РУССКАЯ КЛАССИКА ИЗ ЧЕЛЯБИНСКОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВ

Галина Трифонова

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#3 2008 (20)

Челябинский областной государственный музей искусств - наименование возникшего в 2005 году объединения двух художественных музеев: старейшей на Южном Урале Челябинской областной картинной галереи и выделенного из нее в 1978 году Музея декоративно-прикладного искусства Урала.

Бурное формирование культуры Челябинска — крупнейшего в регионе индустриального центра — связано с интенсивным развитием города, которое началось с 1890-х годов с приходом Великой транссибирской железнодорожной магистрали. Судьба города с тех пор была решена — он стал важнейшим транспортным узлом связи Восток-Запад, Север—Юг. Технический прогресс во многом определил перспективы Южного Урала и его центра — Челябинска.

В советское время культура и искусство находились в тесной взаимосвязи (если не сказать — в зависимости) с ролью Челябинска как индустриального гиганта. Ростки художественного самосознания в городской среде получили новый импульс в конце 1920-х — начале 1930-х годов, в первые годы пятилеток, когда создавался промышленный потенциал второй угольно-металлургической базы страны — Урало-Кузбасса. На стройки индустриализации на Урал, в том числе в Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, приезжали художники из Москвы и Ленинграда. Их документально-репортажные рисунки, портреты, пейзажи, картины современной и историко-революционной тематики экспонировались в 1935—1936 годах на выставке «Урало-Кузбасс в живописи» в Свердловске, Новосибирске, Уфе, Челябинске. Затем выставка была преобразована в передвижную — «Южный Урал в живописи» — с включением работ челябинских художников. В 1939-м входившие в нее произведения легли в основу Челябинской картинной галереи, открывшейся для зрителей 6 июня 1940 года.

У истоков создания музея стояли немногочисленная в 1930-е годы местная интеллигенция и художественная общественность: журналист, первый в Челябинске профессиональный искусствовед и первый директор картинной галереи Л.П. Клевенский, а также представители первого поколения челябинских художников — Н.А. Русаков, Д.Ф. Фехнер, А.П. Сабуров, И.Л. Вандышев, В.Н. Челинцова, ТВ. Руденко, П.Г. Юдаков, А.М. Сосновский, О.П. Перовская, И.А. Мочалов.

Основную часть собрания молодого южно-уральского музея составила современная живопись. Коллекцию западноевропейского искусства заложил ряд полотен старых мастеров, среди которых наибольший интерес представляют так называемые «флорентийские» портреты Позднего Возрождения. Фундаментом нового музея виделась коллекция русской классической живописи, первым произведением которой стала «Купальщица» Т.А. Неффа. Благодаря совместным действиям Челябинского областного союза советских художников и картинной галереи в мае 1941 года музей получил драгоценный дар из Государственного Русского музея: 54 произведения живописи и 52 — оригинальной и печатной графики. Несмотря на утраты военного времени, они и сегодня являются стержнем челябинского собрания: парсуна из Александро-Невской лавры «Александр Невский», парадный портрет в стиле барокко «Екатерина II законодательница в храме богини правосудия», исполненный в 1792 году И.Б. Лампи с композиции Д.Г. Левицкого, парадные поясные портреты великой княгини Марии Федоровны и графа П.А.Шувалова 1780— 1790-х годов кисти неизвестных художников, работы А.О. Орловского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского, Н.Н. Дубовского, Н.И. Фешина.

Период Великой Отечественной войны стал испытанием для молодого художественного музея. Вынужденные в короткие сроки решать проблемы размещения эвакуированных наркоматов, предприятий, советских граждан, спешно покинувших оккупированную территорию страны (население Челябинска во время войны выросло в три раза), обустройства госпиталей для раненых, местные власти срочно закрывали все необоронные учреждения. В августе 1941-го галерея была «ликвидирована».

Восстановление Челябинской картинной галереи началось с 1946 года; ее второе рождение состоялось 2 февраля 1952 года в здании в стиле рационального модерна, выстроенном по проекту архитектора А.А. Федорова. Интересно отметить, что в период восстановления всерьез обсуждалось открытие в Челябинске филиала Государственной Третьяковской галереи, и это здание было выбрано как наиболее соответствующее художественному музею по своим параметрам и местоположению в городе.

