СОБРАНИЕ ИКОНОПИСИ ЯРОСЛАВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Ольга Кузнецова, Алексей Федорчук

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#4 2007 (17)

Ярославский художественный музей является преемником Художественной галереи, существовавшей в городе с 1919 по 1924 год. Пережив несколько административных преобразований, галерея на протяжении полувека входила в различные музейные объединения и лишь в 1969 году выделилась из состава Государственного Ярославо-Ростовского музея-заповедника. К моменту открытия музея его коллекция иконописи, основная часть которой сформировалась в конце 1920-х и в 1930-е годы, насчитывала около 1400 памятников.

Начало собиранию икон было положено Ярославской реставрационной комиссией, созданной в 1918 году (с 1924-го - Ярославское отделение ЦГРМ). Одной из главных целей, поставленных перед комиссией, стало преодоление последствий белогвардейского восстания, произошедшего летом 1918 года. Во время его подавления по городу прямой наводкой била артиллерия, и многие памятники архитектуры оказались разрушенными или сильно пострадали. Руководил ЯО ЦГРМ П.Д. Барановский, работы по реставрации иконописи возглавлял Н.И. Брягин. Большую роль в спасении памятников Ярославля сыграл и А.И. Анисимов, научный руководитель ЦГРМ, профессор Московского и Ярославского университетов. Именно Анисимов настаивал на изъятии из церквей наиболее ценных памятников станковой живописи и размещении их в реставрационной мастерской Ярославля для укрепления. В то время это было единственно верным решением, предотвратившим гибель сотен икон.

В условиях нехватки средств сотрудники ЯО ЦГРМ укрепляли аварийные иконы, вывозили в хранилища произведения древнерусского искусства из предназначенных к сносу или приспосабливаемых под хозяйственные нужды храмов. Но, к сожалению, из-за сжатых сроков, тесноты хранилищ и малочисленности персонала далеко не на все иконы удалось составить необходимые документы, и сведения об их происхождении были утрачены.

В это же время началась работа по раскрытию древних икон от поздних записей и потемневшей олифы. В ЯО ЦГРМ было отреставрировано более 30 памятников, в том числе ставшие гордостью коллекции музея «Спас Вседержитель» XIII века и «Богоматерь Толгская» 1314 года. В 1926 году в Ярославле с большим успехом прошла первая выставка отреставрированных икон.

В 1931 году ЯО ЦГРМ было ликвидировано, и хранившиеся в нем иконы передали в музейное собрание. Большая их часть происходила из Спасо-Преображенского, Толгского и Казанского монастырей, Успенского собора Ярославля и приходских храмов города.

В годы Великой Отечественной войны на долю музейной коллекции икон выпало еще одно испытание: фонд закрыли и опечатали. На протяжении четырех лет экспонаты находились в сыром, непроветриваемом помещении, отчего многие из них были поражены плесенью. При осмотре древнерусского фонда в 1946 году состояние сохранности большинства памятников признали аварийным. Помощь ярославцам вновь оказали сотрудники Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря. В течение ряда лет в музей приезжали специалисты из Москвы, которым удалось вывести из аварийного состояния значительную часть фонда. Стала очевидной необходимость возрождения реставрационной мастерской и в самом Ярославле, и в 1952 году она была наконец открыта. В возобновлении ее деятельности активное участие принимал и Н.В. Перцев, В.Г. Брюсова, В.В. Филатов.

Особую роль в сохранении и изучении ярославской иконописи в последующие десятилетия сыграли В.П. Митрофанов и Е.П. Юдина.

Владимир Петрович Митрофанов (1904-1994), в молодости активист-комсомолец, участник движения воинствующих безбожников, оказавшись в зрелые годы в музее, проявил недюжинную энергию в деле спасения ярославских икон. Не имея специального образования, он жадно впитывал знания, черпая их из научных трудов и из общения с московскими реставраторами и музейными работниками - В.В. Филатовым и Н.А. Деминой. За время деятельности Митрофанова, возглавлявшего музей в 1952-1959 годах, а затем ставшего заведующим отделом древнерусского искусства, в Москве в Центре имени И.Э.Грабаря было раскрыто около 40 икон, в том числе произведения XIV-XV веков «Илья Пророк в пустыне» и «Деисус» из церкви Параскевы Пятницы на Всполье и шедевры иконописи XVII века, принадлежащие кисти Семена Спиридонова Холмогорца.

Возрождению реставрации ярославской иконописи в самом городе немало способствовала Елена Павловна Юдина (1926-1992). Первые уроки мастерства она получила от Филатова, часто приезжавшего в Ярославль. Впоследствии Юдина возглавила местную реставрационную мастерскую темперной живописи и руководила масштабными работами по раскрытию икон из церквей Ильи Пророка, Федоровской Богоматери и святителя Иоанна Златоуста в Коровниках.

