С Международным Днем Музеев!

С международным Днем Музеев!

Поздравляем всех работников музеев с их профессиональным праздником!

Мы предлагаем подборку статей нашего журнала об отечественных и зарубежных музеях.

 

Музеи России

Специальный выпуск «КИТАЙ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР»

Зельфира Трегулова, Татьяна Юденкова
Третьяковская галерея: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

#3 2017 (56)

Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства, ставший символом национального самосознания и отечественной культуры, - основана московскими купцами и коллекционерами братьями Павлом и Сергеем Третьяковыми. Более известен старший из братьев - Павел Михайлович (1832-1898). Ему Галерея обязана своим существованием. Данное себе обещание создать «национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников»[1], в своем родном городе он последовательно реализовывал всю жизнь. Он увлек младшего брата, Сергея Михайловича (18341892), который стал одним из выдающихся коллекционеров эпохи, создавшим уникальное собрание европейской живописи XIX века. В 1892 году объединенная коллекция братьев Третьяковых еще при жизни Павла Михайловича была передана им в дар Москве (случай исключительный в истории благотворительности России) и получила юридически закрепленный статус «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», став в ту пору главным национальным музеем.

 

МУЗЕИ РОССИИ

Татьяна Гайдук
ДОМ АЙВАЗОВСКОГО И ЕГО ГОСТИ

#1 2017 (54)

«Мой адрес - всегда в Феодосию» - так Айвазовский определял постоянное место своей жизни и творчества. Куда бы ни уезжал художник - в Петербург, Москву, Париж, Венецию, Константинополь или Нью-Йорк, - он всегда возвращался в родной город. В доме Айвазовского по-прежнему собирается множество гостей, ценителей искусства, знатоков, специалистов и просто тех, кого влечет к себе имя великого мариниста. В этих стенах, как и при жизни мастера, звучит музыка, работают художники, дом по-прежнему завоевывает сердца и души все новых и новых почитателей его таланта.

МУЗЕИ РОССИИ

Ольга Наседкина
Из истории Дома-музея И.И.Левитана в Плёсе

Специальный выпуск. ИСААК ЛЕВИТАН

В июле 2010 года Плёс отметил 600 лет со дня своего основания, а 50 лет назад празднование было назначено на 30 августа - день столетнего юбилея знаменитого пейзажиста, прославившего своей кистью этот небольшой волжский городок. Тогда, в 1960 году, по инициативе художника Бориса Ивановича Пророкова, которую поддержали общественность и власти, здесь решено было открыть картинную галерею имени И.И.Левитана. Многие художники из Москвы и Иванова откликнулись на призыв Пророкова подарить Плёсу свои работы. Новая картинная галерея открылась на общественных началах в 1961 году в здании бывших присутственных мест на Соборной горе, где тогда размещался Плёсский сельскохозяйственный техникум. В 1962-м галерея переехала в Воскресенскую церковь на Торговой площади, что совсем рядом с теплоходной пристанью.

Натэлла Войскунская
Абрамцево по-американски

Специальный выпуск 1. АМЕРИКА - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

В Америке, иначе говоря, в Новом Свете, все было поначалу новым: и городок Новый Йорк, превратившийся в мегаполис Нью-Йорк, и конгломерат штатов в северной части Атлантического побережья – и Новая Англия, и Новая Британия… Не избалованная долгой историей молодая нация быстро научилась ценить ростки всего если не старинного, то хотя бы просто не очень молодого или по-своему понятого старого. Вот так в Новой Англии, в штате Коннектикут, возник небольшой городок Олд-Лайм (Old Lyme), типичный представитель «одноэтажной Америки». В этом довольно старом по американским меркам (Old и означает «старый») городке находится Музей Флоренс Грисуолд, очень интересный и весьма примечательный, как будет ясно из последующего повествования.

ВЫСТАВКИ

Людмила Маркина
Романтическая Россия

В самом сердце Парижа, в квартале Новые Афины, что недалеко от шумной и скандально знаменитой Мулен Руж, в тихом каменном дворике на улице Шапталь находится Музей романтической жизни. Он расположился в изящном особняке с маленьким садом, наполненным благоухающими розами и цветущими мальвами. Здесь после Июльской революции 1830 года обосновался голландский художник Ари Шеффер (1795–1858)1.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Галина Трифонова
Русская классика из Челябинского музея искусств

№3 2008 (20)

Челябинский областной государственный музей искусств – наименование возникшего в 2005 году объединения двух художественных музеев: старейшей на Южном Урале Челябинской областной картинной галереи и выделенного из нее в 1978 году Музея декоративно-прикладного искусства Урала.

ЮБИЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ: РУССКОМУ МУЗЕЮ - 110 ЛЕТ

№3 2008 (20)

Основанный в 1895 году по указу Николая II Русский музей императора Александра III торжественно открылся для посетителей 7 (по новому стилю 19) марта 1898 года. С самого начала музей стал уникальным хранилищем подлинных шедевров отечественного искусства, центром духовного просвещения. В основу его коллекции легли произведения петербургских мастеров, составившие золотой фонд нашей художественной культуры.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Ирина Буханцова, Людмила Снытко
Сокровища русской живописи в собрании Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева

№2 2008 (19)

Иркутский художественный музей называют «сибирской Третьяковкой», «сибирским Эрмитажем» благодаря богатству и разнообразию представленных в нем коллекций: отечественное искусство, живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство западноевропейских стран и стран Востока, народное искусство, нумизматика, археология. Уникальным является раздел сибирского искусства от эпохи палеолита до наших дней. Общее число экспонатов превышает 20 000.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Андрей Пилипенко
Русское искусство XIX – начала ХХ века в Серпуховском историко- художественном музее

№1 2008 (18)

Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ) – самый крупный в Московской области и один из богатейших провинциальных российских музеев изобразительного искусства. Расположен он в особняке, построенном в конце XIX века по проекту архитектора Р.И.Клейна для Анны Васильевны Мараевой. Текстильная фабрикантша, купчиха III гильдии, она была видной деятельницей старообрядчества, покровительницей серпуховской общины староверов федосеевского толка. Ей принадлежало уникальное собрание предметов традиционной русской духовной культуры: иконы, рукописные и старопечатные книги, шитье. В 1896 году Анна Васильевна приобрела художественное собрание камергера императорского двора Ю.В.Мерлина, включавшее в себя ряд замечательных произведений западноевропейской и русской живописи, скульптуры и графики.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Ольга Кузнецова, Алексей Федорчук
Собрание иконописи Ярославского художественного музея

#4 2007 (17)

В рамках проекта Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России» в Москве прошла выставка Ярославского художественного музея, известного уникальной коллекцией иконописи, одной из самых богатых и разнообразных в России. Об истории формирования коллекции, а также научной, реставрационной и выставочной деятельности Ярославского художественного музея читайте в статье Ольги Кузнецовой и Алексея Федорчука.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Валентина Сорокина, Светлана Игнатенко
Музей на реке Белой

#3 2007 (16)

Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова – один из старейших музеев России: он основан 7 ноября 1919 года, открыт для публичного посещения 5 января 1920 года. Начало коллекции музея и его создание связаны с именем выдающегося русского художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). В 1913 году, желая «содействовать художественному образованию своих земляков», он подарил родному городу собственную коллекцию русского искусства второй половины ХIХ – начала ХХ века – 102 работы, среди которых были произведения И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, А.Е. Архипова, Н.К. Рериха и других известных мастеров.

ВЫСТАВКИ

Анна Ильина
Скульптура и город

№1 2007 (14)

В центре Москвы рядом с историческим комплексом Третьяковской галереи выставлены монументальные работы Александра Бурганова. Эта экспозиция, сразу ставшая событием культурной жизни столицы, является частью большого совместного проекта Государственной Третьяковской галереи и Московского государственного музея «Дом Бурганова», посвященного 150-летию галереи. Другая часть экспозиции была развернута в здании Третьяковки на Крымском Валу.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Татьяна Додина
Волгоградский музей изобразительных искусств

История Волгоградского музея изобразительных искусств началась весной 1960 года, когда Министерством культуры РСФСР был издан приказ о создании в Сталинграде художественного музея. Так через 25 лет после окончания Великой Отечественной войны в городе-герое вновь появился музей искусств. Он был создан стараниями наших художников практически на пустом месте, так как Сталинградская картинная галерея, открытая незадолго до войны, в 1938 году, сгорела во время жестоких бомбежек города в августе 1942 года.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Валентин Родионов
Музей русского искусства в Миннеаполисе

