СОКРОВИЩА РУССКОЙ ЖИВОПИСИ в собрании Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева

Ирина Буханцова, Людмила Снытко

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#2 2008 (19)

 

31-я выставка проекта «Золотая карта России»

Как Англия создала Лондон и Франция - Париж, так Сибирь создала Иркутск.
Она гордится им, и не видеть Иркутска - значит не видеть Сибири.

Н. Шелгунов

Иркутский художественный музей называют «сибирской Третьяковкой», «сибирским Эрмитажем» благодаря богатству и разнообразию представленных в нем коллекций: отечественное искусство, живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство западноевропейских стран и стран Востока, народное искусство, нумизматика, археология. Уникальным является раздел сибирского искусства от эпохи палеолита до наших дней. Общее число экспонатов превышает 20 000.

Иркутский музей — один из наиболее известных региональных музеев России. Основанный в 1870 году, он уступает по возрасту только Государственному Эрмитажу и Третьяковской галерее. У истоков собрания стоял Владимир Платонович Сукачев — видный общественный деятель 1870—1910-х годов, состоятельный и просвещенный меценат, создатель первой в Сибири картинной галереи. B «Биографических очерках о людях Иркутска», опубликованных в книге «Иркутск. Из прошлого в будущее», С. Гольдфарб отмечает: «Получив огромное состояние от родственников — крупнейших иркутских золотопромышленников Трапезниковых, он [Сукачев]... стал широко тратить сибирское золото на просвещение и музеи, печать и произведения искусства. Во многом благодаря В.П. Сукачеву Иркутск стал обладателем шедевров отечественной культуры».

Появление такого крупного художественного центра не случайно. Иркутск рано начал выделяться среди всех сибирских городов в силу своего выгодного географического положения. С 1731 года он стал важнейшим административным центром на востоке Сибири, а с конца XVIII века — крупнейшим религиозным, торговым, экономическим, научным и культурным центром.

Наиболее тесные связи сложились у Иркутска с Новгородом, откуда шли в эти края первые переселенцы. Выходцы из Новгорода, Соли Вычегодской, Усолья, Великого Устюга положили начало иконописанию в Сибири, поэтому становление сибирской иконописи связано прежде всего с северорусской художественной традицией. Зарождение собственно сибирского иконописания относится ко времени организации в 1621 году Сибирской епархии с центром в Тобольске. Иконописцы Тобольского архиерейского дома работали по всей Сибири. В 1727 году из состава Сибирской митрополии была выделена самостоятельная Иркутская епархия. Расширение территорий епархии до Тихого океана и рост православного населения в XVIII веке способствовали интенсивному строительству храмов и монастырей. В XVIII—XIX веках в среде иркутских иконописцев, резчиков по дереву, серебряников, меднолитейщиков складываются династии, известные далеко за пределами Иркутска: Бердниковых, Родионовых, Старцевых, Унжаковых, Фереферовых, Харинских.

В начале XIX века Иркутск — признанный культурный центр с первым в Сибири музеем, первым общедоступным театром и общественной библиотекой. Там же сложился и первый научный центр — Сибирское (позднее Восточно-Сибирское) отделение Императорского русского географического общества. «Иркутское общество, не только по богатству, но и по общему культурному уровню и по нравственным своим качествам оценивается если не выше, то, вероятно, и не ниже, чем в европейской России», — так описывается место и значение Иркутска в «Очерке, редактированном и изданном иркутским городским головой В.П. Сукачевым».

«Совершенно закономерно, — писал сибирский ученый Г.Н. Потанин, — что частные собрания картин появились в Сибири, прежде всего, конечно, в Иркутске... Но чаще всего, разбогатев и уехав из Иркутска, увозили с собой все... В позднейшее время большое собрание картин составил в Иркутске Сукачев. Г. Сукачев намерен основать в Иркутске картинную галерею...»[1]

Благодаря Сукачеву в Иркутске оказались произведения видных русских мастеров XIX века: А.Г. Варнека, Л.И. Соломаткина, А.П. Боголюбова, В.М. Максимова, И.К. Айвазовского, К.Е. Маковского, И.И. Ендогурова, А.Д. Кившенко, Ю.Ю. Клевера, Л.Ф. Лагорио. Перечисленные имена — неоспоримое свидетельство высокого уровня коллекции. В 1897 году в Иркутске побывал профессор русской литературы из Бордо Жюль (Юлий) Легра. В своих воспоминаниях он писал о Сукачеве и его галерее: «Он элегантный сибиряк, с которым знакомы наши парижане. Но, вероятно, очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири. Эта галерея приятно удивила меня, т. к. во время путешествия по Сибири редко удавалось встретить произведения искусства. Галерея почти исключительно русская: это патриотизм, который я очень ценю»[2].