В 1960-е годы собрание иконописи продолжало пополняться: в музей поступило более 300 произведений, вывезенных экспедициями Министерства культуры СССР из храмов Ростовского, Борисоглебского, Гаврилов-Ямского, Большесельского, Пречистенского, Угличского и Пошехонского районов Ярославской области. Сюда также попали иконы, переданные из закрытых музеев - Антирелигиозного в Ярославле и краеведческого в Тутаеве.

В 1964 году вышел в свет подготовленный Митрофановым и Юдиной «Каталог собрания Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника». Небольшой раздел «Древнерусская живопись XIII - начала XVIII века» отражал только ярославскую часть коллекции иконописи музея, и тем не менее это был первый опыт каталогизации ярославской иконописи, ставший началом ее систематического изучения.

В 1969 году Ярославо-Ростовский музей-заповедник разделился на три самостоятельных учреждения: Ярославский художественный музей, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и музей-заповедник в Ростове Великом. Единая по своему происхождению коллекция ярославской иконописи была поделена на две части. Художественному музею передавались иконы, поступившие из разрушенных городских церквей, а также из сохранившихся, но не подлежавших музеефикации храмов. Кроме того, в его собрание вошли произведения, привезенные из экспедиций по Ярославской области.

В 1970-1980-е годы большой вклад в комплектование фондов иконописи внесла главный хранитель музея Т.Л. Васильева. При ее деятельном участии собрание Ярославского художественного музея пополнилось иконами, привезенными из Даниловского, Любимского, Гаврилов-Ямского и Некрасовского районов. Значительное количество отреставрированных памятников вновь привлекло внимание исследователей к ярославской иконописи. В 1970-е годы были опубликованы работы В.В. Филатова, С.И. Масленицына, В.Г. Брюсовой, Т.Е. Казакевич, посвященные художественным памятникам Ярославля.

В 1977 году в музее был открыт реставрационный отдел - первый такого профиля в провинции. Возглавила его Е.П. Юдина. За короткий срок ей удалось не только организовать работу отдела, но и воспитать целую плеяду профессионалов-реставраторов. Ученики Юдиной и в настоящее время плодотворно работают в музее.

В том же году для экспозиции древнерусского искусства музею передали здание Митрополичьих палат XVII века. Этот уникальный памятник - ярославская резиденция ростовского митрополита Ионы Сысоевича - был отреставрирован в 1920-е годы П.Д. Барановским, после чего здание занимала Художественная галерея. Символично, что при обследовании Митрополичьих палат в 1977 году, накануне размещения в них экспозиции древнерусских памятников, сотрудники музея обнаружили на чердаке здания более 80 икон, заботливо спрятанных под слоями земляной засыпки. Они были уложены так, чтобы живопись пострадала минимально. Барановский, к которому обратилась главный хранитель музея Васильева, сообщил, что эти иконы происходили из разрушенных Успенского кафедрального собора и церкви Иоанна Златоуста, находившихся рядом с Митрополичьими палатами. Так как в 1920-е годы хранилища реставрационных мастерских оказались переполнены, то из каждого храма разрешалось изымать ограниченное число икон, главным образом древние. Спасая храмовое убранство, реставраторы спрятали иконы в закрытых тогда Митрополичьих палатах. В настоящее время, в преддверии 1000-летия Ярославля, музей готовит выставку «Обретение», где впервые покажет найденные в 1977 году иконы отреставрированными. Среди них преобладают памятники XVII-XVIII веков, но есть и древние образы. Один из них - «Воскресение - Сошествие во ад» редкого иконографического извода. Интересны и произведения XIX столетия, которые в свое время, вероятно, запретили включать в музейное собрание.

В 1980 году в Митрополичьих палатах на основе существовавшей экспозиции открылся отдел древнерусского искусства, который возглавила Ирина Петровна Болотцева (1944-1995). Она самозабвенно любила свой город и преданно служила делу сохранения и изучения ярославской иконописи. Поддерживая дружеские отношения с Перцевым, Болотцева была непосредственно связана с первооткрывателями ярославских икон и опиралась на их опыт.

Ирина Петровна впервые поставила задачу изучения целостных храмовых комплексов. Она начала систематическую работу по выявлению происхождения икон по архивным данным, что для собрания музея являлось особенно важным, так как при разделе коллекции ярославских икон именно в художественный музей поступили иконы, сведения о происхождении которых на тот момент были утрачены. Выяснение связи произведения с тем или иным храмом помогало в ряде случаев уточнить его датировку, полнее осмыслить иконографические особенности, сделать предположение об авторстве.

