Прогулки по Москве. Казанский вокзал | Арт-шарады

«Ворота на Восток»

Казанский вокзал открылся в 1918 году (задолго до окончания всех работ). С начала осуществления проекта прошло менее 10 лет – по меркам архитектуры срок мизерный, – но это было десятилетие, разделенное историей на до и после. Замысел проекта отличается от итога так, как будто между ними – вечность.

Можно сказать, что история ансамбля Казанского вокзала началась с замены двух букв. В 1911 году акционеры Общества Московско-Казанской железной дороги приняли решение о постройке на месте Рязанского вокзала нового, Казанского (в русском стиле). Был объявлен конкурс с многозначительным девизом – «Ворота на Восток»; по его результатам проект возглавил А.В. Щусев.

Подробнее в материалах выпуска:

Наши вопросы:

  1. Кто возглавлял Правление Общества Московско-Казанской железной дороги и фактически стал инициатором создания архитектурного ансамбля Казанского вокзала?
  2. По признанию Щусева, работая над проектом Казанского вокзала, он смешивал «детали разных эпох», использовал «древнюю и русскую и отчасти восточную архитектуру». С каким масштабным произведением русского композитора сравнивал свой замысел зодчий?

Ответ найдете в статье:

 

Музей истории строительства вокзала

Заказчики понимали уникальную культурную ценность проекта – в разное время к оформлению Казанского вокзала приглашались лучшие мастера русского искусства Серебряного века: Александр Бенуа, Евгений Лансере, Зинаида Серебрякова, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев, Павел Кузнецов, Александр Яковлев, Александр Головин, Сергей Коненков, Иван Билибин и др. Не все идеи вписывались в единую концепцию, многое было отвергнуто. Однако Общество Московско-Казанской железной дороги пожелало приобрести эскизы всех художников вне зависимости от их утверждения, чтобы в будущем организовать музей при вокзале, посвященный истории его строительства. После событий февраля 1917 года возведение вокзала прекратилось, работы над его оформлением были остановлены. Ввиду отсутствия денег Правлению пришлось отказаться от идеи создания музея при вокзале, и художникам разрешили распродавать свои эскизы на сторону. Очень быстро работы рассеялись по различным музеям и частным коллекциям.

 

Томные одалиски и ситцевые сарафаны:
замысел оформления интерьеров Казанского вокзала

Проект вокзала не допускал смешения потоков пассажиров разных классов. Предполагалось, что путешественники 1-2 и 3 классов будут входить в здание через разные башни; залы ожидания разделялись служебными  помещениями. Для высших классов были предусмотрены ресторан и теплый крытый перрон; кроме того, специальная башня и покои проектировались для членов императорской фамилии.
Оформление изначально планировалось только для привилегированных пассажиров. Однако в 1914 году Щусев распространил его и на 3-й класс. 

Самым дерзким, вероятно, был проект росписи ресторана. В поддержку главного аллегорического лейтмотива всего вокзала «Россия соединяет Европу и Азию»  были задуманы масштабные композиции «Триумф Европы» и «Триумф Азии», а по боковым стенам между окнами  панно, изображающие восточные народы в виде обнаженных женских фигур.

Подробнее в материалах выпуска:

Наши вопросы:

  1. В статье впервые опубликованы фотографии эскизов князя С.А. Щербатова для зала ожидания 1-2 классов из частного собрания – «Поле» и «Город» (местонахождение самих эскизов неизвестно
    В каком стиле были задуманы панно Щербатова?
    Как называлась третья композиция, заказанная высокородному художнику-любителю?
  2. По признанию Щусева, работая над проектом Казанского вокзала, он смешивал «детали разных эпох», использовал «древнюю и русскую и отчасти восточную архитектуру»
  3. Какова дальнейшая судьба зала ресторана вокзала? Кто завершал его оформление?

Ответ найдете в статьях:

 

Арт-Шарада

Арт-Шарады от журнала Третьяковская галерея

Воплощая идею единения Европы и Азии, Щусев придал одной из башен Казанского вокзала черты двух знаменитых "предшественниц".

Впишите недостающие слова описания в клетки - и в выделенных полях прочтите имя мифического существа, связанного с аллегорическим замыслом А. Щусева

 

Автор проекта Арт-шарада – Светлана Казакова

 

За правильный ответ вы получите журнал "Третьяковская галерея".
Ответы присылайте на info@tg-m.ruart4cb@gmail.com с пометкой Конкурс

Подписывайтесь на нашу бесплатную информационную рассылку и следите за публикациями новых заданий на сайте журнала и в соцсетях. Комментарии к постам с вопросами приветствуются.

Удачи!

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play