АНГЛИЙСКИЙ ФАЯНС в РОССИИ в XVIII-XIX веках

Дарья Тарлыгина

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#2 2016 (51)

Английский фаянс во всем своем разнообразии появился на российском рынке в эпоху царствования императрицы Екатерины II. Высокий художественный уровень и относительная дешевизна способствовали его распространению среди российского дворянства. Как заметил А.Т. Болотов в 1796 году, многие стали «покупать и снабжать дома свои английскою фаянсовою посудой»[1]. Эти изделия были безоговорочно признаны эталоном «изделий повседневности», сочетающим в себе качество, практичность и изысканность. Уже к 1830-м годам предметы из фаянса были в каждодневном обращении в отличие от фарфоровых изделий, которые сервировались в особенные, торжественные дни. Е.Ф. Зябловский в своем труде «Российская статистика» писал: «Фаянсовая посуда не есть предмет роскоши: она идет во вседневное употребление...»[2].

Ваза с изображением геральдического знака наследного принца ВеликобританииВаза с изображением геральдического знака наследного принца Великобритании
Россия, Санкт-Петербургская губерния, село Морье. Завод С.Я. Поскочина. 1830-е.
Фаянс цвета сливок. Высота: 24 см; диаметр тулова: 11,2 см
Марка штампом в тесте: С. Поскочина, метка штампом в тесте: Ф.П.
Поступила в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

Возможность поставлять свои изделия на российский рынок привлекала многих английских керамистов. Фаянсовые сервизы и отдельные посудные формы изготавливали на экспорт в Россию лучшие производители керамики, такие как Джозайя Веджвуд, Джозайя Споуд, братья Клюз, Чарльз Джеймс Мейсон, город Лидс, позднее к ним присоединились фирмы «Томас Браун-Вестед, Мур и компания» и «Енох Веджвуд и компания».

Изделия этих заводов были представлены во всем богатстве ассортимента, а также материала изготовления и типов декоров. Среди них можно было увидеть предметы из фаянса цвета сливок, железистого фаянса, простого тонкого фаянса, яшмовых и базальтовых масс, их украшали с помощью росписи, накладного рельефа, надглазурной и подглазурной печати, люстра и прочих техник.

Английские заводы выпускали изделия, ориентированные на самый широкий спектр потребителей. Среди них были сервизы, сделанные по заказу высочайших особ, например, знаменитый веджвудский сервиз с зеленой лягушкой[3]. Наряду с ними была представлена и ординарная продукция, привлекавшая небогатое дворянство и купечество. Кроме того, в конце XVIII века в ассортименте английских заводов появились изделия с так называемой русской тематикой. Можно предположить, что первыми подобными предметами стали тарелки завода Дж. Веджвуда с печатными изображениями памятника Петру I и перевозки «Гром-камня», выполненные в конце 1770-х - начале 1780-х годов.

Начиная с середины XIX века русские торговые дома заключали контракты (получали патент на привилегированную торговлю определенными товарами) с английскими заводами по поставке фаянсовых изделий. На многих английских предметах можно увидеть торговые марки братьев Корниловых, А. Княжевского, В.М. Кулькова, Григорьева и многих других. Некоторые из них имеют подобные обозначения на кириллице, что порой при отсутствии четкой маркировки завода-изготовителя усложняет атрибуцию предметов.

Английская керамика способствовала развитию фаянсового производства в России[4]. Русский фаянс возник как подражание английским образцам. Достигнуть их уровня стало первоочередной задачей российских керамистов. Киево-Межигорская мануфактура, с 1822 года состоявшая в ведении Кабинета Его Императорского Величества, частные заводы Гарднера, Ауэрбаха, С.А. Поскочина, Ф.Х Гинтера и гжельские крестьянские заводы Тереховых и Киселева, братьев Новых и многие другие в своих экспериментах по созданию качественного фаянса опирались на английские аналоги.