В мае 2006 года Третьяковская галерея отметит свое 150-летие. Вновь и вновь мы обращаемся к незаурядной личности Павла Михайловича Третьякова, признавая его выдающийся вклад в развитие русского искусства. Тот факт, что русский человек, купец и предприниматель, одной из главных целей своей жизни поставивший «собрать русскую школу как она есть», вызывает восхищение, заслуживает память и благодарность потомков, является примером служения обществу

КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И МЕЦЕНАТЫ

А. Савинов
О Музее личных коллекций

№1 2005 (06)

Все крупнейшие музеи мира имеют в своей основе личные коллекции. Во второй половине ХIХ века, когда складываются государственные музеи, тенденция растворения частных собраний в крупнейших академических музейных экспозициях была закономерной и преобладающей. На Западе ей противостояли личная предприимчивость и богатство. В нашей стране после 1917 года на эту тенденцию ничто не могло влиять, более того, она получила новый мощный импульс. Коллекции и музеи поглощались Государственным музейным фондом, рассредоточивались. Отдельные предметы продолжали свою жизнь в новых условиях, пополняя разные музеи. Одна общность распалась, чтобы стать частью другой. Даже тогда, когда собрание оставалось самостоятельным музеем, оно неузнаваемо трансформировалось во имя лучших, как тогда казалось, целей.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Наталья Толстая
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.П. СУКАЧЕВА

№4 2004 (05)

Начало иркутскому собранию положила картинная галерея крупного общественного деятеля и мецената, удивительного человека и сына своей эпохи Владимира Платоновича Сукачева (1849-1920). По материнской линии он принадлежал к известной в Сибири купеческой фамилии Трапезниковых интерес к живописи у которых проявился еще в XVIII веке, когда начала складываться семейная портретная галерея. Портреты Трапезниковых-Сукачевых писали домашний живописец В.А. Алимов, декабрист В.А. Бестужев, местный художник М.И. Песков и другие. А.А. Трапезников, дядя Владимира Платоновича, брал уроки живописи у петербургского художника А.Г. Горавского, друга и советчика П.М. Третьякова.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Н. ВАСЬКОВА, Н.ТОЛСТАЯ
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

№3 2004 (04)

Тюменскому областному музею изобразительных искусств нет еще и полвека, однако его коллекции интересны и многообразны. Они представляют не только классическое русское и западноевропейское искусство, но и региональное: произведения местных живописцев XIX–XX веков, тобольскую резную кость, знаменитыетюменские ковры, объемную резьбу с растительными мотивами, типичными для деревянного зодчества Тюмени, а также творчество народов Обского Севера. Один из интереснейших разделов собрания – сибирские иконы.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

А. ГУМЕНЮК, Н.ТОЛСТАЯ
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ М.А.ВРУБЕЛЯ

№2 2004 (03)

Датой основания музея принято считать 21 декабря 1924 года, когда в парадном зале западно-иибирского краевого музея открылась для широкой публики картинная галерея. Вчисле ее первых экспонатов были работы И.А.Айвазовского, И.И.Левитана, К.А.Коровина, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.Э.Борисова-Мусатова, В.М.Васнецова, А.Н.Бенуа, а также других известных художников. А моменту открытия коллекция насчитывала всего сто живописных полотен; эти произведения и поныне составляютее гордость.

Н.Толстая
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ им. А.Н.Радищева

№1 2003 (01)

В 1877 году Алексей Петрович Боголюбов, знаменитый пейзажист и собиратель живописи, обратился в Саратовскую городскую думу с предложением пожертвовать городу свою коллекцию для устройства художественного музея. Саратов был выбран Боголюбовым неслучайно: его дед, известный писатель и публицист XVIII века Александр Николаевич Радищев, автор сочинения «Путешествие из Петербурга в Москву», революционное содержание которого напугало императрицу Екатерину II, был уроженцем Саратовской губернии.

