СИЛА ПРАВДЫ. Братья Ткачевы
Ретроспективная выставка Алексея и Сергея Ткачевых, открытая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 15 апреля по 17 июля 2011 года, представляет мастеров, во многом определивших судьбу национальной школы живописи во второй половине ХХ - начале XXI столетия. В экспозиции собрано около 180 произведений, связанных с основными этапами их пути в искусстве и раскрывающих главные направления художественных поисков. Здесь и масштабные «хрестоматийные» полотна из собрания галереи, исполненные Ткачевыми в соавторстве, и картины раннего периода, написанные каждым из братьев самостоятельно, и обширный этюдный материал. Все это лишь часть огромного творческого наследия мастеров, по сей день продолжающих работать над новыми композициями.
Сергей (род. 1922) и Алексей (род. 1925) Ткачевы принадлежат к поколению, в судьбе которого неизгладимый след оставила война. Многих заставила она повзрослеть до времени, перечеркнув все, что было в прошлом. Так, война стерла с лица земли деревню Чучуновку, где родились будущие художники. Не пощадила она и дом в Бежице (пригороде Брянска), куда семья Ткачевых переехала в 1929 году. Именно здесь в предвоенное десятилетие начался путь Ткачевых в искусстве, когда вслед за старшим братом Виктором трое младших — Сергей, Алексей и Василий — начали посещать изокружок в городском Доме пионеров. Но живопись стала главным делом жизни только для двух средних сыновей, чье творческое содружество явилось одним из феноменов отечественного искусства.
Их судьбы в молодые годы сложились по-разному. Сергей Ткачев в 1938-м поступил в Витебское художественное училище, известное своей историей и профессиональными традициями. Проучившись три года, он ушел в армию, воевал, был ранен, после выздоровления вновь вернулся в строй. С тех лет чудом сохранился этюд «Фронтовой сапожник», написанный им в 1944 году (собственность автора)1. Впоследствии этот набросок определил облик главного героя картины «В трудные годы» (1957, Харьковский государственный музей изобразительного искусства).
Алексей Ткачев как победитель всесоюзного конкурса, объявленного в 1939 году журналом «Юный художник», был без экзаменов принят в Московскую среднюю художественную школу — уникальное учебное заведение для творчески одаренных детей, отбор которых проводился по всей стране. Трудности и лишения тяжелого времени пришлось испытать и ему. Начало войны Алексей встретил в Бежице, где проводил летние каникулы. Когда немецкие части подступили к Брянску, семья выехала в эвакуацию в Свердловск. «Так потерял из виду я свою любимую школу, друзей и все, что мне было дорого и мило»2, — вспоминает Алексей Петрович. Более полугода он проработал на военном заводе Уралмаш. «Трудился, как и все рабочие, без скидок на молодость на разметке танковых моторов. Особенно тяжелыми были ночные смены, неодолимо хотелось спать, а уж голод был постоянным спутником»3. Дальнейшие события стали настоящим подарком судьбы для молодого таланта. Разыскав адрес школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил письмо одному из преподавателей и вскоре получил вызов, позволивший присоединиться к соученикам и продолжить занятия любимым делом. О своем путешествии в Башкирию, в село Воскресенское, где находилась МСХШ, он пишет: «...шел 1942 год, на фронтах положение тяжелое, там воевали три моих брата — Серафим, Сергей, Василий. Я в это время щупленький, хилый пацан собрался в дорогу дальнюю, дорогу трудную и долгую. За время моего пути до школы сделал более десятка пересадок, ночевал, где попало, ел, что попадет. Но у меня была большая цель — еду учиться, а когда есть цель, все преграды нипочем»4.
Многие воспитанники МСХШ, ставшие впоследствии известными художниками, вспоминают тот период как один из самых ярких и плодотворных в ее истории. Под руководством В.М. Добросердова, С.П. Михайлова, В.В. Почиталова и других замечательных педагогов они не только постигали основы живописного мастерства, но и росли творчески, добивались первых успехов в искусстве.
По возвращении МСХШ в Москву лучшие работы учеников (в том числе Алексея Ткачева) были показаны на выставке, организованной в 1943 году в залах Третьяковской галереи. «Там где-то еще полыхала война, а мы стремились постигать высоты искусства. Оказывается, мы тоже были нужны стране, раз она не бросила нас на произвол судьбы. В военной и суровой Москве мы увидели, что искусство живет и действует»5.