Тарелка с аллегорией МираТарелка с аллегорией Мира
Англия, Стаффордшир, Сток-он-Трент. Завод Дж. Споуда. 1820–1830-е. Фаянс; надглазурная печать, надглазурная роспись. Диаметр: 25 см. Марка штампом в тесте: Spode, метка штампом в тесте: 17. Поступила в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ
Тарелка с декором «Герань»Тарелка с декором «Герань»
Англия, Стаффордшир, Хэнли. Завод «Браун-Вэстед, Мур и компания». 1870–1880-е. Фаянс; надглазурная печать. Диаметр: 26,3 см. Марка подглазурная зеленая круглая с надписью внутри: BWM&C по краю рамки: By Order of Korniloff Brothers St. Peterbough; рядом Королевский герб. Поступила в 1874 году от А.И. Елькиной. ГИМ

Фирма «Браун-Вэстед, Мур и компания» с 1861 по 1904 год была владельцем завода Вильяма Риджвея в Коулдон Плейс. На этом заводе активно использовали достижения своих предшественников – и формы, и декора. Данный сюжет «Герань» («Geranium») был зарегистрирован 17 марта 1847 года. Изделия с подобным цветочным декором были очень популярны в России. В ГИМ хранятся тарелки этой фирмы, сделанные по заказу братьев Корниловых и В.М. Кулькова для продажи в специализированных магазинах в Санкт-Петербурге.

Тарелка «Перевозка “Гром-камня” в присутствии Екатерины IIТарелка «Перевозка “Гром-камня” в присутствии Екатерины II»
Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. Конец 1770-х – начало 1780-х. Фаянс; подглазурная печать, люстр. Диаметр: 19,2 см. Марка штампом в тесте: Wedgwood. Дар в 1909 году М.И. Забелиной. ГИМ.

Источником печатного декора послужила гравюра «Вид камня грома во время перевоза его в присутствии Екатерины Вторыя Января 20-го 1770-го года» И.Ф. Шлея по рисунку Ю.М. Фельтена (1770). Найденный в 8 верстах от Санкт-Петербурга «Гром-камень» послужил пьедесталом для памятника Петру I работы скульптора Этьена Фальконе (1716–1791). Транспортировка камня в Петербург требовала огромных усилий, так как он весил около 2400 тонн. Во время перемещения будущего пьедестала ему придавали форму 46 каменотесов. На Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл 26 сентября 1770 года.

Тарелка «Битва Бородинская. 1812»Тарелка «Битва Бородинская. 1812»
Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1820–1830-е Фаянс; надглазурная печать. Диаметр: 25,2 см. Марка штампом в тесте: Wedgwood; метка штампом в тесте в виде четырех точек. Поступила в 1905 году из собрания П.И. Щукина. ГИМ.

Тарелка выполнена из фаянса королевы и декорирована в технике надглазурной печати. На ней изображена вторая медаль из серии, посвященной Отечественной войне 1812 года, художника Федора Петровича Толстого (1783–1873). Источником декора послужили гравированные изображения 19 медалей, исполненные Н.И. Уткиным (1780–1863) в книге, изданной в 1818 году.

Тарелка-грелка с изображением паровоза и вагонетки с углемТарелка-грелка с изображением паровоза и вагонетки с углем
Англия, Стаффордшир, Сток-он-Трент. Завод В.Т. Коупленда и сыновей. 1850–1875. Фаянс; надглазурная печать, крытье. Диаметр: 25,5 см. Марка подглазурная, зеленая овальная в виде застегнутого ремня с надписью внутри: Copeland по краю рамки: By Order of A. Kniajevsky. Поступила в 1936 году из Кабинета художественной технологии 1 МГУ. ГИМ.

Первым заводом по производству тонкого фаянса стала Киево-Межигорская фаянсовая мануфактура, основанная в 1798 году на месте бывшего Межигорского монастыря близ Киева. В результате продолжительных опытов в первое десятилетие XIX века на заводе были освоены технологии цветного фаянса, мраморных масс и тонкого фаянса цвета сливок[5]. Для большего совершенства изделий директор мануфактуры Н. Бородин в 1818 году писал министру внутренних дел О.П. Козодавлеву, покровительствовавшему фабрике: «...дабы найти средство, через которое российские фабриканты могли бы всегда безошибочно выделывать превосходный фаянс разных цветов, надобно делать опыты над изделиями таких английских фабрик, которые почитаются лучшими; почему и требовалось выписать из известной всему свету Веджвудовской фабрики несколько вещей разной формы и колеров»[6].

И тем не менее качество изделий в течение первых двух десятилетий сильно уступало английским аналогам. В обзоре Первой промышленной выставки в Петербурге 1829 года о фаянсе лучших в России мануфактур говорится, что он не идет ни в какое сравнение с английским. «Давно ли мы покупали прекрасный Веджвудов фаянс по 2 рубля за дюжину тарелок? А ныне за дурной платим по 6 рублей и дороже за то, что он свой»[7].

