ВЫСТАВКА А.С.ГОЛУБКИНОЙ 1944 ГОДА «ТРЕПЕТ ЖИЗНИ», интернет-экскурсия

О ПРОЕКТЕ

Виртуальная выставка А.С. Голубкиной «Трепет жизни» — это подборка фотографий и отзывов посетителей выставки скульптора, проходившей в октябре 1944 года в выставочном зале на Кузнецком мосту.

Совершив виртуальную экскурсию по выставке А.С. Голубкиной 1944 года, Вы сможете совершить путешествие во времени и не только и увидеть, но и прочитать, как искусство помогало поддерживать «трепет жизни» даже в самые суровые времена. Ведь не менее важная часть нашей виртуальной выставки — это впечатления её посетителей, бережно перенесённые со страниц Книги отзывов 1944 года на страницы сайта.

Именно в это сложное для страны время мастерство Голубкиной по-новому открылось для измученного войной и лишениями народа: в этот непростой период образ Человека, создаваемый скульптором на протяжении всей её творческой деятельности, обрёл новый, особый смысл. Искусство звучало в унисон с идеалами, рождёнными в пекле войны — ведь образ настоящего человека легко читается каждым, побывавшим на фронте, где нельзя скрыть ни трусость, ни подлость, ни фальшь.

Своё место на виртуальный выставке занимает ещё один мемориальный документ — эссе одного из ведущих советских искусствоведов Давида Ефимовича Аркина, написанное им после посещения выставки «Трепет жизни» и опубликованное в журнале «Литература и искусство» в октябре 1944 года.

Виртуальная выставка приурочена к 150-летию со дня рождения скульптора. Выдержки из книги отзывов публикуются в соответствии с Правилами публикации рукописных источников в современной орфографии. Стилистика текстов и пунктуация полностью сохранены.

Над проектом работали:

Заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности — М.Э. Эльзессер

Автор идеи, автор-составитель, куратор виртуальной выставки — А.А. Анциферов

Руководитель и координатор проекта — Т.Ю. Николаева

Программирование и дизайн — А.А. Артамонов

Обработка изображений — Е.А. Мисюченко

Подготовка материалов, редактура и корректура текстов — А.Г. Осипова

 

ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ

"Как ни странно в Москве нельзя познакомиться с русской скульптурой, увидеть и полюбить её.

Случайные вещи,кое-где рассованные, заброшенные по углам в громоздкой, плохо организованной "Третьяковке", устаревшей по своей экспозиции - это всё, что мы можем увидеть в Москве.

А между тем русская скульптура имеет таких прекрасных мастеров, как Голубкина и Конёнков.

По своему мастерству, силе и глубине они стоят рядом с Репиным, Серовым и Врубелем.

Необходимо дать великим мастерам русской скульптуры возможность открыто и полным голосом говорить с русским народом, который они так горячо любили и увековечили в бронзе, мраморе и дереве. Необходимо организовать новые большие залы скульптуры, пристороив новые помещения к Третьяковке, которую давно пора реорганизовать, <...> и перевезти в специально построенные новые здания.

У ответственных товарищей из Комитета по делам искусств много громких фраз, но мало настоящей, живой любви к такому великому искусству, как скульптура.

Скульптура получает так мало места на наших выставках и в наших музеях.

Кроме того, давно пора построить в Москве новые большие помещения для художественных выставок, отвечающих всем современным требованиям. Об этом говорят и вздыхают уже ряд лет. Мы строим сотни грандиозных предприятий, но для одного здания необходимого советскому искусству у нас не хватает заботы и внимания."

/ [Красноармеец] войск НКВД Л. [...] 21/Х /


*В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация

Подробнее на сайте Государственной Третьяковской Галереи

 

Публикации в журнале "Третьяковская галерея", посвященные жизни и творчеству А.С. Голубкиной:

НАСЛЕДИЕ

Татьяна Галина
Московские страницы творчества А.С. Голубкиной

#2 2014 (43)