В 1880—1910-е годы частная картинная галерея Сукачева, разместившаяся в отдельном доме его иркутской усадьбы, фактически играла роль художественного музея. Даже после отъезда владельцев в Петербург в 1898 году галерея оставалась открытой для посетителей, а ее произведения участвовали в городских выставках. Позднее эти выставки проходили в самой галерее. Все они носили благотворительный характер. В 1920 году картинная галерея была национализирована и вместе с исторической коллекцией составила Городской музей, открывшийся в том же году. Через 16 лет значительно выросшая коллекция превратилась в самостоятельный Иркутский областной художественный музей. В 1990 году ему присвоено имя Владимира Платоновича Сукачева.

Наиболее крупной в музейном собрании является коллекция русского искусства. История формирования ее иконописного раздела восходит к середине 1930-х годов, когда из закрывавшихся церквей Иркутска стали поступать первые иконы. Немало ценных экспонатов было обнаружено сотрудниками музея в экспедициях, обследовавших территорию Иркутской области (старинные поселения по рекам Ангаре и Лене), Забайкалья, Красноярского края. Фонд икон пополнялся дарами частных лиц. Большим событием стало присоединение в 1980—1990-х годах памятников крупнейших художественных центров — Новгорода, Пскова, Москвы, Балкан — из знаменитой коллекции московского доктора Валериана Вадимовича Величко.

В настоящее время музей обладает одной из самых значительных коллекций икон в Сибири и на дальнем Востоке. Ее основу составляет сибирская икона, безусловно являющаяся важным звеном древнерусского искусства. Истоки сибирской иконописи чрезвычайно многообразны, связаны со сложными миграционными процессами, в результате которых сибирские художники последовательно испытывали влияние иконописи Русского Севера, Поволжья, мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, стилистики барокко.

Среди наиболее ценных экспонатов — икона «Иоанн Предтеча» (1670-е), в которой заметно влияние устюжского письма. Иконография данного памятника чрезвычайно оригинальна: Иоанн изображен во власянице в облике Ангела пустыни, а голова его увенчана короной, что является редкостью для иконостасных изображений Предтечи. Привлекает внимание своей красочной выразительностью и икона «Архангел Михаил — Грозных сил воевода» (1718), на которой архистратиг представлен в виде всадника на красном крылатом коне. Изображение защитника христианской веры, покровителя русского воинства было широко распространено в сибирской иконописи.

Сложившаяся в XVIII столетии сибирская народная икона оказала определенное влияние на церковную и даже на монастырскую иконопись. Характерный памятник этого типа — «Апостол Петр» второй половины XVIII века из села Сурова Усть-Кутского района. Его отличают некоторая тяжеловесность, устойчивость формы, хроматическая сдержанность.

Коллекция произведений XVIII — первой половины XIX века, как и во многих региональных музеях, стала формироваться в советское время. Наиболее ранние поступления из Государственного музейного фонда относятся к 1928 году. Именно тогда в далекой Сибири оказались произведения Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, В.К. Шебуева, К.П. Брюллова и многих других ведущих мастеров отечественного искусства. В 1938 году Третьяковская галерея передала Иркутску портреты кисти «русского итальянца» П. Ротари, акварелиста академика П.Ф. Соколова, живописный портрет ученика К.П. Брюллова Ф.П. Чумакова, четыре этюда В.Д. Поленова и П.А. Брюллова, приобретенные в свое время П.М. Третьяковым. С 1948-го по 1977 год главная роль в формировании коллекции принадлежит директору музея А.Д. Фатьянову. Талантливый собиратель завоевал непререкаемый авторитет не только в Государственном фонде и в столичных музеях, но и среди крупнейших коллекционеров страны — Ф.Е. Вишневского, П.Е. Корнилова, Н.К. Величко, Ю.В. Невзорова. С 1920-х годов стремительно растут фонды отечественного искусства второй половины XIX — начала ХХ века. Нельзя не упомянуть такой важный источник поступления произведений, как частные коллекции иркутских купцов и чиновников, а также фонды Иркутского общества художников, где в начале XX века оставались некоторые работы, привезенные из столиц или из-за рубежа на временные выставки. Отдельные работы перешли в музей из государственных учреждений и учебных заведений Иркутска.

70-е и 80-е годы XIX века — время расцвета творчества передвижников — были представлены на выставке ранним этюдом К.Е. Маковского «Савояр» (1872, коллекция В.П. Сукачева) и жанром Ф.Ф. Бронникова «Покинутая» (1873, коллекция В.П. Сукачева), который стал для художника «пропуском» в члены Товарищества. Ему созвучна картина малоизвестного петербургского жанриста экспонента выставок передвижников Н.Г. Богданова «Гаванские чиновники» (1882, коллекция В.П. Сукачева). В состав выставки вошла картина «Сокольники» (1882) А.К. Саврасова — одного из корифеев национального пейзажа. К этой работе могут быть в полной мере отнесены слова И.И. Левитана: «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа».