Кувшин «Мудрость и Провидение»Кувшин «Мудрость и Провидение»
Россия, г. Киев. Киево-Межигорская фаянсовая мануфактура. 1849
Фаянс; цветная глазурь
Высота: 16,3 см; диаметр тулова: 9,4 см
Марка штампом в тесте в центре дна: Киев 1849 мая; метка штампом в тесте: 41. Поступил в 1936 году из Кабинета художественной технологии 1 МГУ. ГИМ.

В качестве источника для копирования послужил молочник, называемый «Мудрость и Провидение» («Wisdom & Providence»). Его изготавливали многие английские заводы: Т. Минтона, С. Алкока, Ч. Мея и другие. Источником декора послужил сюжет росписи двух парусов в Зале Общего собрания в Лондонской городской ратуше. Автором этих произведений был французский художник Жан Франсуа Риго, эмигрировавший в Англию. Он изобразил в виде аллегорий Мудрость, Невинность, Счастье и Провидение в стиле итальянского барокко по заказу и на средства Джона Бойделла, известного издателя, общественного деятеля и мецената. Роспись была выполнена в 1794 году, однако из-за большой влажности в помещении уже в 1819 году была практически утрачена, о чем сообщалось в путеводителе по Лондонской ратуше за этот год: «Этим картинам никогда не удавалось хорошо просохнуть, и они почернели. Они больше не существуют».14 В 1799 году Дж. Бойделл издал гравюры с их изображениями, заказав их исполнение художникам: Бенджамину Смиту — образы Провидения и Невинности, Саймону – Мудрости, Томасу Бюрке – Счастья. Именно эти гравюры и послужили источниками рельефного декора на керамических изделиях.

 

Чашка. Россия, г. Киев Чашка
Россия, г. Киев. Киево-Межигорская фаянсовая мануфактура. 1830-е
Фаянс; цветная глазурь. Высота: 7 см; диаметр 7,5 см
Марка штампом в тесте в центре дна: Киев 9
Поступила в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

На чашке в рельефе изображены Венера, плывущая на запряженной дельфинами раковине, с Амуром на дельфине и Ирида, летящая богиня радуги, в сопровождении Амура на орле. Они символизируют водную и воздушную стихии. Вероятнее всего, автором подобных декоров был модельер завода Джона Тернера, одного из основоположников вместе с Джозайей Веджвудом и Вильямом Адамсом производства яшмовой массы во второй половине XVIII века. Существует гипотеза, высказанная Джорджем и Фредериком Рид, что сам Дж. Веджвуд познакомил керамиста Тернера с секретом этой каменной массы для усовершенствования собственной формулы[15]. Хотя Дж. Тернера относят к самым известным подражателям изделий Дж. Веджвуда, тем не менее им были разработаны уникальные сюжеты, не повторяющие рельефы завода в Этрурии. Такие аллегорические образы природных стихий в виде богинь копировались не только английскими заводами, но и европейскими, и русскими фабриками.

Подобная неудача послужила стимулом для колоссального скачка русской керамической промышленности в 1830-1840-х годах. Этот период по праву признан золотым веком русского фаянса. В 1829 году начали производство фаянса на частном заводе С.Я. Поскочина и на лучшем крестьянском заводе в Гжели - Тереховых и Киселева. С.Я. Поскочин, ставший владельцем предприятия в 1817 году, поднял фаянс на такую высоту, что изделия его завода стали способны конкурировать со многими европейскими заводами своим качеством и богатством ассортимента. На заводе выпускали изделия из цветного фаянса, имитирующего яшмовую и каменную массы, фаянса цвета сливок, изделия с люстром, мастерски изготавливали фигурные кувшины, в том числе Тоби.

Тарелка с итальянским видомТарелка с итальянским видом
Россия, г. Киев. Киево-Межигорская фаянсовая мануфактура. 1831
Фаянс; подглазурная печать. Диаметр: 24,5 см
Марка штампом в тесте в центре дна: Киев 1831 ноября
Поступила в 1987 году из Мосгорсуда. ГИМ

Источником сюжета послужила гравюра Элизабет Френсис Батти «Мост близ Палаццо» («Ponte del Palazzo») из книги «Итальянские виды», изданной в Лондоне в 1820 году. По гравюрам этого издания была выполнена серия печатных декоров с общим названием «Итальянские виды» к столовым сервизам. Их изготавливали на заводах Джона Меира, Еноха Вуда и сыновей, а также «керамики Лидса».