МОСКВА - ВТОРОЙ РОДНОЙ ГОРОД АННЫ СЕМЕНОВНЫ ГОЛУБКИНОЙ НАРЯДУ С ЗАРАЙСКОМ, ГДЕ ХУДОЖНИЦА РОДИЛАСЬ 28 ЯНВАРЯ 1864 ГОДА. ГОЛУБКИНА СТАЛА МОСКВИЧКОЙ В 1889 ГОДУ, СО ВРЕМЕНИ НАЧАЛА СВОЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССАХ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ АРХИТЕКТОРА А.О. ГУНСТА. ЗАТЕМ С 1891 ПО 1894 ГОД ОНА УЧИЛАСЬ В МОСКОВСКОМ УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА. ХУДОЖНИЦА ПРОЖИЛА В МОСКВЕ ДОЛГИЕ ГОДЫ. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ГОЛУБКИНА МНОГО РАЗ ВОЗВРАЩАЛАСЬ В ЗАРАЙСК, ПЕРЕЕЗЖАЛА В ПЕТЕРБУРГ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕСЕЛЯЛАСЬ НАДОЛГО В ЕВРОПУ С ТОЙ ЖЕ ЦЕЛЬЮ, ОНА НЕИЗМЕННО СТРЕМИЛАСЬ ОБОСНОВАТЬСЯ В МОСКВЕ, ИМЕТЬ ЗДЕСЬ МАСТЕРСКУЮ, УЧАСТВОВАТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА.

НАСЛЕДИЕ

Ирина Капранова
Рельефы Анны Голубкиной. Между скульптурой и живописью

#2 2014 (43)

РЕЛЬЕФЫ АННЫ СЕМЕНОВНЫ ГОЛУБКИНОЙ (1864-1927) МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫ ЗРИТЕЛЮ, ЧЕМ ЕЕ СКУЛЬПТУРА, А ЕСЛИ СКАЗАТЬ ТОЧНЕЕ - ОНИ ПОЧТИ НЕИЗВЕСТНЫ. МЕЖДУ ТЕМ ОЧЕВИДНО, ЧТО ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ И СТИЛИСТИЧЕСКОМУ РАЗНООБРАЗИЮ, ПО МАСШТАБУ ПЛАСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И НОВАЦИОННОМУ ХАРАКТЕРУ ВОПЛОЩЕНИЯ РЕЛЬЕФЫ ГОЛУБКИНОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАМЕТНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ВАЯТЕЛЯ В ПОСТРОЕНИИ РЕЛЬЕФА ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ И КАЧЕСТВЕННО ОБОГАЩАЮТСЯ СОВРЕМЕННОЙ СКУЛЬПТУРОЙ. ОТ ХУДОЖНИКА УЖЕ НИКТО НЕ ТРЕБУЕТ БЕЗОГОВОРОЧНОГО И ТОЧНОГО СОБЛЮДЕНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ КАНОНОВ В ПОСТРОЕНИИ РЕЛЬЕФА. ОДНАКО ЗАСЛУГА РУССКОГО ВАЯТЕЛЯ, ОТКРЫВШЕГО ПУТЬ К НОВОМУ, СВОБОДНОМУ ОТ УСЛОВНОСТЕЙ АКАДЕМИЧЕСКИХ КЛИШЕ ИСКУССТВУ, ПО ДОСТОИНСТВУ НЕ ОЦЕНЕНА.

НАСЛЕДИЕ

Ирина Капранова
Неизвестная Голубкина. Камеи

№2 2012 (35)

Несмотря на неиссякаемый исследовательский интерес к творчеству Анны Семеновны Голубкиной, крупнейшего русского скульптора рубежа XIX—XX веков, знание о нем далеко от исчерпанности. Неизученным, но, несомненно, уникальным и неординарным художественным явлением в деятельности Голубкиной, тяготевшей к работе в монументальной форме, являются камеи из морской раковины и слоновой кости. Уже первые попытки определить количество миниатюр, вырезанных в разные годы, и осмыслить их место в творчестве мастера, позволили заключить, что камеи представляют собой параллельное направление рядом с хорошо известным станковым искусством скульптора.

ВЫСТАВКИ

Ольга Калугина
«Позовем его сюда…»: Анна Голубкина и Сергей Коненков

№1 2009 (22)

С сентября 2008-го по май 2009 года в Музее-мастерской А.С.Голубкиной проходила выставка «Голубкина. Коненков. Секреты мастерства». Вполне понятно, что путь от возникновения идеи соединить этих великих скульпторов до ее воплощения оказался непрост, но неизбежен. Рано или поздно два «неспокойных москвича», как называли их в петербургской Академии художеств, должны были встретиться в качестве участников одной, именно им посвященной экспозиции. Ничто так не подчеркнет достоинства и неповторимость их художественного почерка, взглядов на жизнь и человеческих пристрастий, как этот неспешный диалог – не из уст в уста, а от произведения к произведению, от материала к материалу, от образа к образу.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play