Сергей Колузаков
Сергей Колузаков
Часовня Святой Анастасии в Пскове. ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ А.В. ЩУСЕВА И Н.К. РЕРИХА
ПРИЛОЖЕНИЕ к #2 2021 (71)
Псковская часовня Святой Анастасии - небольшая, но уникальная постройка Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), один из немногих храмов зодчего, сохранившихся на территории современной России. Ее росписи - редкий образец дошедшего до наших дней монументального искусства Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Памятник мало изучен в биографиях обоих мастеров, но является важной вехой их творческого союза. Несмотря на это, в советское время часовня пережила тяжелые утраты и искажения подлинного облика. Лишь теперь, опираясь на не опубликованные ранее архивные материалы, дореволюционную фотосъемку и проектную графику, стало возможным достоверно восстановить историю ее создания, сопоставить архитектуру и художественное оформление, лучше понять авторский замысел.
Сергей Колузаков
ПСКОВСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ЩУСЕВА
ПРИЛОЖЕНИЕ к #2 2021 (71)
Псковское губернское земство в 1910 году по рекомендации Игоря Эммануиловича Грабаря обратилось к Алексею Викторовичу Щусеву как к единственному, кому «под силу нелегкая задача создания проекта часовни (Святой Анастасии. - С. К.) в Псковском духе». Действительно, к этому времени Щусев был известен как знаток новгородско-псковского зодчества, автор ряда построек, вдохновленных яркими образами и особенностями этой школы. Архитектор, проживавший и работавший тогда в Петербурге, совершал периодические поездки в Великий Новгород и Псков, причем поездки носили научно-исследовательский характер. Их результатом стали многочисленные фотографии и зарисовки с памятников изобразительного искусства и архитектуры, обмеры. О глубине погружения в тему свидетельствуют написанные Щусевым совместно с В.А. Покровским главы «Святая София Новгородская и начало самобытности», «Расцвет новгородского зодчества», «Крепостное и гражданское зодчество Новгорода и Пскова» для 1-го тома «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, а также предоставление в это издание ряда своих фотографий. Тем не менее в монографиях и научных публикациях, посвященных творчеству Щусева, его дореволюционные поездки в Великий Новгород и Псков почти не описаны.
ПОСТСКРИПТУМ
Сергей Колузаков
Надгробный памятник А.И. Куинджи. ПРОЕКТ А.В. ЩУСЕВА
#3 2018 (60)
Великий русский живописец Архип Иванович Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на православном Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. За два года до кончины он вместе с группой учеников создал Общество художников, которому присвоили имя его основателя. Членами-учредителя- ми стали В.А. Беклемишев, Альб.Н. Бенуа, Р.А. Берггольц, Ф.Г. Беренштам, К.К. Вроблевский, А.И. фон Гоген, В.Е. Маковский, В.П. Лобойков, Н.К. Рерих, А.А. Рылов и другие, а также архитектор Алексей Викторович Щусев, к тому времени уже получивший звание академика. Среди почетных членов организации была президент Императорской Академии художеств великая княгиня Мария Павловна, а покровителем стал император Николай II.
Сергей Колузаков
Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"
ПРИЛОЖЕНИЕ к #2 2017 (55)
Казанский вокзал - памятник двух ушедших эпох. Один из самых амбициозных проектов Российской империи, осуществленный архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым (1873-1949) фактически в ином государстве, Советском Союзе, несмотря на все препятствия, поставленные временем и со многими отступлениями от первоначального замысла. Но сколь бы удачным ни казалось воплощение, на него словно из зазеркалья смотрит призрачный двойник в костюме, скроенном художниками «Мира искусства».