 

Кружка с крышкой со сценой охоты на лисКружка с крышкой со сценой охоты на лис
Россия, Санкт-Петербургская губерния, село Морье. Завод С.Я. Поскочина.
1830-е. Фаянс, фаянс, окрашенный в массе; накладной рельеф
Высота: 8,5 см, высота с крышкой: 11,3 см, диаметр: 8,1 см
Марка штампом в тесте: С. Поскочина; метка штампом в тесте: Б.С.
Дар в 1964 году Л.Ф. Пыриной. ГИМ

Данный сюжет является одним из самых распространенных мотивов в английской керамике. Первым этот рельеф со сценой охоты использовал Джозайя Веджвуд на своих изделиях из яшмовой массы.

 

 

Завод Тереховых и Киселева, основанный в 1821 году, успешно конкурировал с остальными заводами России. На это производство Департаментом уделов поставлялись английские образцы «для воспроизведения по качеству массы и формы»[8]. Предполагалось также, что после освоения методов воспроизведения английского фаянса керамисты завода должны были дать рекомендации по изготовлению подобных изделий другим гжельским заводам. Благодаря таким методам удалось удовлетворить потребности в дешевом фаянсе всех слоев общества: мещан, купцов и зажиточных крестьян.

Кувшин–тоби «Славный малый»Кувшин–тоби «Славный малый»
Россия, Тверская губерния, Корчевский уезд, село Кузнецово. Завод А.Я. Ауэрбаха. 1817–1833. Фаянс; надглазурная роспись. Высота: 26 см; основание: 11,5 × 10,5 см. Марка штампом в тесте: АК
Поступил в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

Кувшин «Славный малый» изображает добродушного сельского парня. Прототипом подобной формы тоби послужила сатирическая гравюра Ф. Хеймана (1708–1776) к одноименному стихотворению.

 

 

 

 

Кувшин-тоби «Джордж Уайтфилд», или «Ночной сторож»Кувшин-тоби «Джордж Уайтфилд», или «Ночной сторож»
Россия, Санкт-Петербургская губерния, село Морье. Завод С.Я. Поскочина.
1830-е. Фаянс; подглазурная и надглазурная роспись, люстр
Высота: 23,5 см; размеры основания: 10,2 × 13,5 см
Марка штампом в тесте: С. Поскочина, метка штампом в тесте: Н
Поступил в 1917 году из коллекции Н.М. Миронова. ГИМ

Тоби – общее название кувшинов и кружек, выполненных в виде сидящей фигуры в костюме XVIII века. Первые образцы появились в 1760-х годах и затем повторялись многими керамистами Англии вплоть до настоящего времени. Известны десятки вариантов кувшинов в виде шуточных персонажей: Моряка, Шахтера, Сквайра, Плантатора и многих других. На рубеже XVIII–XIX веков в моду вошли кувшины-тоби в качестве пародии на исторических деятелей. Данный кувшин изображает основателя протестантской церкви методистов Джорджа Уайтфилда (1714–1770), известного своими проповедями.

 

 

Несмотря на большие достижения в технологическом плане, самый желанный тип декора очень долго не удавался русским керамистам. Это был печатный декор, украшавший столовые и чайно-кофейные сервизы из тонкого фаянса. Подобный тип декорирования изделий позволял значительно упростить процесс изготовления, сократить время производства и, главное, сделать товар еще более дешевым в отличие от изделий с росписью или накладным рельефом.

Чайник с изображением геральдического знака наследного принца ВеликобританииЧайник с изображением геральдического знака наследного принца Великобритании
Англия, Стаффордшир. Завод Дж. Веджвуда (?). 1810-е
Черная базальтовая масса. Высота: 24 см; размеры основания: 12,5 × 9,5 см
Поступил в 1925 году из Музея cтарой Москвы. ГИМ

Чайник сложной формы украшен насыщенным рельефным декором. Центральная часть тулова декорирована дубовыми ветками с желудями, над ними, между лавровой гирляндой «Перья принца Уэльского», – геральдический знак наследного принца Великобритании. Носик чайника выполнен в виде львиной головы, а ручка – в виде дельфина. Эти символы (лев – царь зверей, дельфин – царь рыб) говорят об особом статусе Британии и как империи, и как морской державы. Навершие крышки, увенчивающее чайник, выполнено в виде Короны святого Эдуарда – королевской регалии, которая используется во время коронации нового монарха Великобритании.

 

Сервиз.  Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1830-еСервиз.  Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1830-е

Сервиз
Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1830-е. Фаянс, подглазурная печать. Марка в тесте штампом: Wedgwood
Поступила в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ.

