Скульптурная антропология Энтони Гормли

Анна Дьяконицына

Рубрика: 
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: 
#2 2016 (51)

Творчество Энтони Гормли, классика современного британского искусства, давно приобрело мировую известность. Сегодня он - один из самых востребованных художников. Ежегодно в разных странах открывается 5-10 новых выставок его скульптурных работ, включая масштабные проекты под открытым небом. В Англии на постоянной основе экспонируется целый ряд его произведений, среди них - принесший автору заслуженную известность монумент в пригороде Гейтсхеда «Ангел Севера» (1998) с размахом крыльев 54 м, а также «Квантовое облако» (2000), установленное в Гринвиче на Темзе, и инсталляция «Другое место», размещенная в 2005 году на пляже Кросби в Мерсисайде.

Энтони Гормли родился в 1950 году в Лондоне. После окончания Тринити-колледжа Кембриджского университета по специальности археология, антропология и история искусства он покинул Великобританию и отправился в путешествие по Индии. Вернувшись в Лондон через три года, он продолжил образование в Центральной школе искусств, Колледже Голдсмит и Художественной школе Слейд.

Имя Энтони Гормли в современной скульптуре ассоциируется с возрождением интереса к изображению человека. Обращение к широкому кругу тем, связанных с окружающим предметным миром, характерное для его ранних работ 1970-х годов, уже в начале 1980-х сменилось пристальным вниманием к человеческому телу как главному объекту творчества. В это десятилетие Гормли создает скульптуры, фиксирующие самые разные - порой причудливые и мучительно «неудобные» - положения антропоморфных фигур. Масштабно сопоставимые со зрителем объекты, размещенные в пространстве интерьера или на открытом воздухе, выступают аллегориями стихий, времени суток, покоя или движения, разных эмоциональных состояний: «Три состояния» (1981), «Земля, Море и Воздух II» (1982), «Падение» (1983), «Доказательство» (1984), «Земля (и Вода)» (1985), «Звук II» (1986) и другие. В ряде работ этого времени о присутствии человека говорит лишь его след - тень, контур, отпечаток руки или тела, оставленный на поверхности глины или выбитый на камне: «Кровать» (1981), «Тяжелый камень IV» (1982), «Длящееся падение» (1983) и другие.

В 1990-е годы, не изменяя своей главной теме, мастер обратился к изучению средствами искусства проблем коллективной общности, рождающейся из взаимодействия индивидуальностей (серия проектов «Поле», 19912003; «Другое место», 1997-2005). В работах следующего десятилетия внимание скульптора к массе и объему постепенно уступает место поискам пластического и визуального воплощения идеи энергетических полей, систем и векторов, возникающих в результате взаимодействия отдельных частей целого («Внутри Австралии», 2002-2003; «Слепой свет», 2007-2009).

Именно к этому периоду относится замысел проекта «Поле притяжения», реализованного в 2003 году при поддержке британского Центра современного искусства BALTIC. Не случайно эта инсталляция - одна из самых зрелищных и новаторских работ мастера - была выбрана для первого масштабного показа его творчества в России, организованного Центром современной культуры «Гараж» в 2009 году.

В экспозиционном пространстве, ограниченном по периметру белыми стенами, Энтони Гормли разместил изображения людей. Всего для инсталляции было создано 287 фигур в натуральную величину. У каждой есть реальный прототип: моделями для создания скульптур стали жители британских городов Ньюкасл и Гейтсхед в возрасте 2-85 лет. В ходе первого этапа реализации проекта специально обученная команда изготовила гипсовые слепки тел добровольных участников. В дальнейшем они послужили основой для создания индивидуальных скульптур, спаянных из тонких прутьев нержавеющей стали.

Казалось бы, сама идея проекта заставляет вспомнить терракотовую армию китайского императора Цинь Шихуанди, где каждый воин изображен портретно. Эта параллель очевидна и в других работах Энтони Гормли - в первую очередь в серии инсталляций под общим названием «Поле», где исходным материалом была глина. Огромная армия антропоморфных фигур заполняет все экспозиционное пространство, лишая зрителя возможности шагнуть на их территорию. Единственная точка зрения - сквозь раму дверного проема. Ситуация схожа с восприятием картины, в пространство которой можно погрузиться взглядом, но нельзя физически войти. Противостояние «Я и Другие» воплощено здесь с наибольшей убедительностью.

