80 лет Студии военных художников имени М.Б. Грекова

Александр Сытов

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2015 (47)

ПОЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА ПАНОРАМНОЙ ЖИВОПИСИ СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ ФРАНЦА РУБО (1856-1928). ШИРОКУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ ЕМУ ПРИНЕСПИ ПАНОРАМЫ «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» И «БОРОДИНСКАЯ БИТВА». ФРАНЦ РУБО СЧИТАЛ, ЧТО «БАТАЛИСТ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО СХВАТЫВАТЬ ОБЩЕЕ, ХАРАКТЕРНОЕ, ПЕРЕДАВАТЬ МОДЕЛЬ В ДВИЖЕНИИ, УМЕТЬ РИСОВАТЬ И ПИСАТЬ ПО ВПЕЧАТЛЕНИЮ, ПО ПАМЯТИ...». ДОЛГОЕ ВРЕМЯ Ф. РУБО ПРЕПОДАВАЛ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ВОСПИТАЛ ЦЕЛУЮ ПЛЕЯДУ ТАЛАНТЛИВЫХ РУССКИХ БАТАЛИСТОВ, САМЫМ ИЗВЕСТНЫМ ИЗ КОТОРЫХ СТАЛ МИТРОФАН БОРИСОВИЧ ГРЕКОВ (1882-1934).

Митрофан Греков посвятил большую часть своих работ Красной Армии. В силу самых разных причин многие его начинания не получали завершения. Он продолжал работать в станковой живописи. В 1934 году, получив заказ на исполнение вместе с бригадой художников под его руководством комплексной панорамы «Перекоп», Греков уехал в Крым для подготовки этюдного материала. Но 27 ноября художник скоропостижно умер от сердечного приступа.

29 ноября 1934 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова о создании в особой отдельной кавалерийской бригаде изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова.

Так мечта художника воплотилась после его смерти. Греков говорил: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». Эти поразительно точные, выверенные жизнью слова Митрофана Грекова стали своеобразной программой творчества художников-грековцев всех поколений.

В первые годы становления коллектив комплектовался из самодеятельных художников. В изомастерскую зачисляли одаренных красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Ближайшими их учителями и наставниками стали известные мастера советского искусства, вошедшие в состав первого художественного совета: Г.К. Савицкий, А.М. Герасимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.Г. Котов, М.И. Авилов и другие, ежемесячно консультировавшие учащихся в работе. Наиболее одаренные ученики получили возможность поступать в художественные вузы.

В 1938 году приказом Главнокомандующего Московским военным округом С.М. Буденного изомастерская самодеятельного красноармейского искусства была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Так постепенно начинает складываться коллектив художников-профессионалов, которые работали над заданиями от военного руководства.

К 1940 году в Студию приходят первые профессиональные художники Анатолий Горпенко, Сергей Годына, Петр Кривоногов, последний написал у стен рейхстага картину «Победа» (1948). К тому времени в арсенале грековцев уже появились работы, созданные по результатам поездки на фронт советско-финской войны (зима 1940 года). Это была первая проверка на выносливость и умение работать в трудных походных условиях. На ведущих выставочных площадках столицы открывались одна за другой экспозиции произведений художников. Но им предстояло стать не певцами ратного прошлого, а летописцами будущих жестоких военных испытаний.

В первые же дни Великой Отечественной войны часть художников Студии ушли на фронт с маршевыми ротами. Другие были направлены в агитационные пункты, где за короткий срок создали сотни панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга. Студии поручили организовать выпуск плакатов под названием «листок красноармейца» специально для рассылки в воинские части. за годы войны были напечатаны и сделались символами времени многие плакаты грековцев («Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина, «дойдем до Берлина!» Л.Ф. Голованова и другие).

Зимой 1941 года группа молодых военных художников Студии выехала на западный фронт в армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский. В начале зимы 1942-го значительным этапом в жизни Студии стала поездка военных художников в героический Сталинград. Непосредственно в частях зарисовывали боевые эпизоды, заводские корпуса, где между разбитыми станками стояли наши орудия, где под остовом сгоревшего вагона размещался командный пункт дивизии.

Через определенные промежутки времени группы художников Студии съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сдать выполненные зарисовки и запастись необходимыми материалами для дальнейшей работы. Художники Студии передвигались вместе с войсками. Их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены зарисовывающими боевые действия и освобожденных людей. Когда наши войска начали штурм Берлина, там уже были военные художники. Ожесточенные бои в предместьях и на улицах города фиксировались в ряде рисунков и этюдов. Завершением военной деятельности грековцев стало создание художником Н.Н. Жуковым на Нюрнбергском процессе более двухсот портретов фашистских преступников, защиты, свидетелей, судей, представителей прессы.

Творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова внесла значимый вклад в борьбу с врагом. Война для художников Студии стала школой профессионального мастерства и основой для будущих произведений.

После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев наряду с сюжетно-тематической картиной начинает развиваться панорамно-диорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков. Первые диорамы были невелики по размерам, но в процессе их создания студийцы осваивали этот жанр как синтезирующий вид изобразительного искусства, сочетающий двухмерное изображение с иллюзией пространственной глубины и дали с предметным рядом - составной частью, которой, как правило, отводится вспомогательная роль.

В 1982 году в Волгограде открылась панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» («Сталинградская битва»), над которой работал авторский коллектив в составе: Н.Я. Бут, В.К. Дмитриевский, П.И. Жигимонт, П.Т. Мальцев, М.И. Самсонов, Ф.П. Усыпенко. Работа велась над гигантским полотном размером 120 метров по окружности и 16 метров высотой. Вся территория по кругу между холстом и смотровой площадкой была наполнена предметным планом. Она стала единственной панорамой в России, созданной в советский период. Панорама, как центр всего ансамбля-музея «Сталинградская битва», объединила вокруг себя остальные разделы комплекса.

В канун 50-летия Победы в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе открылся комплекс из шести диорам, отражающих важнейшие военные операции Второй мировой войны: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года» (автор Е.И. Данилевский), «Блокада Ленинграда» (автор Е.А. Корнеев), «Курская битва» (автор Н.С. Присекин), «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (авторы М.И. Самсонов и А.М. Самсонов), «Форсирование Днепра» (автор В.К. Дмитриевский), «Штурм Берлина» (автор В.М. Сибирский).

Сегодня художники Студии продолжают традиции диорамно-панорамного искусства и занимают передовые позиции в этой области. Заслуженный художник РФ П.В. Рыженко в 2010 году создал диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе», в 2011-м - диптих, посвященный Великой Отечественной войне: «Начало войны. 1941 год» и «Битва под Москвой». На последней изображены события на Бородинском поле в октябре 1941-го. В 2013 году в столице Республики Беларусь открылось новое здание Белорусского Государственного музея истории Великой Отечественной войны, где представлены две диорамы, созданные мастерами Студии: «Оборона Минска. 1941 год» и «Минский котел» (первая изображает бои под городом заслав- лем, вторая - операцию «Багратион»). В 2014-м художник Студии Сергей Трошин создал диораму «Новороссийская десантная операция. Сентябрь 1943 года» к 95-летию прославленного соединения Черноморского флота - Севастопольской ордена Нахимова 41-й бригады ракетных катеров. Эта диорама была установлена и торжественно открыта в Севастополе в день юбилея в обновленном музее, расположенном на территории военной бригады.

В 2014 году на территории Владимирского скита Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области состоялось открытие диорамы «Стояние на угре» (автор П.В. Рыженко), посвященной знаковому событию в русской истории, положившему конец монголо-татарскому игу.

Студия военных художников имени М.Б. Грекова, существующая уже почти 80 лет, - уникальный творческий коллектив военных художников. Разнообразный тематический круг работ грековцев (военно-патриотическая, религиозно-духовная и лирическая темы) представлен в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры, исполненных в лучших традициях русского реалистического искусства. Среди них памятники культуры и искусства мирового значения - монументы Е.В. Вучетича «Родина-мать зовет» (1959-1967, Мамаев курган, Волгоград) и «Воин-освободитель» (1949, Трептов-парк, Берлин), картина П.А. Кривоногова «Победа» (1948), полотно С.Н. Присекина «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет» (1983), украшающее Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Помимо этого художники Студии неоднократно принимали участие в таких проектах, как реставрация, роспись храмов и иконостасов, создание фресок. На сегодняшний день в Студии работает большой творческий коллектив - 30 мастеров современного реалистического искусства: художники, скульпторы и графики высочайшего профессионального уровня, входящие в сотню лучших художников России.

Велико значение художников-баталистов, посвятивших свое творчество изображению отечественной истории и Российской Армии, созданию ее летописи в художественных образах. Поколения художников, чья судьба связана с уникальным армейским коллективом Студии имени М.Б. Грекова, гордо называют себя «грековцы».

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play