 

 

Музеи Мира

Специальный выпуск «КИТАЙ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР»

У Вэйшань
Несметные сокровища. СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВА

#3 2017 (56)

Китайский национальный музей искусства в Пекине (КНМИ) - единственный в Китае художественный музей государственного уровня. Строительство его началось в 1958 году, а официальное открытие состоялось в 1963-м, после того как музей украсили вывеской с иероглифами, написанными самим Мао Цзэдуном. Здание музея - своего рода символ национальной культуры нового Китая. Центральная его часть создана в стиле традиционной китайской архитектуры: с четырех сторон она окружена галереями и украшена желтой черепичной крышей. Площадь здания - более 18 000 м2; на пяти этажах расположены 17 выставочных залов общей площадью 8300 м2. Вокруг здания разбит парк площадью 3 км2, где выставлены скульптуры. Площадь фондохранилища музея составляет 4100 м2.

Специальный выпуск «КИТАЙ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР»

Шанхайский музей. БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ

#3 2017 (56)

Шанхайский музей был основан в 1952 году и первоначально располагался в здании бывшего конного клуба по адресу: Нанкинская улица, дом 325. В октябре 1959-го Шанхайский музей переехал в здание банка Чжунхуэй по адресу: Нанкинская улица, дом 16. Отвечая требованиям эпохи и следуя за общественным прогрессом, в августе 1993-го при поддержке городской администрации Шанхая в центре города на Народной площади началось строительство нового здания музея. В конце 1995 года в пробном режиме были открыты для посещения залы бронзы, керамики и скульптуры, а 12 октября 1996-го состоялось официальное открытие музея в новом здании.

ВЫСТАВКИ

Татьяна Карпова
ОТ ЕЛИЗАВЕТЫ ДО ВИКТОРИИ. Выставка из лондонской Национальной портретной галереи

#2 2016 (51)

Английская живописная школа всегда пользовалась в России большой любовью и вниманием. К сожалению, она скромно представлена в российских музейных собраниях. Этот пробел в последнее время существенно восполнила серия выставок из различных музеев Великобритании, состоявшихся в Москве, в том числе в рамках перекрестного Года русской и британской культур в 2014 году. Достаточно вспомнить такие выставки, как «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» в Эрмитаже; «Непревзойденный Веджвуд» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства; «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля» в Музеях Московского Кремля; «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; выставка «Английский завтрак» в России. Конец XVIII-XIX вв.» в Государственном Историческом музее.

Мануэль Ариас Мартинес
САМОБЫТНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО. Прогулка по избранным музеям изящных искусств Испании

#4 2015 (49)

Знакомство с музеями, несомненно, один из лучших способов открыть для себя основную систему ценностей, внутренне присущую европейским странам. Музей вполне можно назвать настоящим чудом, сотворенным цивилизацией. Он возвращает обществу то, что оно само же и создало, однако в переосмысленном и преобразованном виде, представляя лучшие самобытные черты того или иного народа с помощью предметов, переживших свое время и ставших историческими свидетельствами.

 

Хосе Мария Гойкоэчеа
МУЗЕЙ ТИССЕНА-БОРНЕМИСЫ. Прогулка по истории искусства в центре Мадрида

#4 2015 (49)

В музее, расположенном в центре Мадрида, собраны очень разные произведения искусства. Портрет английского короля Генриха VIII, написанный Гансом Гольбейном, уживается здесь под одной крышей с «Арлекином с зеркалом» работы Пикассо. Пейзажи Венеции на картинах Каналетто соседствуют с видами Берлина, которые создал в своем воображении Гросс. В едином пространстве сосуществуют автопортреты Рембрандта и Люсьена Фрейда. Джованна на портрете кисти Доменико Гирландайо и женщина в ванной работы Роя Лихтенштейна словно соперничают друг с другом в безмятежности, а святая Екатерина на полотне Караваджо перекликается со святой Касильдой, изображенной Сурбараном. Со стен этого музея смотрят друг на друга - и на посетителей - люди разных эпох, написанные Хоппером и Эль-Греко, Матиссом и Сезанном.