 

В Англии метод подглазурной печати (transferprinting) был изобретен во второй половине XVIII века[9]. На обожженное, но не покрытое глазурью изделие (белье) накладывались специальные листы тонкой бумаги с нанесенным рисунком (лепок), и затем изделие вместе с бумагой обжигалось при температуре 600-800 градусов (прокурка). Выгорание масляной составляющей краски позволяло глазури равномерно распределиться по поверхности изделия[10]. Краски наносились на лепки литографическим способом с помощью медной гравированной пластины. С одной гравированной доски удавалось получить до ста отпечатков, один и тот же печатный рисунок можно было нанести на плоскую и выпуклую форму.

Ваза. Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1800–1810-еВаза
Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1800–1810-е
Фаянс королевы. Высота: 27,5 см; диаметр: 18,5 см
Марка штампом в тесте: Wedgwood. Поступила в 1922 году
из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

 

 

 

 

Сливочник с крышкойСливочник с крышкой
Россия, Московская губерния, Бронницкий уезд, деревня Речицы.
Завод Тереховых и Киселева. 1830–1840-е. Фаянс, окрашенный в массе; накладной рельеф. Высота: 8 см; диаметр: 9,5 см.
Марка штампом в тесте: Тереховы и Киселев
Поступил в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

 

 

Источниками для подобных рисунков служили популярные гравюры и книжные иллюстрации. Например, для романтических пейзажных композиций, украшавших фаянс, использовались разнообразные издания видов Италии или Британии. Античные сюжеты очень часто были заимствованы с гравюр Томаса Кирка, иллюстрирующих каталог коллекции античных ваз лорда Вильяма Гамильтона[11]. В качестве дополнения на фаянсовые изделия наносились насыщенные орнаменты в виде цветочных гирлянд или геометрических узоров. Сплошное покрытие печатным декором - отличительная черта английского фаянса этого типа.

Тарелка. Россия, г. Киев. Киево-Межигорская фаянсовая мануфактура. 1830–1840-еТарелка
Россия, г. Киев. Киево-Межигорская фаянсовая мануфактура. 1830–1840-е
Фаянс; подглазурная печать. Диаметр: 24 см. Марки штампом в тесте: Киев, подглазурная зеленая в виде Королевского герба с надписью: Межигорье.
Поступила в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

 

 

 

Блюдце «Зимний Дворец»Блюдце «Зимний Дворец»
Россия, Тверская губерния, Корчевский уезд, село Кузнецово. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1889–1900-е. Фаянс; подглазурная печать.
Диаметр: 15,5 см. Марки подглазурные красные в виде Королевского герба с надписью: Manufactory M.C.K., в виде щита с надписью: М.С.К. Тверской губ.
Дар в 1968 году Е.П. Елисеевой. ГИМ

 

 

 

 

Тарелка «Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге»Тарелка «Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге»
Англия, Стаффордшир, Танстелл. Завод Э. Веджвуд и компания. 1870–1880-е
Фаянс; подглазурная печать. Диаметр: 27 см
Патентный знак подглазурный коричневый в виде Королевского герба и по двум сторонам от него инициалы: D W. Приобретена в 1951 году у Р.М. Леоновой. ГИМ. Декор запатентован под названием «Санкт-Петербург»

 

 

 

 

Тарелка мелкая с орнаментом под народную вышивкуТарелка мелкая с орнаментом под народную вышивку
Англия, Стаффордшир, Хэнли. Завод «Браун-Вэстед, Мур и компания». 1870–1880-е.
Фаянс; подглазурная печать. Диаметр: 27 см.
Марка подглазурная красная в виде щита, пересеченного по диагонали полосой с надписью: BWM & C, по окружности щита надпись: Moskow и Королевский герб. Приобретена в 1983 году у А.А. Ижорской. ГИМ
Декор запатентован 25 сентября 1868 года под названием «Москва»

 

 

 

 

Тарелка с декором «Акрополь»
Англия, Стаффордшир, Хэнли. Завод Дж. Л. Эшворта и братьев. 1860-е
Фаянс; подглазурная печать. Диаметр: 27 см
Марки: штампом в тесте: Ashworth, подглазурная фиолетовая в виде саркофага с надписью внутри: Acropolis, под ней надпись: G.L.A. & Bros.
Рядом патентный знак в виде Королевского герба и по двум сторонам от него инициалы: D W. Поступила в 1940 году из музея «Александровская слобода». ГИМ

 

 

 