Послевоенные поступления из центра обогатили коллекции русского дореволюционного и советского искусства. Собрание западноевропейского искусства выросло благодаря передаче произведений из ГИМа. Большая коллекция живописи и гравюры была получена из ГМИИ имени А.С. Пушкина. С входивших в нее работ японских художников в Челябинском музее началось формирование коллекции искусства Востока. На основе безвозмездной передачи из Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», а также из Новосибирской картинной галереи возникла коллекция декоративно-прикладного искусства. Из местных источников были образованы коллекции художественных промыслов Южного Урала: чугунного литья, златоустовской гравюры на стали, народного искусства. В 1960-е годы собрание старейшего южноуральского музея отразило исторические этапы, художественные стили, направления, течения и творчество мастеров, составивших славу и гордость отечественной и зарубежных художественных школ, начиная с XVI века. В последующие десятилетия происходило расширение коллекций. В I960— 1990-е годы комплектовалась коллекция искусства уральского региона. В настоящее время собрание Челябинского областного государственного музея искусств насчитывает более 14 000 произведений.

Вот уже 50 лет коллекция русской классической живописи составляет стержень постоянной музейной экспозиции. Каждый этап истории искусства XVIII — начала ХХ века представлен типичными и характерными произведениями русских художников, а также россики.

Неизменно царит в экспозиции русской живописи «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»[1], исполненный французским художником Ж.Л. Монье в 1805 году по заказу президента Академии художеств графа А.С. Строганова для его петербургского дворца. В 1919 году парные портреты Елизаветы и Александра I были переданы из Строгановского дворца в Зимний, в 1931-м портрет императрицы по непонятным причинам последовал из Эрмитажа в Третьяковскую галерею. В 1960 году путешествие картины продолжилось дальше на Восток, на Южный Урал, где она нашла наконец свое пристанище и стала одним из композиционных и стилистических стержней музейной экспозиции, образцом парадного дворцового стиля эпохи расцвета русской дворянской культуры. Своей неотразимой красотой и личностными качествами Елизавета неизменно привлекала к себе внимание и любовь художников, патриотов-реформаторов, политических деятелей, она была воспета поэтами, любима народом, покровительствовала искусствам. С жизнью и загадочной, как и у Александра I, смертью императрицы связано много тайного и легендарного. Иконография изображений Елизаветы обширна, однако без преувеличения можно сказать, что венцом ее образа в живописи является портрет из собрания Челябинского музея искусств, исполненный в стиле классицизм с элементами романтизма.

К сожалению, большие размеры портрета и состояние его сохранности, так же, как и крупноформатного полотна ученика великого А.А. Иванова московского художника С.П. Постникова «Прощание Гектора с Андромахой» (1863), полученного в 1960 году от Государственной Третьяковской галереи, не позволили включить эти замечательные картины в экспозицию выставки «Золотая карта России». Но зрители могли увидеть другие раритеры: автопортрет Д.Г. Левицкого и исполненный им портрет его супруги Н.Я. Левицкой; жанровые портреты — крестьянские типы А. Г. Венецианова и B.А. Тропинина; редкий по сюжету и мотиву в творчестве И.К. Айвазовского пейзаж знаменитого мариниста; портреты В.Г. Перова; внимательно, с большим мастерством написанный портрет старушки кисти В.О. Шервуда — автора архитектурного проекта Исторического музея; поступивший из Третьяковской галереи портрет баронессы C.В. Стааль фон Гольштейн, исполненный И.К. Макаровым. Неожиданным открытием для многих стали произведения художников семьи Маковских — Владимира, Константина и Александры; картина «Запоздала» (1889) Н.Г. Богданова. А какими отрадными впечатлениями наполняли душу пейзажи, портреты и натюрморты, созданные русскими художниками, связанными с московскими и французскими живописными традициями: В.Д. Поленовым, С.Ю. Жуковским, П.И. Петровичевым, Ф.А. Малявиным.

Изображение Александра Невского, исполненное не ранее 1724 года, и кубофутуристический портрет «Татлин и бандура» (1915), написанный В.Е. Пестель — вот условные границы экспозиции произведений из собрания Челябинского музея искусств, которая открыла типичные и неповторимые явления русской живописи в собрании южноуральского музея и могла бы носить символическое название: «От парсуны до авангарда».

