МУЗЕЙ НА РЕКЕ БЕЛОЙ
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова - один из старейших музеев России: он основан 7 ноября 1919 года, открыт для публичного посещения 5 января 1920 года.
Начало коллекции музея и его создание связаны с именем выдающегося русского художника, уроженца Уфы Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942). В 1913 году, желая «содействовать художественному образованию своих земляков», он подарил родному городу собственную коллекцию русского искусства второй половины XIX - начала XX века - 102 работы, среди которых были произведения И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, А.Е. Архипова, Н.К. Рериха и других известных мастеров.
Особую ценность составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В результате собирательской деятельности музея, в том числе последующих даров художника и членов его семьи, коллекция произведений М.В. Нестерова в настоящее время насчитывает 107 экспонатов. По количественному составу и качественному уровню это одна из самых крупных коллекций его картин в России. В основном она включает работы 1878-1919 годов (лишь несколько произведений датируется более поздним временем). В такой хронологической определенности - принципиальная позиция музея: именно в этот период сформировалась и последовательно реализовывалась нравственно-эстетическая программа Нестерова, суть которой - в возрождении человеческой души в условиях «пустынножития», т.е. наедине с природой, в гармонии с ней.
Вначале нестеровский дар было решено разместить в строящемся Аксаковском народном доме (ныне Башкирский государственный театр оперы и балета), но ввиду затянувшегося строительства коллекция продолжала оставаться в Москве, в Историческом музее. Она прибыла в Уфу лишь 9 октября 1919 года. Ее привез друг Нестерова, уроженец Уфы, известный московский архитектор И.Е. Бондаренко (1870-1947), ставший первым директором нашего музея.
Музей расположился в бывшем особняке купца-лесопромышленника М.А. Лаптева, построенном в 1913 году в стиле модерн по проекту архитектора А. Щербачева.
В 1920-1930-е годы его собрание интенсивно пополнялось произведениями из Московского и Петроградского музейных фондов. В этот же период поступили полотна крупнейших русских мастеров - И.Н. Крамского, В.Г. Перова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, К.А. Коровина, П.В. Кузнецова, Л.В. Туржанского и многих других. Благодаря заботам Нестерова, в 1929 году Государственный Русский музей передал Башкирскому художественному музею ряд произведений, являющихся сегодня подлинными жемчужинами его собрания. Это «Ночь в Венеции» И.К. Айвазовского, «Всадник-башкир» А.О. Орловского, «После ливня» И.П. Стефановского, а также работы Н.Н. Ге, А.А. Харламова, Н.К. Рериха.
В 1920-е годы было заложено ядро коллекции древнерусского искусства, в 1920-1930-е в основном сложилась коллекция русского и зарубежного искусства. Кроме названных, основными источниками поступлений экспонатов в музей были Уфимский Горхоз, Соцобес, Аксаковская библиотека и частные лица. В течение последующих десятилетий собрание постоянно пополнялось, в результате чего сформировались основные коллекции: «Древнерусское искусство», «Русское искусство XVIII - начала XX века», «Западноевропейское искусство XVI-XIX веков», «Искусство Японии и Китая», «Советское изобразительное искусство», «Башкирское народное декоративно-прикладное искусство», «Современное изобразительное искусство Республики Башкортостан».
Коллекция древнерусского искусства включает в себя уникальные памятники московской и новгородской иконописных школ конца XV-XVII веков, в том числе так называемых «северных писем» XVI века, палехского письма конца XVIII века, образцы церковной меднолитой пластики XII-XIX веков и церковного серебра XVIII-XIX веков.
Собрание русского искусства XVIII - начала XX века объединяет несколько коллекций, каждая из которых имеет самостоятельное музейное значение.
Так, коллекция русской живописи XVIII века представлена парадным портретом в основном неизвестных художников круга Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и И.Б. Лампи. Коллекция русского искусства первой половины - середины XIX века - пейзажами П.В. Басина, С.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, П.П. Джогина, И.К. Айвазовского, портретами О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, рисунками К.П. Брюллова, акварелями А.О. Орловского.
Коллекцию русского искусства второй половины XIX века составляют дар М.В. Нестерова и поступления 1920-1930-х годов от Московского и Петроградского музейных фондов: произведения Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Г.М. Хруслова, А.К. Саврасова, И.П. Стефановского, A.И. Куинджи, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Е. Маковского, В.В. Верещагина, Ф.А. Рубо, С.В. Иванова, С.А. Виноградова, И.П. Похитонова, И.С. Остроухова, Н.А. Касаткина и других.