В 1944-м из эвакуации привезли коллекции галереи. Это событие воспринималось как настоящий праздник. Вместе с другими учениками МСХШ Алексей Ткачев помогал разносить картины по залам постоянной экспозиции. «Помню небольшие произведения Врубеля: “Венеция”, “Офелия и Гамлет”. Но особенное впечатление на меня произвели живописные работы Сурикова. Портреты и этюды, которые мы носили в своих руках, были еще без рам <...> Для нас это была больше чем школа»6, — рассказывает он.
Облик юноши в ту пору запечатлен в автопортрете 1944 года, построенном на тонкой гармонии сближенных тонов, с композиционным акцентом на лице, вызывающем в памяти образы с полотен старых мастеров.
Интерес к великому наследию прошлого в молодых художниках воспитывали учителя. Пристальное внимание к живописной традиции — прежде всего национального искусства — сыграло в будущем важную роль в формировании творческой индивидуальности братьев Ткачевых.
После окончания войны их жизненные пути вновь пересеклись. В 1945 году Алексей стал студентом Московского художественного института (тогда еще не носившего имени В.И. Сурикова), а годом позже вслед за братом на живописный факультет поступил Сергей. За его плечами была суровая школа жизни и страстное желание вернуться к прерванным войной занятиям искусством. Перед поступлением в институт пришлось серьезно готовиться, и здесь неоценимой оказалась помощь младшего брата, чей творческий рост был очень значительным.
Годы учебы Сергей Ткачев вспоминает с особым чувством: «Только что закончилась война, и мы, исстрадавшиеся по мирной жизни, старательно штудировали натуру в мастерских, слушали лекции по искусству <...> В институте первых послевоенных лет преподавали крупные художники: И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Г.Г. Ряжский, А.А. Осмеркин, А.Т. Матвеев. Приглашены были и молодые: В.Г. Цыплаков, Ю.П. Кугач, В.К. Нечитайло, К.М. Максимов. На первых курсах, в лице Дмитрия Константиновича Мочальского обрели учителя и друга. С ним, можно сказать, прошли рядом всю жизнь»7.
Среди работ институтского времени — натурных штудий, учебных постановок, выполняемых студентами в рамках общей программы, — выделяются произведения, созданные Алексеем и Сергеем Ткачевыми в период летних каникул. Покидая Москву, они путешествовали по Оке и Волге, навещали родителей, обосновавшихся в деревне Низок в Белоруссии, и родственников, оставшихся после войны на Урале. Из поездок в Астрахань, на Каспий, в Жигули, Кострому (часто в компании других молодых художников) Ткачевы привозили богатый натурный материал: портреты, пейзажи, жанровые композиции, поражавшие свежестью решений и точностью найденных характеристик. «Просмотр студенческих работ с летней практики всегда был событием. Именно по этим самостоятельным работам можно было определить дальнейший путь развития того или иного молодого художника. Помним, как после одного из таких просмотров... зав. учебной частью разыскивала братьев Ткачевых по всему институту, чтобы представить маститому профессору С.В. Герасимову. Впервые в нашей жизни Сергей Васильевич, пользовавшийся большим авторитетом у молодежи, жал нам руки, поздравлял с успешной практикой»8.
И сегодня демонстрируемые на ретроспективной выставке произведения Ткачевых студенческой поры впечатляют своим живописным качеством. В них хорошо заметна творческая индивидуальность каждого из братьев. Особый интерес к жанру, к передаче характера отличает композиции Сергея Ткачева. В формате небольших этюдов он стремился найти сюжет, достойный быть перенесенным в картинную форму («Одинокий рыбак», 1948). Именно так — из акварельного наброска, привезенного с Волги, — родился замысел масштабной картины «Детвора» (1958—1960, ГРМ), написанной спустя десятилетие.
В студенческих работах Алексея Ткачева, как и в этюдах брата, раскрывается неисчерпаемое многообразие портретных типов и характеров. Некоторые из его ранних произведений вошли в состав выставки: «Девочка», «Горбун» (обе — 1947), «Зина Воронецкая» (1949), «Девушка с косами» (1950). Рядом с ними — жанровые и пейзажные работы, в которых внимание художника обращено не столько к сюжету, сколько к пластически выразительному мотиву, составляющему основу композиции: дороге, уходящей к горизонту («Сумерки. Колтово», 1946), плавным очертаниям лодок и их отражению в реке («Вечер на Волге», 1948), фигурам людей, обозначенных темными силуэтами на фоне серебристой водной глади («На Каспии», 1948). Эта линия получила продолжение и в дальнейшем творчестве Алексея Ткачева. К числу его ранних этюдов-картин принадлежит «Пастушок» (1954) с точно переданным стремительным движением лошади на переднем плане. Не только найденный мотив, но сама живописная фактура, где легко проследить каждое касание кисти, составляет композиционную основу произведения.