  1. Трифонова Г.С. К вопросу о типологии и иконографии портрета / Россия: классический ракурс. Три века русской художественной культуры: Сб. докл. на науч.-практической конф. на выст. «Сияющая Россия» 28-30 сентября 1999 года. Челябинск, 2000. С. 26-33.

 

 

«...Все так цвело и трепетало»

Этими словами основоположника профессионального искусства в Челябинске Николая Афанасьевича Русакова (1888-1941) можно сказать о художниках его поколения. Говоря языком Велимира Хлебникова, это было поколение «тайновидцев» и «солнцеловов», на которых, как в эпоху Возрождения, «лились потоки благодати». Но наступивший XX век не дал цвести их талантам, погрузив мир в круги дантова ада.

Трагическая смерть Русакова, осужденного как «врага народа», стала причиной того, что вплоть до конца 1970-х его имя даже не упоминалось в контексте художественной культуры. Благодаря его жене М.К. Русаковой и сыну О.Н. Русакову, московскому архитектору, было сохранено главное — живопись, акварели и рисунки Николая Афанасьевича. Исследование его творчества, большого объема реставрационные работы, осуществленные художником-реставратором Челябинской картинной галереи В.П. Кочневым, позволили обнародовать наследие живописца на двух проходивших в залах Челябинской картинной галереи выставках, приуроченных к 100-летию (1989/1990) и к 115-летию (2004) со дня рождения Н.А. Русакова. В 2004 году вышла в свет первая монография о художнике[1]. В собрании Челябинского музея искусств хранится более 100 произведений Русакова, приобретенных и подаренных семьей художника. На выставке в Третьяковской галерее москвичи могли впервые познакомиться с творчеством выдающегося уральского мастера, совершенно новым для любителей и знатоков искусства.

Уроженец деревни Писклово Еткульской станицы Челябинского уезда Оренбургской губернии, Русаков учился у Н.И. Фешина в Казанской художественной школе (в 1909—1913 годах), а затем — у К.А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (в 1913—1917 годах). Творческая личность Николая Русакова формировалась в атмосфере накопившейся в России избыточной красоты. Только-только перестали задавать тон мирискуссники, а символисты уже затмили их, все заслонил великой трагической красотой и сверканием запредельного Врубель, открыты были для обозрения в особняке С.И. Щукина Матисс и Ван Гог, Гоген и Сезанн. «Бывало, сезон наш бог — Ван Гог, другой сезон — Сезанн», — напишет об этом времени Владимир Маяковский, с которым не раз пересекались пути Николая Русакова: сначала в Казани, куда приезжали футуристы, затем в МУЖВЗ на юбилейной XXXV ученической выставке.

Чуткий к красоте, Русаков формируется прежде всего как живописец, жрец изысканного в искусстве. Вслед за Гогеном и многими однокурсниками в 1915 году он предпринял путешествие на Восток на корабле Доброфлота. Путевые акварели из маленького альбома с указанием дат и географических пунктов позволяют обозначить маршрут поездки: Турция, Александрия, Багдад, Индия, провинция Мадура, Бирма, Поэ-Вьетнам, Шанхай, Киото. На акварели «Очарователи змей» (собрание семьи, Москва), на подвернутом клапаном листе, читается продавленная карандашом надпись: «пров. Мадура (Индия) Очарователи змей. Лились трепетные легкие звуки свирели под втору гитары, был розовый вечер. Все тонуло в розовом свете, все облито было ало-розовой страстью жизни. Я стоял одинокий далекий странник, я смотрел зачарованным глазом на истинную красоту жизни, тут не было гнилых европейских суждений, тут была сама жизнь, тут все было просто, естественно [неясное слово], била жизнь чистой хрустальной струей. Все было так дико, странно, но все так цвело, трепетало». С этого времени Восток вошел в творчество Русакова.

После окончания МУЖВЗ живописец вернулся в Челябинск, принял активное участие в художественной жизни города, занялся организацией студий, преподавал, включился в создание Челябинского союза советских художников. В 1938 году в родном городе состоялась его первая персональная выставка, посвященная 50-летию со дня рождения и 20-летию творческого пути. В 1939 году на Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ, в залах Третьяковской галереи была представлена единственная картина Русакова «Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича» (1937).