Иркутская коллекция произведений первых десятилетий ХХ века отражает новые тенденции в живописи — значительное расширение круга тем и обогащение художественных средств. Начало столетия — период расцвета «Союза русских художников» (1903— 1924). На выставке в ГТГ демонстрировались пейзажи членов этого крупнейшего объединения Л.В. Туржанского, С.Ю. Жуковского и С.А. Виноградова. Выпускники московской живописной школы, ученики Саврасова, Левитана и Поленова, они восприняли и сохранили лучшие традиции своих учителей. Творчество этих мастеров отличают любовь к работе «на этюдах», стремление усилить эмоциональную сторону пейзажа. В их полотнах побеждает свободная, эскизная манера письма, в которой большая роль отводится самому красочному мазку. Роднит их с учителями и любовь к неброским уголкам родной природы.

Музейная коллекция русского авангарда первых десятилетий ХХ века включает такие яркие и неординарные работы, как, например, «Портрет моего дяди» (1910-е) художника и поэта Д.Д. Бурлюка, которого принято называть «отцом русского футуризма». В те же годы выполнен «Портрет неизвестной» В.М. Ермолаевой — высоко ценимой знатоками, незаслуженно забытой художницы. В этой работе отчетливо заметна близость Ермолаевой к художественным принципам, провозглашавшимся в то время М.Ф. Ларионовым.

К кругу авангардистов можно отнести и иркутянина А.П. Жибинова. Его учителем в родном городе был И.Л. Копылов — выпускник частной академии Жюльена в Париже, — развивший в ученике чувство цвета, фантазию, страсть к живописным экспериментам, а в Ленинграде — живописец-новатор П.Н. Филонов. В композиции «Красная Армия» (1931) Жибинову удалось создать зримый образ времени. Революция и гражданская война в его картине — это стихия, охватившая всю страну. Подобно Филонову Жибинов анализирует мир и разлагает его на составные элементы. Характерно, что в лицах красноармейцев неизменно угадываются черты самого автора.

Богатство и разнообразие коллекций Иркутского художественного музея дают возможность представить зрителю достаточно полную картину отечественного искусства вплоть до конца ХХ века. Впервые в Москве в стенах Третьяковской галереи была показана хоть и небольшая, но наиболее ценная часть иркутского собрания, включавшая ряд наиболее значительных произведений из постоянной экспозиции музея.

 

  1. Потанин Г.Н. Живопись в Сибири / «Сибирская жизнь», 7 сент. 1903.
  2. Цит. по: Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. Иркутск, 1990. - (Серия «Замечательные люди Сибири»).

Иллюстрации

Апостол Петр. Вторая половина XVIII в.
Апостол Петр. Вторая половина XVIII в.
Дерево, паволока, левкас, темпера. 107×49
Архангел Михаил - Грозных сил воевода. 1718
Архангел Михаил - Грозных сил воевода. 1718
Дерево, паволока, левкас, темпера. 90×71
Неизвестный художник XVIII в. Портрет Ермака
Неизвестный художник XVIII в. Портрет Ермака
Холст, масло. 70×57
Иоанн Предтеча. 1670-е
Иоанн Предтеча. 1670-е
Дерево, паволока, левкас, темпера. 125×43
М.А. ВАСИЛЬЕВ. Портрет Н.Т. Баснина. 1824
М.А. ВАСИЛЬЕВ. Портрет Н.Т. Баснина. 1824
Холст, масло. 78×62,5
М.А. ВАСИЛЬЕВ. Портрет М.Д. Басниной. 1824
М.А. ВАСИЛЬЕВ. Портрет М.Д. Басниной. 1824
Холст, масло. 78×62,5
Ф.С. РОКОТОВ. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-х
Ф.С. РОКОТОВ. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. Начало 1780-х
64×50
Л.Ф. ЛАГОРИО. Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке). 1849
Л.Ф. ЛАГОРИО. Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке). 1849
Холст, масло. 68×96
Г.Г. МЯСОЕДОВ. Весна (Лесной ручей). 1890
Г.Г. МЯСОЕДОВ. Весна (Лесной ручей). 1890
Холст, масло. 75,5×56,5
С.К. ЗАРЯНКО. Мужской портрет. 1840-е (?)
С.К. ЗАРЯНКО. Мужской портрет. 1840-е (?)
Холст, масло. 31,5×24,5
Л.И. СОЛОМАТКИН. Утро у трактира «Золотой бережок»
Л.И. СОЛОМАТКИН. Утро у трактира «Золотой бережок»
Холст, масло. 52×71
Д.Д. БУРЛЮК. Портрет моего дяди. 1910-е
Д.Д. БУРЛЮК. Портрет моего дяди. 1910-е
Фанера, масло, мерлушка. 36×25
А.П. ЖИБИНОВ. Красная Армия. 1931
А.П. ЖИБИНОВ. Красная Армия. 1931
Холст, масло. 190×135
С.А. ВИНОГРАДОВ. Сад (Пионы в цвету). 1910
С.А. ВИНОГРАДОВ. Сад (Пионы в цвету). 1910
Холст, масло. 96×96
В.М. ЕРМОЛАЕВА. Портрет неизвестной. 1910-е (?)
В.М. ЕРМОЛАЕВА. Портрет неизвестной. 1910-е (?)
Холст, масло. 84×68

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play