Традиция этюда-картины прочно связана с историей национальной живописной школы. Она берет свое начало в работах В.А. Серова, К.А. Коровина, отдельных произведениях И.Е. Репина. Принципы пленэрной живописи стали определяющими в творчестве членов объединения «Союз русских художников», а позднее нашли новое воплощение в произведениях А.А. Пластова, С.В. Герасимова, А.М. Грицая. Творчество выдающихся мастеров задавало ориентиры для молодого поколения, вступившего на художественную сцену в послевоенное время. Опираясь на традицию, искали свой путь в искусстве и братья Ткачевы.
1950-е годы стали для них временем раскрепощения пластического языка. К этому периоду относится целый ряд замечательных произведений. Среди них — показанные на выставке портреты, создававшиеся как наброски для будущих жанровых композиций: «Зина у окна» (1955) Алексея Ткачева, «Тамара Агапова» (1951) Сергея Ткачева. При общности подхода в них хорошо заметны и различия манер письма: широкого и свободного, построенного на тончайших нюансах цвета при общей сдержанности палитры, у первого, и осязаемоплотного с богатой колористической разработкой у второго.
Свободной кистью написаны не только этюды, но и многие картины братьев Ткачевых тех лет, например, «Ветреный день» (1957, ГРМ), «Прачки» (1957, Киевский музей русского искусства). Живой пленэрный подход, перенесенный в масштабную картинную форму, стал новым словом в искусстве послевоенного времени.
К числу несомненных удач Алексея Ткачева принадлежит композиция «С вечеринки» (1956). Небольшая по формату, с простым, казалось бы, сюжетом, она легка и виртуозна по исполнению. Быстрыми и точными касаниями кисти — то отрывистыми, то, наоборот, протяженными — намечен рисунок деревянного моста, уводящего взгляд в глубину, к фигурам парня и девушки, удаляющимся от зрителя.
Сюжет картины, написанной в период работы на «Академической даче» под Вышним Волочком, имеет определенную связь с биографией ее автора. Алексей Петрович — тогда молодой художник — познакомился на танцах с девушкой родом из этих мест, которая стала верной спутницей его жизни. Так Ткачевы, в течение ряда лет приезжавшие на «Академическую дачу», обосновались в ее окрестностях. Именно здесь, на Тверской земле, было создано едва ли не большинство их ключевых произведений.
В конце 1950-х — начале 1960-х известность братьям Ткачевым принесли полотна, в которых решались задачи большой картины — значительной по форме и содержанию. После долгого перерыва зрители вновь имеют возможность увидеть на выставке масштабную композицию «Между боями» (1958—1960) — первое произведение Ткачевых, вошедшее в собрание Третьяковской галереи.
Рождению картины немало способствовали рассказы отца художников. В первые годы советской власти он заведовал сельским клубом, где ставились спектакли и были организованы классы по ликвидации неграмотности. И эта сцена, когда за школьной партой — не дети, а взрослые мужчины-красноармейцы, обретала в ходе предварительной работы все новые черты. Менялось не только число персонажей, но и их расположение, что позволяло по-иному расставить акценты в трактовке сюжета. Благодаря постоянной работе с натурой, уточнялся облик и характер каждого героя: пожилого бойца, учительницы, молодого красноармейца.
Огромный подготовительный материал, накопленный за пять лет, включает несколько эскизов композиции, более 300 этюдов и почти законченный вариант картины, отвергнутый художниками. Все это позволяет не только подробно реконструировать историю рождения финального полотна, но как нельзя лучше представляет особенности творческого метода братьев Ткачевых, сложившегося в 1950-е годы. Трансформируясь от картины к картине, он все же сохраняет на протяжении многих лет ряд важных особенностей. На стадии предварительного эскиза каждый из братьев, как правило, работает самостоятельно. А затем, в ходе совместного обсуждения, выбирается вариант, наиболее удачный с точки зрения обоих. Перенесенный в общих чертах на холст, он уточняется по многочисленным натурным этюдам, среди которых немало настоящих живописных шедевров. И если в этих работах ясно видна творческая индивидуальность каждого из братьев, то в масштабных полотнах, написанных в две руки, можно говорить о рождении нового автора. Действительно, будучи перенесенными в картину, этюды органично встраиваются в общую ткань композиции.