Важнейшим делом своей жизни Болотцева считала не только изучение, но и пропаганду культурного наследия средневекового Ярославля. В 1980 году совместно с московским искусствоведом и реставратором С.В. Ямщиковым она организовала большую выставку «Ярославская иконопись XIII - начала XVIII века», имевшую широкий резонанс в Ярославле и Ленинграде. Усилиями Ирины Петровны были проведены и первые выставки икон за рубежом - во Франции и Германии.

Болотцева отобрала в фондах и отправила на реставрацию в Москву большую партию икон, которые, по ее мнению, позволили бы по-новому взглянуть на этапы развития ярославского иконописания. К сожалению, преждевременная кончина не позволила осуществиться многим планам и масштабным проектам, задуманным Ириной Петровной. Ее дело продолжили сотрудники созданного ею отдела.

В отделе ведется большая научная работа. Издан первый том научного каталога собрания музея, посвященный иконописи XIII-XVI веков; следующий том каталога, охватывающий период до начала XVIII века, подготовлен к печати. Сотрудники отдела осуществили более 300 научных публикаций по иконам из собрания музея. Ежегодно в Митрополичьих палатах проходит научная конференция памяти И.П. Болотцевой, собирающая ведущих исследователей древнерусской культуры. По итогам конференций издаются сборники научных статей.

В настоящее время музей уделяет реставрации икон особое внимание. Их раскрывают от поздних записей не только здесь, в Ярославле, но и во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря и в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении в Москве, в реставрационном училище имени Н.К. Рериха в Санкт-Петербурге. В сохранении древних памятников помогают меценаты. Работы по восстановлению более половины из 50 икон, отреставрированных в музее за последние десять лет, оплачены из частных пожертвований.

Интенсивная реставрационная деятельность позволила музею существенно расширить экспозицию и сформировать выставочный фонд. Экспозиции «Похвала Богоматери», «Народные заступники», «Маленькие шедевры больших мастеров» изначально готовились для показа в тех городах нашей страны, в которых, по разным причинам, собрания иконописи не были столь богаты и разнообразны, как в Ярославле. Иконы из коллекции музея с успехом демонстрировались в Волгограде, Екатеринбурге, Иванове, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Саратове.

Выставка «101 икона из Ярославля», представленная в Третьяковской галерее, явилась своеобразным итогом изучения и реставрации музейного собрания. Никогда прежде за пределами города не экспонировалось такое количество шедевров XVII-XVIII веков. Многие иконы демонстрировались после реставрации впервые. Выставка позволила зрителям по-новому представить себе истоки и расцвет ярославского иконописания в XVII веке, а также продолжение и развитие местных художественных традиций в следующем столетии.

Разумеется, организовать подобный показ было бы невозможно без кропотливого многолетнего труда нескольких поколений ярославских музейных работников и реставраторов, специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Иллюстрации

«О Тебе радуется». Первая половина XVII в.
«О Тебе радуется». Первая половина XVII в.
Круг Иосифа Владимирова (?) Рождество Христoво. Середина XVII в.
Круг Иосифа Владимирова (?) Рождество Христoво. Середина XVII в.
Круг Гурия Никитина. Праздничный чин. Рождество Богоматери. 1680-е
Круг Гурия Никитина. Праздничный чин. Рождество Богоматери. 1680-е
Федор Евтихиев ЗУБОВ. Илья Пророк в пустыне. 1672
Федор Евтихиев ЗУБОВ. Илья Пророк в пустыне. 1672
Симеон Богоприимец. Конец XVII в.
Симеон Богоприимец. Конец XVII в.
Отечество. Третья четверть XVII в.
Отечество. Третья четверть XVII в.
Христос и самарянка (Неделя о самаряныне). 1698
Христос и самарянка (Неделя о самаряныне). 1698
Святые князья Феодор, Давид и Константин, святые князья Василий и Константин, ярославские чудотворцы, и преподобный Макарий Унженский в молении образу Богоматери Толгской. Конец XVII — начало XVIII в.
Святые князья Феодор, Давид и Константин, святые князья Василий и Константин, ярославские чудотворцы, и преподобный Макарий Унженский в молении образу Богоматери Толгской. Конец XVII — начало XVIII в.
Архангел Михаил. Первая половина XVIII в.
Архангел Михаил. Первая половина XVIII в.
Собор архангела Михаила. Начало XVIII в.
Собор архангела Михаила. Начало XVIII в.
Богоматерь на престоле, с «радостями» Богоматери. Вторая половина XVIII в.
Богоматерь на престоле, с «радостями» Богоматери. Вторая половина XVIII в.
Иван СМИРНОВ. Богоматерь Ярославская. Первая половина XVI в.
Иван СМИРНОВ. Богоматерь Ярославская. Первая половина XVI в.
Рама с изображением святых князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев, и клеймами чудес Богоматери и чудотворных богородичных икон. 1803

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play