Скульптура и город
В центре Москвы рядом с историческим комплексом Третьяковской галереи выставлены монументальные работы Александра Бурганова. Эта экспозиция, сразу ставшая событием культурной жизни столицы, является частью большого совместного проекта Государственной Третьяковской галереи и Московского государственного музея «Дом Бурганова», посвященного 150-летию галереи. Другая часть экспозиции была развернута в здании Третьяковки на Крымском Валу.
Руки. 2006. Гипс, металл
Эти выставки взаимно дополняют друг друга. В основе каждой из них - идея преобразования пространства средствами пластики.
Появление скульптур на исторически знаковых городских площадях - явление редкое, но всегда эмоциональное и зрелищное. Лаврушинский переулок, всегда заполненный народом, был превращен Александром Бургановым в ряд сменяющихся пространственных композиций: «Государство», «Культура», «Общество», «Традиция».
Тема пластического решения пространства в ГТГ на Крымском Валу - «Приношение даров». Эта идея возникла в связи с чередой выставок-поздравлений музеев России и Европы в честь юбилея галереи. Произведения размещены, словно предваряя залы музея: в вестибюле, на лестничном марше и на увенчанной башней Татлина антресоли. Таким образом, встречные потоки людей, пришедших в Третьяковку и покидающие ее, стали действующими лицами творческой акции.
Александр Бурганов, создавший это взаимодействие «людей и статуй», принадлежит к плеяде художников, которые проявили себя в самых разных областях культуры. Подобно многим выдающимся деятелям искусства, он работает в скульптуре, архитектуре, графике, живописи. Смелое воображение мастера позволило ему также создать необыкновенный театр, в котором скульптура как бы оживает, взаимодействуя с актерами. Такой универсализм есть проявление его особого существования в мире искусства, где художник выстраивает свое мироздание, которое целиком и полностью, начиная от архитектоники объемов в пространстве до персонажей его населяющих, придумано им самим.
В своем творчестве Александр Бурганов пережил несколько эпохальных перемен, связанных с радикальным изменением политического, экономического, социального и, как следствие, интеллектуального и культурного пространства. Он начал свое обучение у выдающегося мастера монументальной скульптуры Г. Мотовилова, композиции которого украшали лучшие архитектурные ансамбли «сталинского ампира». Пожалуй, главным, что этот замечательный педагог-интеллектуал, полиглот, знаток античной литературы привил своему ученику, было то особое внутреннее зрение и чувство скульптуры, которое позволяет видеть гармонию объемов и их отношение с пространством, преобладающие над внешним декором и прочтением сюжетов. Возможно, благодаря этой школе переход в мир «сурового стиля» шестидесятников был для Бурганова столь естественен. Он позволил ему заниматься проблемами чистой формы в скульптуре, взаимоотношениями ритмов, пропорций, структур пространства. Отныне абстрагированные и преобразованные до логической формулы объемы стали основой концепции формообразования и повлияли на создание художественных образов.
Муза Александра Бурганова - это всегда обобщение. Ее раскинутые руки - всеобъемлющий символический жест. Пластический язык мастера самодостаточный, многократно и разнообразно меняющийся и одновременно синтетический, цельный. В его творчестве появился целый ряд образов-символов, которые просматриваются практически во всех композициях скульптора: колонна, рама, рука, муза, конь, летящая динамичная драпировка.
Одна из особенностей творческого языка Александра Бурганова в том, что он не созвучен никакому художественному процессу или искусственно выстроенной концепции, кроме идеи воплощения собственного мироздания. Поэтому, несмотря на активнейшее участие в творческой жизни России, многочисленные зарубежные художественные проекты и контакты, он не примкнул ни к какой группе, декларирующей те или иные приоритеты в искусстве.
Начиная с 1970-х годов Александр Бурганов входит в западноевропейский художественный мир. Диалог с Европой притягивал в этот период многих. Да и сама Европа интересовалась далекой загадочной страной. Однако ей более интересны были экстремальные истории и диссидентские декларации. Художникам из СССР созидающим искусство аполитичное, искусство ради искусства, прокладывать свой путь наравне с другими международными мастерами было чрезвычайно сложно. Тем более важна оценка русского скульптора за рубежом, появление его произведений в международных художественных проектах. Целый ряд монументальных скульптур Бурганова был установлен в различных городах Югославии, Германии, Бельгии. Это и стало настоящим признанием.
