Предчувствие Победы. Художники вспоминают...
Сергей Ткачев
Зимой 1942 года Сергей Ткачев получил серьезное ранение в плечо: «Попал под обстрел. Прицельный огонь был по мне. Я вилял-вилял, бежал, но все равно одна пуля немецкая саданула в плечо. Весь рукав красный, перчатка белая кровью наполнилась. Навстречу мне офицер: "Ты что, ранен?" И тут я заревел. Рука-то правая, как же теперь художником стану?» В пылу битвы, под огнем противника у молодого солдата была всего одна мысль, заветная мечта - вернуться домой и стать художником!
Ефрем Зверьков
Решение о своей дальнейшей судьбе принималось художником в тяжелый момент: сияющим солнечным майским днем 1942 года рота солдат 301-й стрелковой дивизии попала под сильный минометный обстрел. Когда прекратился этот, казалось, бесконечный грохот, стоя на искореженной земле, среди убитых товарищей, внезапно поседевший рядовой Ефрем Зверьков дает обет: «Если судьба сохранит мне жизнь, буду писать красивую, цветущую Землю, мир, наполненный великой тишиной».
Борис Неменский
Б.М. Неменский, прошедший дорогами войны до самого Берлина, так рассказывает о событиях, предшествовавших созданию картины «Мать»: «...Заняли мы деревню, остановились в хате у одной мамаши. Она все ругалась: "Оставили нас на немцев, теперь еще корми вас". Ночью просыпаюсь, смотрю: у моего товарища шинель сползла, а она его пледом накрыла. И сама наши портянки стирает. Вы понимаете, мы были для нее абсолютно свои! Мы тогда поняли, что она - еще одна наша мать. Она потом говорила: "И мои охломоны сейчас на фронте, может, там кто-нибудь их так же встретит...". Уходили, натаскали ей целую печку дров. Позаботились как могли. Потому что она - нам мать»
Виктор Цигаль. 1943–1944
Фронтовая фотография
Владимир Цигаль после высадки десанта на Малую землю. 1943
Фронтовая фотография
Виктор Цигаль и Владимир Цигаль
Бесценный документ военного времени - фронтовые рисунки братьев Виктора и Владимира Цигалей, сделанные непосредственно на линии огня.
В 1942 году Виктор Цигаль принят в танковый корпус на должность художника при политотделе: «И покатился я из-под Москвы на танках и на грузовиках по России, по Европе, по разным фронтам на два с половиной года. Потом, в 45-м году, напечатал в Свердловске фронтовой альбом “Герои боев 10-го гвардейского Танкового Добровольческого корпуса” и представил его в качестве диплома в институт в Москве».
Вспоминает Владимир Цигаль: «Вся жизнь на войне как запутанный сложный лабиринт. Где то пространство между вилками пулеметных очередей и дождем смертоносных осколков, в котором можно остаться живым, не сделав только один лишний шаг в сторону, вперед или назад, шаг, который станет роковым?» Подтверждением этих слов может служить эпизод, который случился на борту тральщика, перевозящего раненых бойцов с огненного новороссийского рубежа в Геленджик: почти касаясь борта, мимо тральщика прошла торпеда. «И я увидел смерть. Она быстро проскользнула темной тенью. Бесконечно длинная и темная. <...>
И говорили все вместе, озираясь на море: "Она прошла, почти касаясь борта! Еще бы чуть- чуть!.."»
Григорий Ястребенецкий
Вот что вспоминает Г.Д. Ястребенецкий об исполнении Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д. Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года: «Мать взяла билеты в филармонию. Я был тогда в увольнении, и мы попали на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича. Вот сейчас пишут, что был отдан приказ во время исполнения не допускать в город вражеские самолеты. На самом деле не думаю, что такой приказ был - тогда других проблем хватало. Нельзя сказать, что зал был переполнен. Рядом с нами были свободные места на диванчике. Долгих оваций тоже не было - это был просто концерт, но концерт очень хороший! Уже под конец концерта начался налет, все это было слышно в зале. Но симфонию доиграли. Потом мы вышли с матерью из филармонии, и я горячие осколки, оставшиеся после налета, с земли поднимал.
Знал бы, какой это исторический момент, может, оставил бы один себе на память».
Григорий Ушаев
«Кажется, это было восьмого мая. Мы тогда стояли в Кенигсберге. Уже под утро, чуть-чуть начинало светать, я проснулся от жуткой стрельбы. Это было обычным делом, но я все равно вскочил - очень чутко сплю. Схватил пистолет, побежал на улицу. И увидел, что наши солдаты стоят и палят в воздух. Что меня поразило - не было никаких речей. Просто молча стреляли в воздух. Я потом работу сделал, этому посвященную...». Так вспоминает Г.С. Ушаев о том, как узнал об окончании войны и Победе.
Выставочный проект Российской Академии художеств «Предчувствие Победы» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и является данью глубокого уважения и признательности участникам военных действий, которые защищали страну и приближали Победу.
Редакция выражает благодарность управлению информации Российской академии художеств и лично Елене Клембо за предоставленные материалы.