Ирина Лейтес

ВЫСТАВКИ

Ирина Лейтес, Екатерина Архипова
«Где найдешь Москву другую?..»

#2 2018 (59)

«Где найдешь Москву другую?» - вопрос, вынесенный в название мемуаров московского архитектора первой половины XIX века В.А. Бакарева, сделался актуальным для восприятия столицы на протяжении всего последующего времени. Кардинальные изменения в облике города по сей день вызывают энтузиазм одних, негодование других, но никого не оставляют равнодушным. Не отпускала тема Москвы и художников - как живописцев, так и графиков. И именно графика с присущей ей оперативностью смогла полнее всего представить ту трансформацию, которую город претерпел на протяжении XX века с его невиданными разрушительными и созидательными тенденциями. Именно трансформация восприятия Москвы у нескольких поколений мастеров графики стала темой выставки, состоявшейся в Третьяковской галерее на Крымском валу в конце 2017 года.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Ирина Лейтес, Екатерина Архипова
Квартирный вопрос. Интерьерные сцены в советской графике 1920-1980-е годы

#2 2017 (55)

С давних пор в мировом искусстве утвердился жанр, изображающий повседневную жизнь людей в интерьерных пространствах. Однако понятия «повседневная жизнь», «дом», «быт», как и многое другое, претерпели в ХХ веке значительные изменения. Раньше дом являлся изолированным пространством, которое дарило человеку ощущение защиты, тепла и уюта. Но после катастрофических разломов начала ХХ века дом, начиная от его убранства до вполне безобидных канареек, утвердившаяся в советской России радикальная идеология склонна была рассматривать как нечто весьма вредное для людей новой общественной формации. Разворачивалась активная агитация за построение совершенно «нового быта», который должен был, по мнению его суровых адептов, сохранить лишь минимальные связи с прошлым. Стало едва ли не обязательным публичное осуждение привычек старого быта как «пережитков прошлого», якобы остававшихся уделом пресловутых недобитых буржуев и всякого рода мещан. Тем не менее быт в советской России никуда не исчезал и по мере возможности, хотя и в сильно изуродованном виде, предоставлял людям необходимое для них чувство некоторой защиты. И это драгоценное ощущение удавалось сохранить в искусстве, прежде всего в графике, в силу камерности и даже интимности самого этого вида художественной деятельности.

ВЫСТАВКИ

Ирина Лейтес
Этот многогранный жанр ню. Нагое тело в русской графике ХХ века

#1 2015 (46)

ЭКСПОЗИЦИЯ, РАЗВЕРНУТАЯ В ЗАЛАХ ГРАФИКИ В ЛАВРУШИНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВТОРУЮ ЧАСТЬ БОЛЬШОГО ПРОЕКТА «МАГИЯ ТЕЛА». ОНА ПОСВЯЩЕНА ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПОЭТИЧНЫХ СТРАНИЦ В РУССКОЙ ГРАФИКЕ КОНЦА XIX-XX ВЕКОВ - РИСУНКУ С ОБНАЖЕННОЙ НАТУРЫ. ВООБЩЕ ИСКУССТВО РИСОВАНИЯ ПО САМОЙ СВОЕЙ ПРИРОДЕ СПОСОБНО ГОРАЗДО БЫСТРЕЕ И ДАЖЕ ИНТЕНСИВНЕЕ, ЧЕМ ЭТО ВОЗМОЖНО В ЖИВОПИСИ ИЛИ В СКУЛЬПТУРЕ, ПЕРЕВОДИТЬ ИЗНАЧАЛЬНО НЕЙТРАЛЬНЫЙ МОТИВ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, ВЫРАЖАЮЩИЙ НЕКИЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. В ЭТОМ СМЫСЛЕ НЕ СТАЛ ИСКЛЮЧЕНИЕМ И ЖАНР НЮ. ПОЭТОМУ НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО В НЕМ ПРОБОВАЛИ СВОИ СИЛЫ ВСЕ САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ХХ ВЕКА. ОДНАКО ВЫСТАВКА ВЫДЕЛЯЕТ ТЕХ МАСТЕРОВ, ДЛЯ КОГО РИСУНОК С ОБНАЖЕННОЙ НАТУРЫ ПРЕВРАТИЛСЯ В ОСОБЫЙ ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И СДЕЛАЛСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЫХ ТЕМ ТВОРЧЕСТВА.

 

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play