К Международному дню музыки в Год памяти и славы - загадка на тему «Музыка и война»

К Международному дню музыки в Год памяти и славы журнал Третьяковская галерея представляет тему «Музыка и война» -
по материалам мемориального выпуска журнала:

К.Ф. ЮОН. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. 1949К.Ф. ЮОН. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. 1949. Фрагмент
К.Ф. ЮОН. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. 1949. Справа: фрагмент.
Холст, масло. 84 × 116. © ГТГ

«Такого никогда не было!», - сказал Дмитрий Шостакович о колоссальном взлете национальной культуры в годы Великой Отечественной войны. Сам композитор писал свою Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде – ее исполнение 9 августа 1942 года прозвучало как гимн подвигу человеческого духа.

Об этом дне вспоминает скульптор Григорий Ястребенецкий: «Мать взяла билеты в филармонию. Я был тогда в увольнении, и мы попали на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича. Вот сейчас пишут, что был отдан приказ во время исполнения не допускать в город вражеские самолеты. На самом деле не думаю, что такой приказ был - тогда других проблем хватало. Нельзя сказать, что зал был переполнен. Рядом с нами были свободные места на диванчике. Долгих оваций тоже не было - это был просто концерт, но концерт очень хороший! Уже под конец концерта начался налет, все это было слышно в зале. Но симфонию доиграли. Потом мы вышли с матерью из филармонии, и я горячие осколки, оставшиеся после налета, с земли поднимал.

На всех фронтах слушали и пели песни  - народные и новые. Знаменитая «Катюша» М. Блантера и М. Исаковского пересекла линию фронта – мелодию подхватили участники итальянского Сопротивления; знали ее и солдаты, воевавшие на стороне Германии.

Великая Отечественная война, 1943 год. Минута отдыха
Великая Отечественная война, 1943 год.
Минута отдыха
Фото: Дмитрий Бальтерманц/ТАСС 11.11.1943
В.Ю. ЖЕЛВАКОВ. Мелодия. Пьер Пуйяд. 1995
В.Ю. ЖЕЛВАКОВ. Мелодия. Пьер Пуйяд. 1995
Из серии «Нормандия – Неман».
Офорт. 55 × 35

Г.Д. ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет Н.П. Акимова. 1998
Г.Д. ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ. Портрет Н.П. Акимова. 1998
Гипс

Одним из самых пронзительных образов-символов послевоенных лет стала песня «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова. Ее соавтором по праву считается первый исполнитель – Марк Бернес, настоявший на изменении слов.

 

НАШ ВОПРОС

Кому был посвящен первоначальный вариант стихотворения Р. Гамзатова «Журавли»? Как изменился смысл окончательного текста, ставшего песней?

Е.А. БЕЗБОРОДОВА. Превратились в белых журавлей. 2005
Е.А. БЕЗБОРОДОВА. Превратились в белых
журавлей
. 2005. Бронза. 73 × 50 × 56
Ржевский мемориал «Советским воинам»
Ржевский мемориал «Советским воинам»
Открыт к 75-летию Победы.

 

За правильный ответ вы получите журнал "Третьяковская галерея".
Ответы присылайте на art4cb@gmail.com с пометкой Конкурс

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play