Вообще в работе Ткачевых над крупномасштабными произведениями поражает высокая степень обстоятельности, исключительное внимание к деталям. Так, для картины «Между боями» художники нашли близ «Академической дачи» подходящее здание школы, «продумывая все до мелочей, долго подбирали одежду, обувь, по выкройке, взятой в Музее Революции, сшили буденовку, там же отыскали для молодого бойца книжку с красным переплетом...»9
Не только история или литература, но чаще сама жизнь подсказывает братьям Ткачевым темы их работ. Именно так родилось полотно «Матери» (1960—1961), ставшее одним из ключевых произведений послевоенного искусства, представленных в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Художники так описывают героинь своей картины: «На скамейке рядышком сидят женщины разных возрастов: будущая мать в белом, ждущая ребенка, рядом с ней мать-патриарх в темно-синем платье и черном платке, чем-то напоминающая нашу маму. В центре картины — мать с ребенком на руках. И, наконец, замыкает картину с правой стороны фигура молодой женщины, больше похожей на приезжую горожанку»10. Новой задаче соответствовало и новое живописное решение — тем более что работа над композицией велась не только в мастерской, но и на открытом воздухе. «Иногда картину выносили во двор, чтобы посмотреть ее издали, не ошиблись ли в пропорциях, некоторые детали писали прямо в холст. Натура была рядом, всегда кто-либо сидел на нашей скамеечке у баньки»11.
Полотно «Матери», готовое к показу на Всесоюзной выставке, неожиданно вызвало негативную реакцию руководства тогдашнего Министерства культуры СССР как произведение, искажающее образ советской женщины. Слишком необычным в монументальном полотне было выразительное жанровое начало. «Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались как бы в эпицентре манежных событий и сражались за свое творение как могли»12, — вспоминают художники. После выставки по распределению Минкульта картину должны были отправить в Саратовский музей, но благодаря инициативе научных сотрудников Третьяковской галереи она пополнила это крупнейшее собрание национального искусства.
Композиции «Между боями» и «Матери», создававшиеся братьями Ткачевыми на рубеже 1950-х — 1960-х годов, определили главные направления их совместного творчества, получившие продолжение в следующие десятилетия. Драматичным и переломным этапам в истории страны посвящены картины «Дети войны» (1984, ГТГ), «Старики» (1991). Но едва ли не больше в произведениях Ткачевых простых радостей жизни: «В бане» (1974, ГТГ), «Свадьба при луне» (1990), «Лето» (1991), «Две мамы» (1990—1991), «Ярый день» (1995). Для работ этого направления особенно характерна серийность, позволяющая раскрыть разные аспекты темы, найти новые композиционные решения.
В целом все творчество братьев Ткачевых — от ранних живописных опытов до произведений последнего времени — отличает особая отзывчивость и внимание к явлениям и событиям окружающей жизни, к судьбам людей. Неслучаен их интерес к большой картине, в которой не только обобщается колоссальный этюдный материал, но и отражаются гражданская и этическая позиция, размышления авторов о прошлом и будущем страны. Это внимание к содержательной стороне искусства в стремлении «соединить красоту и правду» было и остается одной из ярких особенностей национальной культуры.
- Далее, если при произведении не указано собрание, это означает, что оно находится в собственности авторов.
- Братья Ткачевы. Художники о себе. М., 1999. С. 37 (далее - Художники о себе).
- Братья Ткачевы. О том, что в памяти. М., 2007. С. 49 (далее - О том, что в памяти).
- О том, что в памяти. М., 2007. С. 50.
- Художники о себе. С. 40.
- Из диктофонной записи беседы А.П. и С.П. Ткачевых с автором настоящей статьи.
- Художники о себе. С.45,47-48.
- Художники о себе. С.51-52.
- Лапшин В. Художники Алексей и Сергей Ткачевы. Л., 1962. С. 61.
- Художники о себе. С. 97.
- Там же. С. 97-98.
- Художники о себе. С. 99.