Академия художеств представляет...
Уходящий год отмечен целым рядом блестящих и уникальных выставок изобразительного искусства. Среди них, как и прежде, заметными явлениями современной отечественной художественной культуры стали персональные и групповые экспозиции, организованные в залах Российской академии художеств на Пречистенке в Москве.
Выставочная деятельность РАХ в первом полугодии уже освещалась на страницах журнала. В завершающем год номере предлагается обзор выставок, проведенных с сентября по декабрь.
16—28 сентября в залах академии была развернута большая ретроспективная экспозиция произведений известного московского живописца члена-корреспондента РАХ Виктора Николаевича Разгулина, чьи картины вошли в собрания Третьяковской галереи, Русского музея, музеев Нижнего Новгорода, Рязани, Архангельска. Творчество живописца трудно ограничить рамками одного художественного направления, также сложно определить его жанровые предпочтения. Главное, что объединяет полотна художника, — поиск гармонии.
И все же можно сказать, что основным жанром для Разгулина является пейзаж, а главным объектом наблюдения — природа. Произведения мастера привлекают поэтической простотой и декоративностью цветового строя. Скромные пейзажи завораживают спокойствием и лиризмом, пленяют зрителя какой-то особенной утонченностью и своеобразной гармонией. Мастер не столько следует своему воображению, сколько внимательно вглядывается в действительность. Его излюбленные мотивы — виды родного Городца, старинного Переславля-Залесского и, конечно, Гурзуф, о котором так проникновенно писал А.С. Пушкин:
...Волшебный край, очей отрада! Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда, долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада...
Наряду с жанром пейзажа одно из центральных мест в творчестве художника занимает портрет в интерьере. С особой любовью и трепетом Разгулин изображает жену и дочь; именно в этих работах ощущаются атмосфера интимного уюта, привязанность и любовь к близким, которые позволяют возвести в идеал сложившийся уклад домашней жизни. Мастер часто прибегает к одной и той же композиционной схеме. Он окружает модели предметами интерьера. Постоянно встречающийся мотив букета цветов свидетельствует об особой праздничности и одухотворенности. Неповторимая цветовая гамма портретов построена на сочетании розовых, малиновых, алых, ярко-красных тонов; немаловажная роль отведена светлым и темным зонам, подчеркивающим удивительно динамичное колористическое «сопровождение» персонажей. Фигуры, как и окружающая их среда, пронизаны светом и воздухом.
Следуя традициям фовистов, мастеров «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», Разгулин в своей живописи утверждает преобладание цвета над формой. Он работает локальными красками ровными полосами или пятнами. Цвета не накладываются друг на друга, а существуют самоценно, сохраняя собственную звучность в колористической полифонии.
Полотна живописца открывают перед зрителем жизнь мастера со всеми ее радостями, переживаниями и сомнениями.
Одновременно с экспозицией работ Разгулина открылась выставка произведений действительного члена РАХ Бориса Владимировича Федорова. В представленных на ней пастелях, стеклянной пластике, живописи на стекле проявляется многогранный и необычный творческий дар этого мастера.
В различных по замыслу работах он воплощает желания, идеи, впечатления, рожденные окружающей действительностью. Пастели Федорова реалистичны; его пейзажи, выполненные в этой технике, наделены удивительной лиричностью. Живопись художника тонка, изящна и гармонична по своим колористическим качествам. Что же касается произведений из стекла, то здесь Федоров экспериментирует. Ощущения от природы стилизованы в них благодаря творческой фантазии и новаторской технике, в результате чего рождаются удивительные по декоративной выразительности произведения.
Особая сторона образного мировосприятия мастера — живопись на стеклянных панелях. Именно здесь он уходит от конкретного изображения в пространство абстрактных ощущений и идей. Его концептуальные «картины» на стекле провоцируют зрителя на неторопливое разглядывание и ассоциативные размышления. Экспериментирование в работах такого плана выходит за рамки классической эстетики благодаря использованию нетрадиционных технических средств и приемов, акцентирующих символизм созданных им художественных образов.
Следом за ранее представленными выставками открылась интересная экспозиция произведений Елены Мухиной «Объекты любви», интригующая уже своим названием.
Отношение к жанру ню менялось со временем, как менялся и идеал женской красоты. После Октябрьской революции подобные произведения появлялись все реже, при условии наличия определенной идеологической тематики. Томные барышни XIX столетия уступили место танцовщицам кабаре, те, в свою очередь, — спортсменкам 1920-х—1940-х годов.
Елена Мухина по-своему воплощает представление о женской красоте, удивительно тонко умеет сочетать эротическую гротескность и наивную поэзию. В ее работах воплощены чистота, интимность и естественная непринужденность женских образов. Подобно многим мастерам объединений начала XX века в своих работах художница использует лубочные приемы — ее полотна часто содержат пояснительные надписи, дополняющие, как бы расшифровывающие смысл изображения. Несмотря на упрощенность форм и каркасность рисунка, ей всегда удается очень точно передать поведение людей, подчеркнуть выразительность их поз и лиц. В ее декоративных композициях главная роль отводится цвету как камертону содержания.
