Она размещена в особой зоне спецпроектов, которая завершает анфиладу залов верхнего яруса постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» и служит преддверием раздела новейших течений, расположенного этажом ниже. Пограничное расположение этого пространства – между классикой и современностью, традицией и экспериментом – определяет контекст показа творчества современных художников в рамках персональных проектов.

ВЫСТАВКИ

Анна Дьяконицына
Скульптурная антропология Энтони Гормли

№3 2009 (24)

Творчество Энтони Гормли, классика современного британского искусства, давно приобрело мировую известность. Сегодня он – один из самых востребованных художников. Ежегодно в разных странах открывается 5–10 новых выставок его скульптурных работ, включая масштабные проекты под открытым небом. В Англии на постоянной основе экспонируется целый ряд его произведений, среди них – принесший автору заслуженную известность монумент в пригороде Гейтсхеда «Ангел Севера» (1998) с размахом крыльев 54 м, а также «Квантовое облако» (2000), установленное в Гринвиче на Темзе, и инсталляция «Другое место», размещенная в 2005 году на пляже Кросби в Мерсисайде.

ПРОЕКТЫ

Анна Дьяконицына
История русской живописи: актуальная версия

№2 2009 (23)

Для зала спецпроектов, открытого в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу, известные российские художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский создали свою версию истории русской живописи. На современной художественной сцене они – одни из немногих, кто соединяет в своем творчестве актуальную новизну выражения с традицией большеформатной, композиционно срежиссированной тематической картины.

ВЫСТАВКИ

Анна Дьяконицына
Валентин Сидоров «Гори, гори ясно…»

№4 2008 (21)

Юбилейная выставка народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, председателя Союза художников России Валентина Михайловича Сидорова, проходившая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 13 ноября по 14 декабря 2008 года, продолжила серию персональных экспозиций мастеров, принадлежащих к поколению шестидесятников. Показы произведений Николая Андронова, Павла Никонова, Гелия Коржева, Дмитрия Жилинского стали яркими событиями в культурной жизни последних лет. В сопоставлении разных, часто диаметрально противоположных индивидуальностей перед современным зрителем по-новому раскрывается феномен искусства шестидесятников. При всем различии манер, разнообразии формальных поисков, несхожести сюжетов и тем, творчество этих мастеров несет особый этический и философский заряд, выделяющий их среди художников следующих поколений.

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play