Тарелка с декором «Акрополь»Тарелка с декором «Акрополь»
Россия, Тверская губерния, Корчевский уезд, село Кузнецово. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1889–1900-е.
аянс; подглазурная печать. Диаметр: 15,5 см
Марки: штампом в тесте в виде двуглавого орла и надписи: быв. Ауэрбаха и подглазурная красная в виде Королевского герба с надписью: Manufactory M.C.K., торговая марка в виде надписи: S.I. Velikanoff a Rostoff sur le Don
Приобретена в 1958 году у А.И. Бавакиной. ГИМ

 

 

 

Киево-Межигорская мануфактура одной из первых в России начала использовать печать для декорирования фаянса. Как сообщалось в газете «Северная почта» за 12 мая 1812 года, на этой фабрике был «сделан первый опыт печатания на фаянсе», так что императору был поднесен фаянсовый стакан, «сим новым способом отделанный»[12]. В дальнейшем в данной технике были выполнены сервизы для великого князя Николая Павловича, атамана казачьих войск М.И. Платова, графа А.А. Аракчеева, князя Е.А. Голицына, князя С.П. Волконского и многих других высокопоставленных особ.

Сервиз кофейный с орнаментом под народную вышивкуСервиз кофейный с орнаментом под народную вышивку
Россия, Санкт-Петербург. Завод братьев Корниловых. 1880–1890-е
Фарфор; надглазурная печать, роспись, золочение
Приобретен в 1995 году у Н.Н. Третьяковой
Марка надглазурная, полихромная деколь в виде двуглавого орла и надписью: Братьев Корниловых в СПетербурге. ГИМ
В оформлении сервиза использован фрагмент английского печатного декора «Москва»

 

 

 

Поначалу были затруднения с оригинальными рисунками: наличием гравера могли похвастаться только крупные производства. Практичные англичане, не желая раскрывать своих секретов, нашли выгодный способ взаимодействия с российскими керамическими заводами. В крупных городах России, таких как Санкт-Петербург, Москва и Одесса, появились торговые представители английских заводов по производству лепков, которые продавали уже подготовленные листы с изображениями.

ТарелкаТарелка. Россия, Московская губерния, Богородский уезд, деревня Кузяево. Завод братьев Новых. 1840-е
Россия, Московская губерния, Богородский уезд, деревня Кузяево. Завод братьев Новых. 1840-е. Фаянс; подглазурная печать. Диаметр: 25,3 см
Марки: штампом в тесте: братьев Новых, подглазурная черная в виде корзины цветов с надписью: братьев Новых. Поступила в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

 

 

 

Ярким примером использования приобретенных лепков является продукция завода Широбокова, Дипедри и Борисова. Изделия этого завода из белого и так называемого бланжевого (желтого) фаянса полностью покрывались печатными декорами, созданными на заводе Дж. Веджвуда. При этом соблюдались английские законы композиции и насыщенности декора на изделиях.

Тарелка с декором «Акрополь»Тарелка с декором «Акрополь»
Россия, Московская губерния, Богородский уезд, деревня Кошерово.
Завод братьев Самсоновых. 1850–1875. Фаянс; подглазурная печать
Диаметр: 25 см. Марки: штампом в тесте прямоугольная: Б.С., подглазурная черная в виде кадуцея с надписью: FB Zamzonof. ГИМ

 

 

 

 

Тарелка с декором «Зодиак»Тарелка с декором «Зодиак»
Англия, Стаффордшир, Этрурия. Завод Дж. Веджвуда. 1840-е
Фаянс, подглазурная печать. Диаметр: 24,5 см
Марка в тесте штампом: Wedgwood; название декора подглазурное зеленое: Zodiac. Поступила в 1922 году из коллекций, переданных частными владельцами на хранение в ГИМ в годы Первой мировой войны (1914–1918) и не востребованных обратно. ГИМ

 

 

 

 

Тарелка с изображением букетаТарелка с изображением букета
Россия, Московская губерния, Богородский уезд, деревня Кузяево.
Завод А.Я. Храпунова-Нового. 1850–1890-е. Фаянс, подглазурная печать.
Диаметр: 24,5 см. Марка подглазурная черная в виде корзины с цветами и надписью: Храпунова Новаго. Приобретена в 1974 году у Е.С. Шапошниковой. ГИМ

 

 

 

 

Зачастую керамисты, украсив свою продукцию готовыми английскими лепками, выдавали и сами изделия за английский фаянс. Даже на предметах таких крупнейших производств, как Киево-Межигорская мануфактура или заводы товарищества М.С. Кузнецова, ставились марки, призванные ввести в заблуждение обывателя. Они имитировали Королевский герб Британии - необходимый элемент маркировки английского фаянса.

