Ars vs Bellum
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ 1966
Н.С. ГОНЧАРОВА. Град обреченный. Лист из альбома «Мистические образы войны». 1914
Литография. 32,3 × 24,5. © ГТГ
Музы не молчали ни в Первую мировую войну, ни во Вторую. Не молчали ни в России, ни в Европе. Всякая война заставляет человека ощутить свою уязвимость и смертность; лишения и близость смерти невероятно обостряют и углубляют восприятие бытия... Слом нравственной картины мира, произошедший после Первой мировой войны, по-своему осмыслил чешский философ феноменологического направления Ян Паточка (1907-1977): «Первая мировая война породила целый ряд объяснений, отразивших стремление людей понять это чудовищное событие, хотя и осуществленное людьми, но при этом превосходящее горизонт понимания каждого отдельного человека и всего человечества, - событие в определенном смысле космическое»[1].
К.С. ПЕТРОВ-ВОДКИН. На линии огня (Атака). 1916
Холст, масло. 196 × 275. © ГРМ
Писатели, драматурги и поэты, художники и скульпторы, композиторы, кинематографисты и философы с обеих воюющих сторон переработали - каждый по-своему - драматический экзистенциальный опыт войны в прозу и поэзию, живопись и графику, скульптуру и музыку.
- Паточка Я. Еретические эссе о философии истории. Минск, 2008. С. 148.
С этой статьей также смотрят:
Александр Морозов
Подвиг и Слава. Искусство на войне
Александр Сытов
80 лет Студии военных художников имени М.Б. Грекова
Бумага, литография. 112 × 88
© ГТГ
Этюд для картины «На линии огня» (1916, ГРМ). Бумага, угольный карандаш. 20,7 × 17,3
© ГРМ
Этюд для картины «На линии огня» (1916, ГРМ). Бумага, угольный карандаш. 20,7 × 17,1
© ГРМ
Москва, Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. Литография
Бумага, хромолитография, печать. 98 × 69
© ГТГ