НАСЛЕДИЕ
Сергей Колузаков
Храм святителя Алексия в Царском Селе. Неизвестный проект А.В. Щусева
#1 2016 (50)
Дореволюционный период творчества Алексея Викторовича Щусева прошел под знаком храмового зодчества. Именно в этом направлении он сделал первые шаги в избранной профессии и в 1901 году был причислен сверх штата к канцелярии обер-прокурора Святейшего синода. Уже в 1910 году «во внимание к известности на художественном поприще» Щусев удостоен звания академика Императорской Академии художеств. После революции 1917 года мастер принял новую власть и вписал собственную страницу в историю русской архитектуры, создав множество выдающихся памятников, среди которых непревзойденный образец мемориального искусства и символ целой эпохи - Мавзолей В.И. Ленина.
С.В. Колузаков
Александр Головин и Алексей Щусев. Точки соприкосновения
Тезисы докладов Международной научной конференции «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (14.10.2014 - 15.10.2014, Государственная Третьяковская Галерея)
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Сергей Колузаков
Церковь Святой Троицы в Кугурештах
#1 2014 (42)
ОДНОЙ ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ ЗАГАДОК ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАТАЛИИ СЕРГЕЕВНЫ ГОНЧАРОВОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЕЕ РАБОТА НАД РОСПИСЯМИ ХРАМА В БЕССАРАБИИ (НЫНЕ МОЛДАВИЯ), ПОСТРОЕННОГО ПО ПРОЕКТУ АРХИТЕКТОРА АЛЕКСЕЯ ВИКТОРОВИЧА ЩУСЕВА.
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Сергей Колузаков
Творческий союз М.В.Нестерова и А.В.Щусева. Неизвестные работы
№1 2013 (38)
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ РОМАНОВЫХ НА НЕБОСКЛОНЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ УЖЕ ЯРКО СИЯЛИ ЗВЕЗДЫ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НЕСТЕРОВА И АЛЕКСЕЯ ВИКТОРОВИЧА ЩУСЕВА. К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ НЕСТЕРОВ ОБРЕЛ ИЗВЕСТНОСТЬ БЛАГОДАРЯ НАЦИОНАЛЬНО-РОМАНТИЧЕСКИМ ПОЛОТНАМ, ТАКИМ КАК «ПУСТЫННИК», «ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ», «ДМИТРИЙ-ЦАРЕВИЧ УБИЕННЫЙ», А ПО ПРОЕКТУ ЩУСЕВА ВЕЛАСЬ КРУПНЕЙШАЯ СТРОЙКА МОСКВЫ - КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ. И ТОТ И ДРУГОЙ ВОСПРИНИМАЛИСЬ СОВРЕМЕННИКАМИ КАК ВЕСЬМА САМОБЫТНЫЕ ФИГУРЫ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ И ЗОДЧЕСТВЕ. ИХ ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ РАССМАТРИВАЕТСЯ ОТНЮДЬ НЕ СЛУЧАЙНО, ВЕДЬ ИМЕННО ХРАМОВЫЕ РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ СОВМЕСТНО С ЩУСЕВЫМ, ВСЕГДА ЧРЕЗВЫЧАЙНО СТРОГИЙ В ОЦЕНКАХ СВОИХ ДОСТИЖЕНИЙ НЕСТЕРОВ СЧИТАЛ ЛУЧШИМ, ЧТО БЫЛО ИМ СДЕЛАНО «НА ЛЕСАХ СОБОРОВ». БОЛЕЕ ТОГО, ХАРАКТЕР ЭТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРИТЬ ОБ ОПРЕДЕЛЕННОМ ВЛИЯНИИ МАСТЕРОВ ДРУГ НА ДРУГА. ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ, РАЗУМЕЕТСЯ, ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА ЗАМАЛЧИВАЛАСЬ. ПРИОТКРЫТЬ НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА, ИЗУЧИТЬ ЕГО МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДАЖЕ В КРУГУ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗАКАЗНЫЕ РАБОТЫ И ВЫЯВИТЬ НИКОГДА НЕ ПУБЛИКОВАВШИЕСЯ РАНЕЕ МАТЕРИАЛЫ И ГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТЫ УДАЛОСЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ «МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. В ПОИСКАХ СВОЕЙ РОССИИ», КОТОРАЯ ОТКРЫЛАСЬ В СТЕНАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В АПРЕЛЕ 2013 ГОДА.