Мечта показать свои работы в столице, где так много было товарищей по учебе, и прежде всего — А.М. Родченко, с которым художник был знаком со времен Казанской художественной школы, осуществилась в год 120-летия со дня рождения мастера: на выставке проекта «Золотая карта России» экспонировалось 22 произведения живописи и акварели мастера из собрания Челябинского музея, исполненных в 1910—1930-е годы. Они лаконично и символично отражают основные периоды, темы, образы, в которых сконцентрирован смысл творчества художника: страстная любовь к жизни, зачарованность красотой природы и человека и возможность выражать ее средствами пластики и языком живописи — цветом.

 

  1. Трифонова Г.С. Николай Русаков. Жизнь и творчество. 1888-1941. «...Я смотрел зачарованным глазом». Челябинск, 2004.

Иллюстрации

Неизвестный художник. Александр Невский. Не ранее 1724
Неизвестный художник. Александр Невский. Не ранее 1724
Холст, масло. 89×71
А.Г. ВЕНЕЦИАНОВ. Мальчик в красной рубашке. 1845
А.Г. ВЕНЕЦИАНОВ. Мальчик в красной рубашке. 1845
Холст, масло. 75×60
Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. Автопортрет. 1783
Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. Автопортрет. 1783
Картон на дереве, масло. 20,3×16,3 (овал)
В.А. ТРОПИНИН. Девушка со сливами. 1848
В.А. ТРОПИНИН. Девушка со сливами. 1848
Холст, масло. 75,5×62
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Отара овец (Стадо баранов). 1857
И.К. АЙВАЗОВСКИЙ. Отара овец (Стадо баранов). 1857
Холст, масло. 107×161
П.И. ПЕТРОВИЧЕВ. В Нескучном саду. 1915
П.И. ПЕТРОВИЧЕВ. В Нескучном саду. 1915
Холст, масло. 51,5×71,5
Н.Е. КУЗНЕЦОВ. Гранаты и яблоки. 1916
Н.Е. КУЗНЕЦОВ. Гранаты и яблоки. 1916
Холст, масло. 59×73
А.Е. АРХИПОВ. Веранда с цветами
А.Е. АРХИПОВ. Веранда с цветами
Холст, масло. 82×96
Н.Е. КУЗНЕЦОВ. Портрет жены. 1919
Н.Е. КУЗНЕЦОВ. Портрет жены. 1919
Холст, масло. 60×49
А.М. РОДЧЕНКО. Портрет Н.А. Русакова. 1912
А.М. РОДЧЕНКО. Портрет Н.А. Русакова. 1912
Дерево, масло. 34,5×25,8
В.Е. ПЕСТЕЛЬ. Художник Татлин с бандурой. 1916
В.Е. ПЕСТЕЛЬ. Художник Татлин с бандурой. 1916
Холст, масло. 80×49
Н.А. РУСАКОВ. Улица в Логауте. 1926
Н.А. РУСАКОВ. Улица в Логауте. 1926
Лист из альбома «Колониальный Восток наших дней». Бумага, акварель. 32,5×25,4
Н.А. РУСАКОВ. Автопортрет в красной рубахе. 1935
Н.А. РУСАКОВ. Автопортрет в красной рубахе. 1935
Холст, масло. 74×56
Н.А. РУСАКОВ. Восточный диспут (Восточные ученые). 1917–1924
Н.А. РУСАКОВ. Восточный диспут (Восточные ученые). 1917–1924
Холст, масло. 91×119
Н.А. РУСАКОВ. Первый поезд. 1924
Н.А. РУСАКОВ. Первый поезд. 1924
Холст, масло. 69×137
Н.А. РУСАКОВ. Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича. 1937
Н.А. РУСАКОВ. Мархаба, звеньевая сложной молотилки колхоза имени Кагановича. 1937
Из цикла «Молодежь страны Советов». Холст, масло. 119×98
Н.А. РУСАКОВ. Эти и те. 1927
Н.А. РУСАКОВ. Эти и те. 1927
Холст, масло. 101×155

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play