С Днем рождения, Александр Головин!
17 февраля (1 марта) 1863 родился русский художник, сценограф, декоратор Александр Яковлевич Головин.
Александр Головин. Автопортрет. 1912
Бумага на картоне, темпера. 88,6 × 68,9. ГТГ
Головин принадлежит к созвездию талантливейших художников, поэтов, композиторов, театральных деятелей и артистов, обеспечивших небывалый подъем русской духовной культуры конца XIX - первых двух десятилетий XX века, именуемых Серебряным веком. При всем многообразии ярких творческих индивидуальностей этого времени личность художника, «человека изысканного», от которого не ускользали «самые тонкие нюансы в области мысли и чувства», его творчество, «блестящее и тонкое по выполнению и вкусу», представляются явлением уникальным. При этом редко в ком культура Серебряного века выразилась так ярко и последовательно, как в Александре Головине. Его с полным правом наряду с плеядой современников - В.А. Серовым, М.А. Врубелем, К.А. Коровиным - можно назвать также и создателем художественного мира той эпохи.
Элеонора Пастон. «Декоративно все и только декоративно». О юбилейной выставке Александра Головина в Третьяковской галерее
Номер журнала: #3 2014 (44), Специальный выпуск «Александр Головин»
Читайте опубликованные в нашем журнале статьи, посвященные Александру Головину:
#3 2014 (44)
Специальный выпуск «Александр Головин»
9 статей
ПОИСКИ И НАХОДКИ
Брэд Розенштейн, Кэтрин Медерос Сысоева
Будущее, воплощенное на сцене: пропавшая постановка «Соловья» Головина и Мейерхольда
#4 2019 (65)
Вечером 30 мая 1918 года петроградские ценители оперы собрались в Мариинском театре на российской премьере «Соловья» Игоря Стравинского. Зрители шли на спектакль, минуя уличные перестрелки, и то, что они увидели на сцене, оказалось для них болезненным напоминанием о крушении их собственного миропорядка. Это была сказка-сатира - умирающий Император в окружении комичных раболепствующих льстецов и возмущенных народных масс. В финале оперы Император избегает смерти благодаря целительной силе искусства, воплощенной в пении Соловья, но эта концовка лишь подчеркивала тревожную неопределенность судьбы другого императора: российская царская семья в то время, когда шла премьера, находилась под арестом, а спустя шесть недель была расстреляна. И это не простое совпадение. Радикально новаторская постановка (режиссура Всеволода Мейерхольда, декорации Александра Головина), в которой было задействовано огромное количество артистов, в том числе 14-летний Георгий Баланчивадзе, будущий Джордж Баланчин, кажется, намеренно обыгрывала напряжение между исчезающим прошлым и неясным будущим, между фантазией и реальностью.
ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Отпечатано в типографии «В Печать»
Издание осуществлено при содействии Фонда «ГРАНИ»
УДК 75.03 (5527) / ББК 88 Щ03
ISBN 4 - 612732 - 980268
Тираж 300 экз.
© Государственная Третьяковская галерея, 2014
Тезисы докладов Международной научной конференции «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ГОЛОВИНА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
(14.10.2014 - 15.10.2014, Государственная Третьяковская Галерея).
См. также:
- Александр Головин в каталоге иллюстраций журнала «Третьяковская галерея»