Открытие выставки «Конечно, мы сестры с тобой» в Тарусском музее семьи Цветаевых
27 июля 2019 г. в Тарусском музее семьи Цветаевых состоялось открытие выставки живописи и графики «Конечно, мы сестры с тобой» московских художников Марины Гуровой и Светланы Ланшаковой.
Тарусский музей семьи Цветаевых
Фонд ГРАНИ и Галерея АСТИ
Открытие выставки
Конечно, мы сестры с тобой
ЖИВОПИСЬ и ГРАФИКА
московских худоожников
МАРИНЫ ГУРОВОЙ
и СВЕТЛАНЫ ЛАНШАКОВОЙ
27 июля 2019 года
Тарусский музей семьи Цветаевых
Тема «Марина Цветаева и Наталья Гончарова» нашла воплощение в творчестве художников Марины Гуровой и Светланы Ланшаковой. Автор идеи и куратор выставки «Конечно, мы сестры с тобой» — Натэлла Войскунская, директор Фонда «ГРАНИ» (г. Москва).
Выставку открыла директор Тарусского музея семьи Цветаевых Елена Михайловна Климова.
Елена Михайловна Климова, директор Тарусского музея семьи Цветаевых
Натэлла Войскунская подробно рассказала о проекте и представила художников Марину Гурову и Светлану Ланшакову.
Натэлла Войскунская
Художник-офортист Светлана Ланшакова
Художник Марина Гурова
М.И. Цветаева - всемирно признанный поэт. Н.С. Гончарова - всемирно признанный живописец. Но много ли найдется людей, у которых поэт Марина Цветаева ассоциируется с художником Наталией Гончаровой? Еще меньше тех, кто знает, что художник Наталья Сергеевна Гончарова (внучатая племянница Н.Н. Гончаровой, по мужу Пушкиной) писала стихи. Данная выставка - поиск «скрипки Энгра», поиск ответа на вопрос, чем были стихи Наталии Гончаровой в ее жизни - может, потребностью высказаться о наболевшем? О том потаенном, что скрывала в себе эта «раскрывшая свои глаза на цвет» амазонка русского авангарда? Как она чувствовала себя наедине со словом - она, десятилетиями писавшая стихи вплоть до 1957 года, в то время как предчувствие собственной смерти становилось все более явственным? Стали ли стихи ее «скрипкой Энгра»? Послужили ли дополнительным стимулом к поэтическим высказываниям ее встречи с величайшим поэтом XX века Мариной Цветаевой?
В отличие от Цветаевой, Гончарова не «жгла глаголом сердца людей», в ее стихах часто все было некстати, не так как у поэтов (если перефразировать Ахматову). Взыскательный художник Гончарова явно рождена для другого вдохновения, но при этом в ее жизни были стихи, и некоторым из них настал черед быть прочитанными. Стихи Н.С. Гончаровой хранятся в Отделе рукописей ГТГ и были опубликованы в статье «Конечно, мы сестры с тобой» Марии Валовой в журнале «Третьяковская галерея».
Марина Ивановна так и не узнала от скрытной Наталии Сергеевны, что та пишет стихи и что одно из них явно обращено к ней. Конечно, Марине Цветаевой было бы приятно узнать, что «Дорогая Наталья Сергеевна» (каждое письмо Цветаевой начинается именно так) свое стихотворное послание открывает словами: «Конечно, мы сестры с тобой...». Этому стихотворению посвящена Книга художника офортиста Светланы Ланшаковой.
Конечно, мы сестры с тобой
Но не по отцу, не по матери
А по тополю белому
По тени, что падала
Утром и вечером
На твой двор и мой
По ветру залетному...
Что листьями сыпали
Осенними желтыми
На мой двор и твой
По блеску желтому
В серых и карих глазах
По ритму четкому
В мазках и словах.
Знала ли Гончарова эти строки Цветаевой:
Этот тополь! Под ноль ютятся
Наши детские вечера
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра?