В инсталляции «Поле притяжения» фигуры, напротив, лишены своей материальной плотности, прозрачны и зрительно невесомы. Как в легком графическом наброске, их объем лишь намечен в пространстве угловатыми, короткими штрихами стали. Здесь нет единого модуля. От фигуры к фигуре меняется и степень плотности формы - то сгущающейся, то растворяющейся в пространстве.

Этот эффект виртуального присутствия множества людей - мужчин и женщин, стариков и детей - необычайно интригует и завораживает зрителя, попавшего в «Поле притяжения». Более всего это напоминает особенности пространства человеческой памяти со своими субъективными законами протекания времени. «Мы все можем принести сюда свои воспоминания, - говорит об этой инсталляции Энтони Гормли. - Поле действует как фильтр, и каждая скульптура способна передать воспоминание отдельного человека. Эти скульптуры - неуловимые сущности, производные от физических тел.

Я стремлюсь показать, что суть этого произведения заключается не в самих работах и не в экспериментах с формой, а в отношениях, которые складываются у него со зрителями»[1]. Фигуры, пронизанные со всех сторон пустотой, воплощаются и материализуются лишь во взаимодействии с живыми людьми: «Скульптуры взывают к тому, чего в них недостает, - к движению, мысли, чувству, жизни. Они обращаются к нашему сознанию, чувствам, движениям, и мы становимся частью произведения»[2].

В своей художественной практике Энтони Гормли отводит особое место зрителю как активному соавтору, без участия которого уже не может существовать современное искусство: «Произведение, которое нельзя увидеть или пережить физически, не имеет ни ценности, ни цели. Но как только оно входит во взаимодействие с динамикой людей, ему передается их энергия»[3].

Важен здесь и обратный процесс: «Физический порог инсталляции... заставляет зрителя задуматься о собственном масштабе. Как только вы входите на выставку, вы вступаете в зону отстранения, где испытываете самого себя - находите, а может быть, и теряете. Здесь происходит воссоединение с более общим контекстом жизни и осознание ее внутренней необходимости, сопряженное, как всякий новый опыт, с утратой привычных координат. Вслед за этим вы вернетесь и найдете себя дома, но войдете в него через другую дверь»[4].

Столь же важен порог отстранения в инсталляциях Энтони Гормли, размещенных вне стен музеев и выставочных залов - в естественной природной или городской среде. Широкий общественный резонанс вызвал его проект «Другое место», в рамках которого на пляже Кросби в Мерсисайде были установлены десятки фигур - скульптурных автопортретов мастера, отданных на волю стихиям воды и ветра. Особенно эффектно инсталляция смотрится во время прилива и шторма, когда вода частично заливает скульптуры.

Человеческая фигура в пространстве мегаполиса, более не защищенная архитектурой, стала главной темой проекта «Горизонт событий», впервые показанного в Лондоне в 2007 году. В качестве названия инсталляции выбран вошедший в область культуры математический термин, обозначающий границу во времени и пространстве между теми явлениями, которые можно изменить или предугадать, и теми, на которые невозможно повлиять или узнать о них заранее. Сначала в Лондоне, а затем в Нью-Йорке (2010) и Гонконге (2015-2016) на пешеходных частях улиц и на крышах зданий было временно размещено несколько десятков фигур - скульптурных alter ego автора. Этот проект позволяет по-новому взглянуть на пространство мегаполиса, задуматься о месте в нем человека - не только в физическом, но и в ментальном смысле, в совокупности чувств, эмоций, воспоминаний.

Внимание к зрителю, его индивидуальности и одновременно культурной и национальной идентичности, отличает все творчество мастера начиная с 1990-х годов. Важным этапом биографии Гормли стала работа над серией инсталляций «Поле», последовательно реализованных на пяти континентах. При участии местных жителей для каждого из проектов была создана многотысячная армия глиняных фигур - предельно обобщенных и в то же время индивидуально неповторимых. Затем, следуя замыслу автора, они были размещены в пространстве инсталляции.