В 1833 году технику печати на фаянсе освоили гжельские керамисты. Управляющий Московской Удельной конторой сообщал в департамент уделов, что «крестьяне Тереховы испытали на своей фабрике с успехом новые способы улучшения, в особенности весьма удачно вводится у них печатание на фаянсе рисунков, гравированных на меди»[13]. Гжельские граверы-самоучки, не обладавшие навыками профессиональных рисовальщиков, делали копии с печатей на английских изделиях. Очень часто стиль этих произведений носил лубочный характер.

Коллекция английского и русского фаянса в собрании Исторического музея позволяет увидеть все разнообразие трактовок. Например, тарелка фабрики Широбокова, Дипедри и Борисова полностью копирует печатный декор завода Дж. Веджвуда. А на супнице керамистов Тереховых и Киселева - копия печатного декора. Мастера этого завода, вероятно, не сумев изменить изображение под большую округлую форму, были вынуждены оттиснуть его четыре раза.

Супница. Россия, Московская губерния, Бронницкий уезд, деревня Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1840-еСупница
Россия, Московская губерния, Бронницкий уезд, деревня Речицы. Завод Тереховых и Киселева. 1840-е.
Фаянс, подглазурная печать.
Высота: 27,5 см; 42 × 27 см.
Марка подглазурная зеленая в виде корзины с цветами и надписью на ней: Терехова и Киселева. ГИМ

 

Особое место занимает уникальная тарелка завода братьев Новых. Она была призвана продемонстрировать все возможности художника-гравера и послужить своего рода рекламой продукции завода. Центральная композиция представляет собой вариант «английского» сюжета, однако изображение отличается большей насыщенностью и плотностью. Например, фигуры мужчины и женщины, спускающихся по лестнице, явно были вставлены в рисунок уже после создания общей композиции. Декор борта тарелки служит своеобразной рамой, подчеркивающей главный сюжет. В кайму включены четыре вида ампирных зданий, два вазона с цветами и фруктами и две сложные композиции из символов и военных атрибутов. На вазах написаны буквы «Б.Н.» - инициалы завода братьев Новых, что довольно редко встречается на фаянсовых изделиях. В одну из композиций входят военные атрибуты, среди которых в окружении флагов Российской империи и штандартов с монограммами императоров Александра I и Николая I прочитывается надпись «Слава России».

Тарелка. Россия, Тверская губерния, Вышневолоцкий уезд, село Городище. Завод Широбокова, Дипедри и Борисова. 1844–1854Тарелка
Россия, Тверская губерния, Вышневолоцкий уезд, село Городище. Завод Широбокова, Дипедри и Борисова. 1844–1854.
Фаянс, окрашенный в массе (бланжевый); подглазурная печать. Диаметр: 25,7 см.
Марки: штампом в тесте: Широбоков Депедри Барисов и подглазурная черная в виде виньетки с надписью: Ф Широбокова Депедри Барисова в Городище.
Метки штампом «10» в виде розетки из 7 лепестков и подглазурная черной печатью: К.
Приобретена в 1936 году у М. Рябовой. ГИМ

 

 

Подобное сочетание английского источника (как основного декоративного элемента) и деталей собственной разработки помогло российским керамистам понять методы изготовления качественного фаянса. Через призму английского фаянса они увидели свои возможности, развили художественный вкус и сумели выработать новые приемы керамического дела. Это, на наш взгляд, и является главным результатом взаимодействия английской и русской традиций.

 