Цветаева и Гончарова познакомились в 1928 г. В парижских беседах в мастерской на улице Висконти Поэт и Художник выяснили, что обе учились в Москве в IV женской гимназии, что когда Марина была в приготовительном, Наталия заканчивала гимназию. «И вот как-то после уроков, - вспоминает Гончарова, - наша классная дама, Вера Петровна такая, с попугаичьим носом, — «За Цветаевой нынче не пришли. Проводите ее домой. Вы ведь соседки?» Я взяла Вас за руку, и мы пошли».- «И мы пошли, - вторит ей Цветаева, и добавляет: «Дорого бы я дала теперь, чтобы сейчас идти за теми двумя следом». В этой же мастерской проходили беседы Марины Ивановны и Наталии Гончаровой, из которых сложился очерк Цветаевой «Наталья Гончарова. Жизнь и творчество». Судьба на несколько лет соединила обеих; впрочем, их встреча не стала судьбоносной ни для поэта цвета, ни для поэта слова. Однако почти сто лет читатели «огончарованы» очерком Марины Цветаевой: «Кончить о Гончаровой трудно. Ибо — где она кончается? <...> ... здесь я имею дело с исключением среди живописцев, с живописцем исключительным, таким же явлением живописи, как сама живопись явление жизни, с двойным явлением живописи и жизни — какое больше? оба больше! <...> «Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара» (это высказывание станет одним из часто цитируемых). Полагая тему Гончаровой неисчерпаемой, Цветаева все же решается в марте 1929 года завершить очерк, поставить точку: «Кончить с Гончаровой — пресечь. Пресекаю.»
Впереди были еще 3 года дружеских отношений Марины Цветаевой и Натальи Гончаровой. Была и совместная работа: поэма-сказка М.И. Цветаевой «Молодец» в оформлении Н.С. Гончаровой. Во Франции Цветаева и Гончарова встречались, общались, переписывались. Первое письмо М.И. Цветаевой к Н.С. Гончаровой - поздравление с Новым 1929 годом:
Медон , 31-го декабря 1928 г.
С Новым Годом, дорогая Наталья Сергеевна!
Ставлю свой под знак дружбы с Нами. О, не бойтесь, это Вам ничем не грозит. На первом месте у меня труд — чужой, на втором — свой, на третьем труд совместный, который и есть дружба./.../
Одно из последних писем Марины Цветаевой, адресованных Наталии Гончаровой, отправлено из Кламара 1 мая 1932 года в первый день Пасхи. Строка из этого письма:
«Обнимаю Вас и люблю и все еще помню, несмотря и вопреки».
Сотрудник Государственной Третьяковской галереи Мария Валова рассказала гостям о своей работе над статьей о взаимоотношениях М.И. Цветаевой и Н.С. Гончаровой, опубликованной в журнале "Третьяковская галерея". В публикации использованы стихи Н. Гончаровой и письма М. Цветаевой, хранящиеся в Отделе рукописей Третьяковской галереи.
Мария Валова
На вечере присутствовали высокие гости: Посол Франции в РФ Сильви Берманн и Посол РФ во Франции Александр Константинович Орлов.
Слева на право: Посол РФ во Франции А.К. Орлов, глава администрации МР "Тарусский район" Р.В. Смоленский, Посол Франции в РФ Сильви Берманн, директор Фонда «ГРАНИ» Натэлла Войскунская, директор Тарусского музея семьи Цветаевых Е.М. Климова
На вернисаже выступили молодые выпускики Московской консерватории Екатерина Корнишина (флейта) и Рустам Ханмурзин (фортепиано). В программе концерта прозвучала музыка французских композиторов (видео запись концерта)
Художники и организаторы выставки благодарят сотрудника ГТГ Марию Валову, журнал «Третьяковская галерея» и Отдел рукописей ГТГ, а также мастера переплетных работ Ивана Пискова за участие в оформлении Книги художника.
См также:
- Вечер французской музыки в Тарусском музее семьи Цветаевых
- На выставке в Тарусе впервые представят Livre d'artiste Светланы Ланшаковой «Конечно, мы сестры»
- Новые работы художника Марины Гуровой на выставке в Тарусском музее семьи Цветаевых
- Приглашаем на открытие выставки «Конечно, мы сестры с тобой» в Тарусский музей семьи Цветаевых | 27.07.2019
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Фото - Татьяна Успенская