В коллекцию русского искусства конца XIX - начала XX века входят произведения членов и экспонентов объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». Это живопись и графика А.Н. Бенуа, Л.О. Пастернака, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря, B.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, Н.И. Фешина, П.В. Кузнецова, П.П. Кончаловского, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова.
Музей располагает замечательной коллекцией живописи одной из наиболее ярких фигур русского авангарда начала ХХ века - Д.Д. Бурлюка. Собрание насчитывает 37 произведений художника, созданных им (за исключением одного) во время пребывания в Башкирии - в 1915-1918 годы.
В коллекция западноевропейского искусства - живопись Ф. Ваувермана, Дж.П. Паннини, А. Каналетто, Н. Пуссена, Ф. Жерара, К. Верне, Н. Ланкре, Л. Бакхейзена, А. Сторка, А. Бегейна и других, а также собрание гравюры XV-XIX веков, представляющее известные школы гравюры в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, и произведения скульптуры XVIII-XIX веков датских, итальянских и французских мастеров.
Значительную часть музейного собрания составляют коллекция башкирского народного декоративно-прикладного искусства, представляющая уникальные образцы ткачества, вышивки, резьбы по дереву, ювелирного искусства и костюма XVIII - начала XX века, и коллекция изобразительного искусства Башкортостана XX - начала XXI века. Последняя - одна из наиболее крупных в музее. В ней представлены как произведения основателей башкирского изобразительного искусства - К.С. Девлеткильдеева, А.Э. Тюлькина, М.Н. Елгаштиной, И.И. Урядова, А.В. Лежнева, так и произведения художников, чье творчество сформировалось в 1950-1970-х годах. Это произведения Р.М. Нурмухаметова, А.Ф. Лутфуллина, Б.Ф. Домашникова, А.Д. Бурзянцева, А.А. Кузнецова, А.Х. Ситдиковой, Т.П. Нечаевой, М.Н. Арсланова, Г.Ш. Имашевой, З.Р. Басырова, Э.М. Саитова и многих других. Искусство 1980-1990-х годов и начала XXI века представлено обилием имен художников, среди которых - члены разнообразных по эстетическим концепциям творческих групп и объединений, возникших в республике именно в это «рубежное» время (группы «Март», «Инзер», «Сары бия», объединения «Чингисхан» и «Артыш»).
В настоящее время в собрании Башкирского государственного художественного музея, носящего с 1954 года имя Михаила Васильевича Нестерова, - более 10 тысяч экспонатов. Тем не менее на выставке в Государственной Третьяковской галерее, проходящей в рамках федерального перспективного выставочного проекта «Золотая карта России» и приуроченной к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, представлены избранные произведения только четырех художников: Михаила Васильевича Нестерова, Давида Давидовича Бурлюка, Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева и Александра Эрастовича Тюлькина.
Эти имена являются для Башкортостана знаковыми как с точки зрения художественного наследия, так и в смысле творческого вклада в культуру и искусство республики. К тому же именно в этом «венке» имен отразился многонациональный характер башкирского изобразительного искусства, его видовое и жанровое многообразие, живописно-пластическая оригинальность и образная неповторимость. Будем надеяться, что уникальное собрание Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова запомнится как неотъемлемая часть художественного наследия России.
Иллюстрации
Холст, масло. 61,7×76. Этюд к картине «Два лада» (1905, Нижегородский государственный художественный музей)
Холст на картоне, масло. 32,8×26. Этюд к картине «Весна-красна» (1933, Государственный Русский музей)
Холст, масло. 62×75,8
Фрагмент одноимeнной картины. Холст, масло. 66,6х74,6. Картина не сохранилась; была написана в период работы М.В.Нестерова над одноимeнным сюжетом для росписи церкви Александра Невского в Абастумане (1899–1904) и впоследствии уничтожена самим художником
Холст, масло. 154,4×69,8
Холст, масло. 44×66
Холст, масло. 92,6×62,4
Холст, масло. 62,6×93
Холст, масло. 39×36
Холст, масло. 44,2×39,5
Холст, масло. 57,2×95,9
Картон, темпера. 71×55
Холст, темпера. 110×145
Картон, темпера. 94×86
Картон, темпера. 64×69
Бумага, акварель. 29,1×47
Бумага, уголь, белила. 45×36
Бумага, акварель, карандаш. 21×33
Бумага, акварель. 50×30