Лидия Гладкова
ЛИДИЯ ГЛАДКОВА, ЭЛЕОНОРА ПАСТОН Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ЗАКОНЧИЛА СВОЮ РАБОТУ ВЫСТАВКА «ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК», ПОСВЯЩЕННАЯ 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ПАВЛОВИЧА ПОХИТОНОВА (1850–1923). НА НЕЙ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ СОБРАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ И КОЛЛЕКЦИИ О.Л. МАРГАНИЯ (МОСКВА). |
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Лидия Гладкова, Элеонора Пастон #4 2010 (29) В Третьяковской галерее завершилась выставка, посвященная 160-летию со дня рождения Ивана Павловича Похитонова (1850–1923), где были представлены произведения из собрания ГТГ и коллекции О.Л.Маргания (Москва). Выставка, открывшаяся 2 марта, работала до середины ноября 2010 года. Она дважды продлевалась в связи с огромным интересом зрителей к творчеству художника и их многочисленными просьбами. В отзывах посетителей, помимо благодарности за «ощущение радости и гармонии жизни», которые они испытали, осматривая картины Похитонова, восхищения его виртуозным мастерством, много говорилось о «завораживающей» технике живописи. Как бы в продолжение высказывания И.Е.Репина «Это какой-то чародей-художник», давшего название выставке, зрители писали о том, что приходят в музей по нескольку раз, чтобы вновь встретиться с этим чудом. |
ЭКСПЕРТИЗА Лидия Гладкова, Элеонора Пастон #2 2008 (19) История бытования эскиза Виктора Васнецова к знаменитой третьяковской «Аленушке», находящегося в Музее-заповеднике «Абрамцево», оказалась достаточно сложной, несмотря на хорошие «выходные данные». В музей картина поступила в 1967 году из коллекции Л.А.Руслановой. До этого она уже значилась в перечне произведений В.М.Васнецова, составленном Н.С.Моргуновым и Н.Д.Моргуновой-Рудницкой, с таким описанием: «Аленушка. Х., м. 68x48. Слева внизу: В.Васнецовъ. Эскиз весьма близкий к картине, находящейся в Третьяковской галерее. Был на выставке произведений Васнецова из частных собраний в МОСХе в июне 1947 г. Собрание Л.А.Руслановой. Москва». Казалось бы, сведения исчерпывающие, и в проведении дополнительной атрибуции необходимости нет, но что-то в эскизе настораживало, не давало возможности отнести его к «последней подготовительной работе» художника. Не хватало некоего связующего звена между двумя «Аленушками», позволяющего понять логику работы Васнецова над картиной на «сказочный сюжет». |
К 150-ЛЕТИЮ ГТГ Лидия Гладкова #2 2005 (07) Проблема экспертизы и атрибуции художественных произведений стоит в наше время как никогда остро. Вокруг нее ведутся горячие споры, в которых участвуют и специалисты, и представители арт-рынка, и собиратели, и журналисты, и основной потребитель искусства – публика, чей дилетантизм никак не умаляет ее роли в оценке различных событий культурной жизни. Одно из центральных мест в этих оживленных словесных и печатных дебатах занимает вопрос о допустимости и необходимости экспертной работы, которая проводится музеем для салонов и галерей, частных лиц и аукционов. Нередко приходится слышать мнение, что намного плодотворнее и правильнее было бы отдать приоритет независимым ученым-экспертам и/или самостоятельным научным центрам, оснащенным современной аппаратурой и лицензированным правом выдачи сертификатов подлинности на произведения искусства. |