Вовлечение добровольных участников в процесс создания скульптурных объектов характеризует и другие работы Энтони Гормли. Его искусство, открытое для самого широкого круга людей, разрушает ту кастовую ограниченность, которая царит в современном артсообществе. Так, принцип коллективного творчества положен Гормли в основу инсталляции «Глина и коллективное тело», представленной весной 2009 года в Хельсинки. Огромный куб глины весом более 100 тонн, на первом этапе открытый для обозрения в специально созданном павильоне, стал затем материалом для творчества 2000 участников, чьи работы заполнили пространство экспозиции. Своеобразным продолжением этого проекта явился мастер-класс, который Энтони Гормли провел в «Гараже» в рамках своей московской выставки в 2009 году.

Неожиданный обмен ролями, когда творцами пластических форм становятся обычные люди, заставляет задуматься о фигурах автора и зрителя, о том, кто создает искусство и кому оно адресовано. Именно этих вопросов касается одна из известных работ Энтони Гормли «Те и другие» - инсталляция-перформанс на Трафальгарской площади в Лондоне (2009). В течение 100 дней 2400 добровольцев, непрерывно сменяя друг друга, провели час в качестве «живой скульптуры» на четвертом пустом постаменте. Им было разрешено делать все, что заблагорассудится: петь, танцевать, декламировать стихи, быть собой или изображать кого-то.

Классик современного искусства, удостоенный высших премий и престижных наград в области изобразительного искусства, в том числе премии Тернера, Энтони Гормли и сегодня не устает искать новые формы выражения. Подтверждением тому становятся его последние экспозиции и проекты, исследующие место человека в современном мире и в пространстве культуры.

Возможно, для кого-то из молодых российских художников опыт знакомства с творчеством этого мастера на персональных выставках в Центре современной культуры «Гараж» (2009) и в Государственном Эрмитаже (20112012) окажется поворотным моментом в их собственной биографии.

 

  1. Энтони Гормли. Заметки к «Полю притяжения». Энтони Гормли. Поле притяжения. 2009. С. 10.
  2. Там же. C. 7.
  3. Там же. C. 10.
  4. Там же. C. 11.

Illustrations

Квантовое облако. 2000
Квантовое облако. 2000
Гальванизированная сталь. 29 × 16 × 10 м. Инсталляция на Темзе в Гринвиче, Лондон. Фото: Стивен Уайт. Предоставлено ЦСК «Гараж». Москва
Энтони Гормли. Фото: Ларс Гундерсен
Энтони Гормли
Фото: Ларс Гундерсен. Предоставлено ЦСК «Гараж». Москва
Внутри Австралии. 2003
Внутри Австралии. 2003
Сплав железа, молибдена, иридия, ванадия и титана. Прототипами фигур инсталляции (всего их 51) стали жители Мэнзиса в Западной Австралии. Фото: Эшли де Прэйзер. Предоставлено ЦСК «Гараж». Москва
Мастер-класс Энтони Гормли в Центре современной культуры
Мастер-класс Энтони Гормли в Центре современной культуры
«Гараж», Москва, 17 июля 2009. Фото: Виктор Бойко. Предоставлено ЦСК «Гараж». Москва
Создание «Поля притяжения»
Создание «Поля притяжения»
Фото: Колин Дэйвисон. Предоставлено ЦСК «Гараж». Москва
Мастер-класс Энтони Гормли в Центре современной культуры «Гараж»
Мастер-класс Энтони Гормли в Центре современной культуры «Гараж».
Москва, 17 июля 2009. Фото: Виктор Бойко. Предоставлено ЦСК «Гараж». Москва
Создание «Поля притяжения»
Создание «Поля притяжения»
Фото: Колин Дэйвисон. Предоставлено ЦСК «Гараж». Москва
Инсталляция «Поле притяжения» в Центре современной культуры «Гараж»
Инсталляция «Поле притяжения» в Центре современной культуры «Гараж»
Инсталляция «Поле притяжения» в Центре современной культуры «Гараж»
Инсталляция «Поле притяжения» в Центре современной культуры «Гараж»
Инсталляция «Поле притяжения» в Центре современной культуры «Гараж»
Инсталляция «Поле притяжения» в Центре современной культуры «Гараж»
Инсталляция «Поле притяжения» в Центре современной культуры «Гараж»
Москва. Фото: Анна Дьяконицына

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play