На выставке демонстрировались произведения из серий «Большие Ню», «Танец», «Снятые одежды», «Материнство», «Читая Ахматову», «Аэробика с Синди Кроуфорд». Среди многочисленных «обнаженных» были представлены и исполненные внутренней чувственности автопортреты.
В ноябре открылась масштабная экспозиция произведений известного российского живописца Эдуарда Георгиевича Браговского — представителя старшего поколения мастеров московской школы живописи, действительного члена РАХ, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии. Признанный мастер современного искусства был одним из основателей движения шестидесятников, которое изменило и определило развитие отечественного изобразительного искусства. На выставке экспонировались как хорошо знакомые картины, так и новые, написанные за последние годы.
Браговский родился в 1923 году в Тбилиси. Молодость художника пришлась на суровые годы Великой Отечественной войны. В 1943—1946 годах он служил в рядах Красной армии, затем был зачислен в Художественный институт Литовской ССР в Вильнюсе, а в 1953 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.
С самого начала творческого пути Браговскому удалось утвердиться как самостоятельной творческой личности благодаря высокому профессионализму, ярко выраженному индивидуальному дарованию и самобытной манере. Мастер тональных вариаций и прирожденный колорист, он создал свою систему живописного самовыражения, выработал свое образное и цветовое видение мира.
Браговский постоянно пишет портреты членов своей семьи, натюрморты, виды Тарусы, где с удовольствием проводит большую часть времени. Конечно, его творческие интересы не ограничиваются только Тарусой. Живописец активно путешествовал, отовсюду привозил множество зарисовок и этюдов, послуживших материалом для будущих картин. Художник открывает зрителям неповторимую красоту родной природы, передает очарование старых русских городов — Переславля- Залесского, Пскова, Новгорода, Ферапонтова.
В живописи мастер в основном использует холодные тона: голубые, синие, зеленые, тончайшие оттенки цвета морской волны. Но, несмотря на сдержанность палитры, ему удается создать ощущение живой поверхности холста. Браговский известен и как прекрасный рисовальщик; его графика обладает самостоятельной художественной ценностью.
В свои 85 лет Эдуард Браговский полон энергии и творческих замыслов, которые воплощаются в новых замечательных полотнах. Его произведения хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, большинства крупных музеев России и СНГ, а также в музеях США, Англии, Германии, Испании. Каждый персональный показ работ мастера становится событием.
Наряду с монографическими экспозициями в залах академии в ноябре—декабре были развернуты две большие групповые выставки — «Е.Н. Максимов и ученики» и V выставка-конкурс ЦФО РФ.
Академик РАХ Евгений Николаевич Максимов — признанный мастер современной монументальной живописи — посвятил себя благородному делу возрождения православных храмов России, воссоздания их живописного убранства. Мозаики, фрески, панно, росписи церквей и общественных зданий — этим видам монументального искусства художник отдает все свои силы, глубокие знания, накопленные за годы многолетней практической работы.
Выставка знакомила зрителей с ярким и значительным явлением современного изобразительного искусства — храмовой живописью, имеющей важное духовное и нравственное значение. Были представлены эскизы и фрагменты монументальных росписей, мозаики, иконописные работы, выполненные Максимовым со своей творческой бригадой — художниками И. и Н. Самолыго, И. Дворниковой, Л. Гачевой, С. Васютиной, Ю. Горяной, Д. Репиным. Талантливый педагог, опытный методист, Евгений Николаевич более двух десятилетий воспитывает творческую смену. Им создано целое направление, школа в современном монументальном искусстве, которая пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Он был главным художником и автором росписей Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Важным этапом в деятельности мастера стало участие в восстановлении исторической живописи храма Христа Спасителя в Москве, где группе художников под руководством Максимова были поручены самые ответственные и многотрудные этапы (особой сложностью отличалось воссоздание росписи колоссального центрального купола, общая площадь которого составляет 1137 м2). Мастер считает эту работу одной из самых значительных достигнутых им вершин.
В V конкуре ЦФО РФ участвовали более 200 человек из 18 регионов России, среди которых — как молодые, только начинающие свой творческий путь авторы, так и известные представители отечественного искусства, имеющие уже большой выставочный и профессиональный опыт.
При всем сюжетном и тематическом многообразии представленных работ можно выделить доминирующие художественные идеи этой экспозиции и в первую очередь — лирические пейзажи русских городов. Новые поэтические образы родной природы в картинах В. Телегина «Декабрь» и «Мартовский вечер», отличаются тонким чувством гармонии, душевной теплотой и проникновенностью.
