Александра Шатских

Александра Шатских
Театр в биографии Шагала

Специальный выпуск. Марк Шагал "ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!"

В блистательном эссе Абрама Эфроса, посвященном великому художнику, встречаешь строки, огорчительные по несправедливости: «Теперь можно признаться, что Шагал заставил нас купить еврейскую форму сценических образов дорогой ценой. В нем не оказалось театральной крови»1. В этих словах отозвался конфликт, возникший в 1921 году в Еврейском камерном театре между Марком Шагалом, с одной стороны, и главным режиссером Алексеем Грановским и самим Эфросом, заведующим художественной частью, — с другой. Ныне и этот давний конфликт, и его оценка Эфросом могут служить примером того, насколько ошеломительным, всепобеждающим было творчество витебского уроженца в театре. На протяжении почти столетней жизни Марк Шагал не один раз доказал, что «театральной крови» ему было не занимать.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

А. ШАТСКИХ
РУССКАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА. 1920-1930

№3 2004 (04)

Книга для детей как самостоятельный вид творчества появилась в России вместе с другими художественными предприятиями, инициированными обществом «Мир искусства» в самом начале XX века. Стремления мирискусников к созданию единого стиля распространялись на все сферы; в России именно они впервые объявили книгу «малым синтезом» искусств, наряду с «большим синтезом», опиравшимся на архитектуру.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

А. ШАТСКИХ
ГОГОЛЕВСКИЙ МИР ГЛАЗАМИ ШАГАЛА

№1 2003 (01)

В наследии великого художника Марка Шагала особое место занимают три монументальных цикла, исполненные по заказам французского маршана и издателя Амбруаза Воллара. Начиная с 1923 года и до второй мировой войны, Шагалом были награвированы серии иллюстраций к поэме В.В.Гоголя «Мертвые души», избранным «Басням» Лафонтена и Библии. Каждая из трех книг, будучи духовной святыней своего народа, как бы знаменует источники, питавшие искусство витебского мастера на протяжении почти столетия жизни. Деление по имени «Шагал» в равной степени принадлежит русской, французской, еврейской культурам, с поразительной органичностью объединяя столь несхожие национальные и художественные традиции.

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play