  1. Болотов А.Т. Памятник претекших времян, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и о носившихся в народе слухах. М., 1875. Цит. по: Салтыков А.Б. Избранные труды. М., 1962. С. 209-210.
  2. Зябловский Е.Ф. Российская статистика. Часть II. СПб., 1832. - Цит. по: Дулькина Т.И. Гжель. Тонкий фаянс. М., 2000. С. 31.
  3. Сервиз был заказан императрицей Екатериной II в 1770 году на заводе Джозайи Веджвуда для Кекерекексиненского дворца (с 1780 г. - Чесменского), построенного неподалеку от Царского Села в местности, от которой и получил свое название. Кекерекексинен переводится с финского языка как «Лягушачье болото». Сервиз был выполнен из фаянса цвета сливок и украшен уникальной росписью с 1222 изображениями неповторяющихся видов Британии. Отличительной чертой сервиза было изображение на каждом предмете в кайме небольшой зеленой лягушки. В состав большого столового сервиза входило 680 предметов обеденного комплекта и 264 предмета десертной части. Сервиз хранится в Государственном Эрмитаже.
  4. Heikki Hyvonen. Russian Porcelain. Collection Vera Saarela The National Museum of Finland. Helsinki, 1982; Бубнова Е.А. Старый русский фаянс. М., 1973; Дулькина Т.И, Ашарина Н.А. Русская керамика и стекло XVIII-XIX веков. Собрание Государственного Исторического музея. М., 1978; Дулькина Т.И. Гжель. Тонкий фаянс. М., 2000 (далее: Дулькина Т.И. Гжель); Марки российского фарфора и фаянса / Сост. Т.И. Дулькина. М., 2003; Новикова О.Д. Фаянс завода Поскочина в собрании ГМК как «энциклопедия» историзма в области русской керамики // Научные чтения памяти В.М. Василенко. Вып. 2. М., 1998.
  5. Цветной фаянс, окрашенный в массе, имитировал популярную яшмовую массу, изобретенную Дж. Веджвудом в середине 1770-х годов. Яшмовая масса (Jasper ware) - каменная масса, окрашенная оксидами металлов в различные цвета: голубой, лавандовый, зеленый и более редкие - лиловый и желтый. Обычно ее декорировали рельефами из белой каменной массы. Мраморная масса, аналог английской агатовой массы (Agate ware), - глиняная масса, имитирующая структуру камня. Изготавливалась с помощью прослаивания полос глины различных цветов, их скручивания и резки. Полученная таким образом масса подвергалась лепке в форме или на гончарном круге. В более поздних предметах подобный эффект достигался раскраской, комбинированием или путем последовательной укладки разноцветных полос жидкой глины на обычную глиняную основу. В Англии изделия из агатовой или мраморной массы выпускались на заводах Стаффордшира с 1740-х годов. Фаянс цвета сливок (Cream ware) изготавливался из белой глины и толченой кремниевой гальки, в результате получалась прочная масса с цветовым диапазоном от желтого до кремового. В Англии подобный фаянс изготавливался начиная с 1730-х годов. В 1759-м Дж. Веджвуд усовершенствовал его состав и после одобрения в 1765 году королевой Шарлоттой, женой короля Георга III, назвал свою продукцию «фаянс королевы» (Queen's ware).
  6. Цит. по: Дулькина Т.И. Гжель. С. 15.
  7. Описание Первой публичной выставки мануфактурных изделий в С.-Петербурге 1829 года. СПб., 1829. - Цит. по: Дулькина Т.И. Гжель. С. 17.
  8. Дулькина Т.И. О заводах Д.Н. Насонова, Тереховых и Киселева // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 297.
  9. Роберт Хэнкок первым применил данный метод на заводе в Вустере в 1756 году. Джозайя Споуд к 1790-м годам значительно усовершенствовал технику синей подглазурной печати на фаянсе, благодаря чему она стала популярна на многих заводах Англии. Его сын Джозайя Споуд-младший развил это направление в керамике, создав знаменитые печатные декоры, популярные и по сей день.
  10. Следует отметить, что после прокурки краска легко стирается, размазывается и при неаккуратной работе может возникнуть распространенный дефект - «помарка».
  11. Neale J.P. Views of the Seats of Noblemen and Gentlemen in England and Wales, Scotland and Ireland. London, 1818-1829. In eleven volumes; Britton J. Picturesque Views of the English Cities. London, 1828; Hoare R.C. A Classical Tour through Italy and Sicily. London, 1819. In two volumes; Mayer l. Views in Egypt, Views in the Ottoman Empire, Views in Palestine. London, 1801-1804. In three volumes; D’Hancarville, Baron P.A. Collection of Etruscan, Greek and Roman Antiquities from the cabinet of the Hon. William Hamilton. Naples, 1766-1767. In three volumes; Kirk T. Outlines from the Figures and Compositions upon the Greek, Roman and Etruscan Vases of the late Sir William Hamilton, with engraved borders. London, 1804.
  12. Дулькина Т.И. Мастера Киево-Межигорской фабрики // Сборник трудов ГИМ. Вып. 62. М., 1986. С. 36.
  13. Дулькина Т.И. Гжель. С. 36.
  14. Nichols, J.B. “A Brief Account of the Guildhall of the City of London”. London, 1819. P. 39.
  15. Bros. Rhead G.W. and F.A. Staffodshire Pots and Potters. London, 1906, p. 243.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play