Пабло Хименес Диас
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ПРАДО

#4 2015 (49)

Каждый музей, и в особенности национальный, — это всегда своеобразный учебник истории. Мы приходим в него, чтобы полюбоваться хранящимися здесь экспонатами и по мере возможности вникнуть в их смысл. Однако это всего лишь отдельные ноты, из которых складывается целая мелодия. Услышать ее можно, представив себе музей как единое целое, состоящее из порой очень разных предметов, — именно тогда вы сможете почувствовать ход истории. Речь идет не только и даже не столько об истории искусства и художниках, а о тех людях, которые созерцали эти произведения, классифицировали их и располагали в залах в определенном порядке. При этом большое значение имели их личное эстетическое восприятие, а также жизненные обстоятельства, общество с его формой правления и политическими устремлениями, вера, мировоззрение и, пожалуй, то, как постепенно изменялись взгляды на мир. Коллекционирование различных предметов и способы выставления их на обозрение публики неизменно несут на себе печать своей эпохи, и в этом смысле музеи всегда отображают ход времени.

КУНСТХАЛЛ В БЕРГЕНЕ

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

БЕРГЕНСКИЙ КУНСТХАЛЛ - ЭТО ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА СО ВСЕГО МИРА. НАЧАЛО ЭТОЙ ИНСТИТУЦИИ БЫЛО ПОЛОЖЕНО БЕРГЕНСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ, ОСНОВАННЫМ В 1838 ГОДУ. И ПО СЕЙ ДЕНЬ, ВОТ УЖЕ СВЫШЕ 170 ЛЕТ БЕРГЕНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАНИМАЕТСЯ ПОКАЗОМ И ПРОПАГАНДОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.

 

Суне Нордгрен
НОВЫЙ МУЗЕЙ АСТРУП – ФЕРНЛИ В ОСЛО

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Прошедший 2012 год оказался знаменательным для культуры и искусства в Осло, да и всей Норвегии. Новый музей в Тьювхол-мен (остров Воров) с легко прогнозируемым «эффектом Аструп-Фернли», несомненно, изменит художественную сцену в столице Норвегии. Некоторые из лучших городских галерей уже перебрались поближе, как бы под его крыло, и другие вполне могут за ними последовать. Такие перспективы, а также привлекательность района для различных творческих организаций, не говоря уже о развитии сети кафе, ресторанов и торговых предприятий, позволяют говорить о том, что в ближайшие годы в этой части города может сложиться первый «галерейный квартал». Подобное уже происходило ранее в различных частях Европы, где такой механизм действительно срабатывал: «побочный» эффект от создания крупных художественных институций становился стимулом для развития. Так случилось, к примеру, когда галерея «Тейт Модерн» обосновалась на казавшемся недостаточно привлекательном берегу Темзы, после чего пустынные окрестности старой электростанции поистине обрели новую жизнь. Сегодня лондонский район Бэнксайд именуют едва ли не «лучшей набережной» в городе.

 

МУЗЕИ МИРА
Русское искусство. Золотой фонд собраний музеев Балтийских стран

Александра Мурре
Русское искусство в Художественном музее Эстонии

№4 2012 (37)

Русское искусство составляет одну из наиболее значительных частей в собрании зарубежного искусства Художественного музея Эстонии как по количеству экспонатов, так и по их художественной и исторической ценности. Сюда относятся порядка 350 живописных произведений, 120 скульптур, 870 гравюр и рисунков, а также около 200 предметов прикладного искусства, созданных в период от XVII века до 1950-х годов. Тем не менее они не составляют единого целого, отражающего пути развития русского искусства, а скорее, как и все собрание зарубежного искусства, демонстрируют в большей мере непростую историю формирования. В коллекцию русского искусства музея входят работы как известных мастеров, так и почти совсем забытых художников. Многие из этих произведений нуждаются в дополнительном исследовании, атрибуции или переатрибуции.

МУЗЕИ МИРА
Русское искусство. Золотой фонд собраний музеев Балтийских стран

Ксения Рудзите
Коллекция русской живописи в Латвийском Национальном художественном музее

№4 2012 (37)

B состав Латвийского Национального художественного музея (ЛНХМ) входит открывшийся в 2011 году Художественный музей «Ригас Биржa», собрание которого составляет зарубежное искусство. Здесь находится и самое большое в Балтии собрание произведений русской живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. История формирования собрания восходит ко второй половине XIX века. В это время в Риге существовали два собрания произведений искусства, открытых для публики, – Рижская городская картинная галерея (с 1869 года) и коллекция Общества поощрения художеств, или Kunstverein (с 1872 года), где наряду с произведениями художников других стран находились и картины русских мастеров. Пути, какими приходили работы в рижские собрания, были разные.