У каждого художника есть излюбленная тема, которая, быть может, неосознанно, проявляется в его творчестве. Именно так можно охарактеризовать многочисленные жанровые полотна В. Иванова. Палитра художника сдержана и проста, ему удается с удивительной эмоциональной точностью передать характеры и настроения жителей русской деревни, чей нелегкий жизненный путь стал отражением судьбы народа. Крестьяне изображены в пространстве окружающего пейзажа, соответствующего их душевным состояниям. Во всех работах художник передает представление о народном характере, нравственной красоте и духовности русского человека.
В созданных Е. Щегловым, А. Ковериным, М. Заутренниковым, О. Сорокиным, Е. Фетисовым психологических портретах отражено содержательное и художественное многообразие духовного мира наших современников с радостями и неудачами, которыми наполнена жизнь каждого человека. Одна из главных задач этих мастеров — стремление к убедительному воплощению душевного состояния своих героев, их исторической общности и индивидуальности судеб.
Наряду с живописными и графическими произведениями на выставке демонстрировались работы скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Среди наиболее ярких, отмеченных глубиной авторского видения, оригинальностью образного мышления произведений выделяются скульптурные композиции, портреты и пластические мотивы В. Суровцева — автора известных монументальных ансамблей и памятников.
В День Конституции, 12 декабря, в Российской академии художеств состоялась церемония вручения премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства за 2008 год (она была учреждена в 2004 году и присваивается за лучшие произведения и вклад их создателей в современную духовную культуру страны). Ставшие уже традиционными выставки-конкурсы свидетельствуют о внимании государства к искусству, о бережном и требовательном отношении к мастерам современной художественной культуры России.
Следует особо отметить выставку работ замечательных питерских мастеров — Григория и Александра Ястребенецких (отца и сына).
Выставка известного петербургского скульптора народного художника РСФСР, действительного члена РАХ Григория Даниловича Ястребенецкого была приурочена к его 85-летию. Мастер является автором более 30 монументов, установленных в России и за рубежом. Среди них — памятники В.Г. Белинскому, М. Горькому, А.Н. Радищеву в Пензе, Д.С. Лихачеву, А. Мицкевичу в Санкт-Петербурге, канцлерам К. Аденауэру и В. Брандту в немецком городе Гревенбройхе, А.Г. Рубинштейну в Петергофе. Ястребенецкий создал яркие, выразительные образы выдающихся российских и зарубежных деятелей культуры: писателя Д.А. Гранина, поэта Г. Гейне, режиссеров И.П. Владимирова и Н.П. Акимова, актеров К.Ю. Лаврова и Е.А. Лебедева, дирижера Ю.Х. Темирканова.
Особое место в творчестве скульптора занимает тема Великой Отечественной войны. Ей посвящены памятник «Безымянная высота» на Ивановских порогах, где проходила линия обороны Ленинграда, мемориал в крепости «Орешек» под Шлиссельбургом, памятник советским воинам, погибшим в концлагере в Нойгайме под Гамбургом (Германия). Произведения Григория Ястребенецкого находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, во многих других музеях России, в Германии, в отечественных и зарубежных частных коллекциях. В настоящее время он руководит творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств.
Выпускник графического факультета Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Александр Григорьевич Ястребенецкий — участник более 100 российских и международных выставок. В экспозицию, открывшуюся в академии, вошли серии «Санкт-Петербург. Серебряный век», «Археология» и «Четыре стихии», выполненные в последние годы в технике шелкографии.
Уходящий год завершался персональной выставкой произведений блестящего скульптора и удивительного рисовальщика действительного члена РАХ, народного художника РФ Валерия Евдокимова. В его монументальной и станковой пластике органично и неповторимо трансформированы традиции академической школы и экспериментальный опыт европейского изобразительного искусства ХХ века.
Творчество Евдокимова обладает особой духовной наполненностью, отмечено индивидуальностью художественного, пространственного, образного мышления, высокой профессиональной культурой. В произведениях большого мастера, проникнутых удивительной музыкальной гармонией форм и ритмов, отражена его тонкая, чувствительная, вдохновенная натура.
Евдокимов — автор многогранный, блестяще проявивший себя в разных жанрах, в традиционной, классической системе изобразительности и в нефигуративной пластике. Универсальный талант позволяет ему реализовать свои художественные идеи как в реалистической, так и в концептуальной формах самовыражения. Он поэт и мыслитель, исследующий глобальные гуманитарные проблемы, этические и духовные. В созданной скульптором обширной портретной галерее выделяются образы творческих личностей, таких, как священник и философ Павел Флоренский, а в ряду композиционных произведений — «Концерт Святослава Рихтера», «Собор», «Семья», «Беседа», «Концерт Александра Князева». Искусство Валерия Евдокимова — пример высокого мастерства и вдохновения, духовного бескорыстия и творческого подвижничества.
Иллюстрации
Холст, масло
Холст, масло
Холст, масло
Стекло
Фреска
Холст, масло
Гипс
Керамика
Шелкография
Шелкография
Холст, масло
Холст, масло
Бронза
Бронза