НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ: РУССКОМУ МУЗЕЮ - 110 ЛЕТ
Основанный в 1895 году по указу Николая II Русский музей императора Александра III торжественно открылся для посетителей 7 (по новому стилю 19) марта 1898 года. С самого начала музей стал уникальным хранилищем подлинных шедевров отечественного искусства, центром духовного просвещения. В основу его коллекции легли произведения петербургских мастеров, составившие золотой фонд нашей художественной культуры.
Энтузиазм, с которым было встречено открытие в северной столице Русского музея, послужил мощным стимулом для патриотически настроенных граждан пополнять и расширять собрание работами с выставок и личными пожертвованиями. В этой связи нельзя не упомянуть членов императорской фамилии и таких замечательных меценатов, как княгиня Мария Тенишева, Ольга Орлова.
В 1930-х годах сложилось ядро нынешнего собрания и постоянной экспозиции музея. В конце 1950-х — 1970-е благодаря активной деятельности директора ГРМ Василия Пушкарева возродилась благородная традиция передачи музею семейных художественных ценностей частными лицами. Среди них следует отметить, прежде всего, Евдокию Глебову, благодаря которой в ГРМ поступило наследие ее брата Павла Филонова; потомков Льва Бакста, подаривших музею полотно «Древний ужас»; зарубежных дарителей произведений Зинаиды Серебряковой и Натальи Гончаровой, а также коллекционеров Бориса Окунева, Григория Левитина и Павла Кутузова, согласно завещаниям которых в музее оказались работы Кузьмы Петрова- Водкина, Павла Кузнецова и Бориса Кустодиева.
На юбилейной выставке ГРМ «XX век в Русском музее», проходившей в московском музее-заповеднике «Царицыно», наряду со всемирно известными шедеврами Валентина Серова, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова, Владимира Татлина, Михаила Ларионова, Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Сарры Лебедевой, Веры Мухиной, Евсея Моисеенко, Андрея Мыльникова, Гелия Коржева, Бориса Угарова были показаны работы русских и советских мастеров, ранее доступные лишь небольшому кругу музейных специалистов, искусствоведов и хранителей.
В приуроченном к выставке издании директор ГРМ Владимир Гусев разъясняет, почему, отмечая 110-летие со дня открытия Русского музея, устроители решили представить именно эту часть богатейшего собрания. Чтобы ответить на этот вопрос, он предлагает «добавить к названию выставки его зеркальное отражение: "Русский музей — ХХ век”. Ведь всю свою сознательную жизнь музей прожил именно в двадцатом столетии, не только собирая и храня то, что уже было проверено временем, но и выбирая в трудно поддающейся анализу суете бурной современности то, что впоследствии должно было стать портретом эпохи». Во вступительной статье Владимира Круглова к юбилейному альбому отмечается, что начало XX столетия «в сознании русских людей ассоциируется с понятием Серебряного века. По интенсивности поисков, охвативших все сферы отечественной культуры, по яркости достижений, определивших дальнейшее развитие национального искусства, по талантливости плеяды творцов — философов, литераторов, художников, архитекторов, музыкантов и актеров — этот период сравним только с Золотым веком начала XIX столетия, с эпохой Пушкина. В изобразительном искусстве, как и в других сферах национальной культуры, Серебряный век отмечен страстным устремлением художников к положительному идеалу и интенсивными поисками новых средств выразительности, попытками реформировать традиционный изобразительный язык. Этот период связан с высшими достижениями Серова, Врубеля, Коровина, Нестерова, Малявина, Рериха, Кустодиева, Петрова-Водкина, Серебряковой, Б. Григорьева, А. Яковлева, Трубецкого, Голубкиной, Коненкова. В годы, когда продолжали плодотворно работать виднейшие реалисты ушедшего XIX века — Репин, Суриков и Васнецов, отечественное искусство прошло “ускоренный”, насыщенный поисками и борьбой течений путь эволюции от импрессионизма и национально-романтических исканий через неопримитивизм и кубофутуризм к лучизму, абстрактному экспрессионизму, супрематизму, неоклассике. Это время эпохальных по своему значению выставок “Мира искусства”, Союза художников, “Голубой розы”, “Бубнового Валета”, “Ослиного хвоста”, “Мишени”, “0,10", нередко вызывавших скандалы, сопровождавшихся публикацией коллективных и индивидуальных манифестов, открытыми диспутами. В конце 1900-х — 1910-х годах культура России дала миру крупнейших мастеров авангарда — Ларионова, Гончарову, Кандинского, Татлина, Малевича, Филонова».
Ценным дополнением экспозиции стала подготовленная по творческой инициативе научного коллектива ГРМ «выставка в выставке» под названием «Время собирать...». Проходившая сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве, она предоставила зрителям уникальную возможность увидеть более 300 произведений живописи, графики, скульптуры, фотографии, предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе фирмы Карла Фаберже, находящихся в самых разных странах, в труднодоступных коллекциях. Большинство произведений демонстрировалось в России впервые. Среди них «Женский портрет» Федора Рокотова, «Портрет Ивана Яковлева» Владимира Боровиковского, «Портрет Максимилиана Лейхтенбергского» Карла Брюллова, «Портрет Анны де Сегюр» Ореста Кипренского, «Голова крестьянки» Алексея Венецианова, прежде известные лишь узкому кругу специалистов. Особый интерес вызвал показ произведений художников-эмигрантов Николая Тархова, Марии Васильевой, Павла Мансурова, Петра Галаджева, работы которых редко встречаются в российских собраниях.
Юбилей Государственного Русского музея стал общенациональным праздником отечественной художественной культуры, подтвердил уникальную роль русского искусства в контексте мирового художественного пространства.
Этот материал - дань уважения и признания подвижнической деятельности наших друзей и коллег из Государственного Русского музея, а также всех петербуржцев, бережно хранящих бесценные сокровища многонациональной культуры России.
Иллюстрации
Холст, масло. 159×128
Холст, масло. 140×210
Холст, масло. 89×71,5
Холст, масло. 70×103
Холст, масло. 97,5×106,5
Холст, масло. 66×88
Холст, масло. 70×70
Холст, масло. 77,5×59,5
Картон, масло. 100×80,5
Холст, масло. 179×239
Холст, масло, графитный карандаш, коллаж. 62×49,5
Холст, масло. 205×130
Холст, масло. 120×67
Холст, масло. 100×125
Холст, масло. 156×207
Отлив 1968. Бронза. 54×27×24,5
Отлив 1961. Бронза. 35×25×24, основание – гранит: 15×19×19
Из цикла «Годы боевые». Холст, масло. 200×150
Холст, темпера. 200×250
Холст, масло, темпера. 200×160
По мотивам рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Доска, масло, коллаж. 100×74
Дерево, масло. 212×137×8