МУЗЕИ МИРА
Русское искусство. Золотой фонд собраний музеев Балтийских стран

Даля Тарандайте
Русская живопись в собрании Художественного музея Литвы

№4 2012 (37)

Собрание живописи Художественного музея Литвы насчитывает порядка 300 полотен известных русских художников, в творчестве которых отражены многие направления русского искусства. Эти произведения поступили в музей в разные времена и при разных обстоятельствах.

 

 

Марина Вейзи
Лицо Британии

№4 2012 (37)

Лондонская Национальная портретная галерея – старейшая подобная галерея в мире. Она была основана в 1856 году, а в ту эпоху доминировал интеллектуальный постулат, разделяемый большинством представителей XIX столетия: именно личности влияют на исторические события и управляют ими. Одним из главных сторонников проекта был ведущий историк того времени Томас Карлайл, который также являлся одним из первых членов Совета попечителей галереи.

 

 

Джаспер Реес
Подарок судьбы

Специальный выпуск 1. АМЕРИКА - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

В течение нескольких десятилетий среди музейщиков всего мира не было фигуры более уважаемой и знаковой, чем Филипп де Монтебелло. Проведя 31 год на этом посту, 31 декабря прошлого года Монтебелло ушел с должности директора музея Метрополитен. На следующий день кресло директора занял его преемник. А выставка, открывшаяся в конце 2008 года в шести залах музея, как бы была призвана показать новому директору, сколь высока планка, к которой он должен стремиться.

Герман Нитш: «школа восприятия и чувств»

#3 2007 (16)

В небольшом австрийском городе Мистельбах, расположенном к северу от Вены на берегу реки Цайя (Тайя), неподалеку от границ со Словакией и Чехией, 24 мая 2007 года состоялось открытие музейного центра, перестроенного из бывшей сельскохозяйственной фабрики. Начало этому центру положил Музей Германа Нитша – самый большой в Австрии монографический (посвященный только одному мастеру) музей, площадь которого составляет 2600 кв. метров, а протяженность галерей – 61 метр. Здесь вполне достаточно места для полноценного представления творчества Германа Нитша – всемирно известного мастера, живущего неподалеку от Мистельбаха.

МУЗЕИ МИРА

Софья Петрикова
Центр Пауля Клее в Берне

Специальный выпуск. ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Открытие в июне 2005 года в Берне Центра Пауля Клее стало одним из важных событий в музейной жизни ХХ! века. Создатели Центра представили на суд мировой общественности концепцию современного музея как культурного форума.

 

МУЗЕИ МИРА

Алексей Болдинюк
От пивоварни до Рембрандта

#1 2007 (14)

Хельсинки не назовешь городом, богатым художественными музеями. Уютный центр, где на пешеходном расстоянии друг от друга разместились Атенеум, собрание финской классики, и Кьясма – Музей современного искусства. Несколько загородных резиденций, ставших картинными галереями по завещаниям их владельцев. И еще – Синебрюховский музей изящных искусств, без которого теперь уже невозможно представить себе финскую столицу.

 

Ф.МОРРИС
НАЗАД В БУДУЩЕЕ

#3 2004 (04)

Эта статья названа так потому, что проект строительства галереи Тейт Модерн был воплощен в жизнь как результат попытки возрождения искусства недавнего прошлого для настоящего и будущего поколений зрителей.

Ф.ПИОВАНО
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ МУЗЕЯ?
Размышления директора галереи Тейт Модерн Висенте Тодоли

#3 2004 (04)

То, что современное искусство становится популярнее с каждым днем, – это факт. Аудитория посетителей музеев увеличилась настолько, что музеи в настоящее время стали частью массового туризма. Представить такое двадцать лет назад было невозможно. Все началось с так называемых выставок-блокбастеров, первой из которых стала выставка «Тутанхамон», экспонировавшаяся в Нью-Йорке много лет назад, за ней последовали экспозиции работ В.Ван Гога, П.Пикассо и др. В настоящее время выставки должны быть конкурентоспособны на рынке развлечений, например таких, как кино или театр. Государственное финансирование сократилось, поэтому музеи все больше зависят от вливаний со стороны и доходов от продажи билетов. Это значит, что им следует выходить во внешний мир, используя приемы коммерческой рекламы.

 

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play