Так, в 1984 году грандиозную композицию Бурганова «Война и мир» приобрел известный немецкий коллекционер, основатель нескольких крупных музеев в Европе Питер Людвиг. Композиция выглядела как символический образ вечного противостояния Жизни и Смерти. Тему смерти, войны, насилия представляла огромная группа бьющихся коней, заключенных в тесную клетку. Над этой схваткой - символы мира, жизни, созидания: женские фигуры «Юность», «Возлюбленная», «Беременная», «Скорбящая», «Молящаяся».
П. Людвиг в своем письме к мастеру писал: «Эта скульптура обрела сейчас родину в Ахене, в Еврогрессе, где на различных мероприятиях, которые там постоянно проводятся, бывает несметное количество людей, которые рассматривают ее и восхищаются ею».
В 1980-х годах Бурганов создал ряд памятников для бельгийских городов Льеж, Маршьен-о-Пон, Лёвен. Это «вторжение» в европейское пространство оказалось знаковым. Скульптура как высокое искусство вновь заняла достойное место. Бурганов вернул в интерактивное пространство мощную пластику, совершенство формы, диалог с классическим наследием, гармонию образов.
В 1999 году Александр Бурганов выиграл конкурс на памятник А.С. Пушкину для Вашингтона. Этот монумент, установленный недалеко от Белого дома, стал первым русским памятником на американском континенте. Значение, которое придавали в США его возведению, было необыкновенно велико. Конкурсный проект памятника А.С. Пушкину утверждал Совет, в который вошли представители Белого дома и мэрии Вашингтона, Университета Дж. Вашингтона, Национального культурного фонда, Библиотеки Конгресса. «Вашингтонский» Пушкин стал одним из целого ряда монументов, воздвигнутых Александром Бургановым в честь деятелей русской культуры. Среди них - памятник И.А. Бунину в Воронеже, А.С. Пушкину в Ижевске, А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой в Москве, Е.Ф. Гнесиной в Москве и др.
Кульминацией явления Бурганова в центрах мировой художественной культуры стала грандиозная экспозиция его произведений на одной из исторических площадей Брюсселя. Подобные проекты уже были опробованы. В 1956 году крупный коллекционер и основатель музея скульптуры в Вашингтоне Хиршхорн провел по американским городам многомесячный показ более 200 скульптур XIX-XX веков. Боттеро выставлял свои скульптуры на площади Мадрида, Мур - во Флоренции, Стребель - в Париже. Когда в продолжение ряда этих выдающихся имен Брюссель предложил организацию такой выставки А. Бурганову, стало понятно, что это не только высокая оценка творческих достижений, но и своеобразный вызов и ожидание новой, значимой экспозиции, эффектно преобразующей городское пространство. До этого идею создания выставки скульптуры в открытых городских пространствах Бурганов опробовал в рамках фестиваля во Франкфурте-на-Майне, в парковых ансамблях Ахена и Мюнстера.
Европейский опыт художественного преобразования среды Александр Бурганов применил в Москве, создав напротив Третьяковской галереи особенный мир с собственной системой координат, внутренними связями, иерархической структурой. Режиссура пластических структур, объемов, синтез скульптуры и архитектуры - особые грани таланта мастера. Бурганов- архитектор интригует не менее, чем Бурганов-скульптор. Он является автором всего ансамбля Московского государственного музея «Дом Бурганова».
Скульптурные, архитектурные, графические, литературные произведения большого художника пронизаны единым поэтическим кодом и подлинным вдохновением романтика. Третьяковская галерея дала новую возможность Александру Бурганову заинтересовать зрителя и показать свои скульптуры в условиях современного городского пространства, привнося в восприятие пластики элементы игровой культуры.
Иллюстрации
Бронза
Бронза
Гипс, металл
Кованая медь
Гипс, металл
Бронза
Бронза
Гипс, металл